Взаимодействие детского сада с семьей воспитанников
Автор: Корепанова Ольга Николаевна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 10.09.2020
Статья просмотрена: 95 раз
Библиографическое описание:
Корепанова, О. Н. Взаимодействие детского сада с семьей воспитанников / О. Н. Корепанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5514/ (дата обращения: 17.12.2024).
В семье, образно говоря, закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды.
В. А. Сухомлинский
Дошкольное детство большой отрезок в жизни ребенка. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками [8 c.163]. Детский сад и семья — два института общества, которые рука об руку стоят у истоков нашего общества, но между ними возникают недопонимания, терпения и понятия друг друга. Детские сады в России сегодня посещают 64,6 % детей, а 35,4 % воспитываются дома или ходят в частные детские сады. Родители должны заложить основы нравственного, физического, интеллектуального и личностного развития личности ребенка в дошкольном возрасте. Отсюда следует, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и от образовательного учреждения, а именно взаимодействия, сотрудничества и доверительности.
Взаимодействие — представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Большинство родителей сами воспитывают своих детей, не прибегая к помощи бабушек [1 с. 4].
Современная семья нуждается в разнообразных занятиях: юридических, педагогических, психологических, экономических, медицинских. Большинство современных родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, основываясь на опыте своих собственных родителей. Иногда в семье возникают ситуации, которые приводят к дисгармонии из-за отсутствия жизненного опыта в такой ситуации.
Существует еще одна проблема в воспитании «угасание родительской инициативы». Она выражается в следующем, современные родители пытаются переложить свои родительские обязанности по обучению и воспитанию на других, доля времени, посвящаемого ими семейному общению, катастрофически мала, а вопросы педагогической культуры лежат вне сферы интересов родителей. А еще это связано с тем, что родители не считают себя в полной мере ответственными за воспитание и развитие своих детей. «Мы родители: кормим, одеваем и даем все что можно, а воспитываю и учат пусть в детском саду и школе-так считают многие родители». Отсюда следует вывод, у родителей полное отсутствие интереса к тому, что делают в ДОУ. Но, за воспитание своих детей несут ответственность родители (Конституция РФ, ст.38, п.2 «Забота о детях, их воспитание — равно право и обязанность родителей), а остальные социальные институты только призваны для помощи, поддержки и дополнения их воспитательной деятельности. [3 с.58].
Таким образом непрерывная образовательная деятельность взрослых выступает фактором поддержания социальной компетенции и грамотности.
Отсюда возникает вопрос: «Как заинтересовать наших родителей?». Это задача специалистов дошкольного учреждения, работающих с детьми и их семьями.
Волновали проблемы взаимодействия дошкольных учреждений и семьи в вопросах воспитания и образования детей таких ученных, как Ф. Фребель, В. Соловьева, Е. Н. Водовозова.
Так Е. Н. Водовозова говорила, что главная функция родителей и воспитателей — изучать не только индивидуальные особенности детей в процессе обучения и воспитания, но и науку о воспитании, регулировать влияние внешней среды и создать обстановку, необходимую для воспитания, а это возможно только при совместном желании и грамотном взаимодействии двух сторон [4 с.25].
Главная задача — обучать родителей воспитанников самостоятельному решению жизненных задач, это подразумевает изменения в системе «воспитатель-родитель», что требует усилий от педагогического коллектива. До той поры пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого у него не возникает. Новые знания вводят человека в новую социальную реальность: дают новое видение проблемы и мира. Воздействие нового знания на личность взрослого идет непросто, требует от него беспристрастной оценки собственного опыта. Желание узнать новое подразумевает готовность расстаться со старым порядком вещей. Но у современных родителей это желание не всегда присутствует. Таким образом, для того чтобы появилось желание, сотрудничество с законными представителями должно быть взаимопонимание и доверенность. [2 с.6].
Существует еще одна проблема, вызывающая тревогу: насколько педагоги заранее проинформированы о семье воспитанника, какими сведениями владеют о ребенке, идущем в детский сад, и насколько готовы к плодотворному сотрудничеству с семьей?
Все это подразумевает изменения «воспитатель-родитель» и требует целенаправленной работы педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения в этом направлении [1 с. 32].
Педагог и родитель — это взрослые люди, у которых свои психологические особенности, индивидуальные и возрастные черты, жизненный опыт. Цели и потребности в обучении у каждой стороны разные.
Методы обучения должны быть поисковые, а процесс обучения должен включать постановку проблем и поиск решений, отбор и апробацию информации самими обучающими, что предполагает их совместную активность при консультативной роли обучающего.
Без знаний современного и предыдущего семейного опыта и дошкольного воспитания, без психолого-педагогических исследований оказание квалифицированной помощи невозможно.
Существуют в последнее время групповые формы обучения для родителей. Так, широкую активность получила программа Томаса Гордона «Школа эффективного родителя». Данная программа концентрирует внимание на общении родителей. Родители должны усвоить три основных умения:
– активно слушать и услышать ребенка (что именно хочет ребенок сказать родителям);
– умение выражать собственные чувства и слова, которые понятны для ребенка;
– использовать «выигрышный» принцип для решения конфликтных ситуаций (обе стороны должны остаться довольны в решении ситуации).
Томас Гордон считает, любая проблема должна решаться родителями совместно с детьми. На данных занятиях родители учатся активному слушанию, самовыражению, получают навыки ведения беседы. Те, кто посещал родительские группы, с легкостью меняли стиль воспитания. «Тренинг эффективного родителя» является самой известной и распространенной во многих странах системой воспитания и используется во многих организациях: школах, церквях, консультативными центрами и т. д. [7 с.18].
Из этого следует, что на протяжении долгого времени вопрос о взаимодействии социальных, образовательных учреждений и семьи ставился как один из самых важных.
Взаимодействие с семьей работа нелегкая, не имеющая готовых технологий. Успех определяется инициативой, интуицией, опытом и терпением педагога и возможностью стать профессиональным помощником в семье.
- В настоящее время на базе детских садов и других образовательных организациях создаются различные проекты, родительские объединения, клубы, которые позволяют взаимодействовать учреждению с семьей, семье — с детским садом и с детьми. Здесь оказывают всестороннюю помощь и поддержку родителям в сфере воспитания и образования детей, проводятся различные конкурсы.
Такая помощь заключается в следующем:
- адаптация детей к детскому саду;
- повышение родительской компетенции в вопросах психологической готовности детей к школе;
- развитие у родителей необходимых навыков сотрудничества;
- формировать культуру общения и преодоления старых стереотипов в воспитании детей.
Целью проведения подобных мероприятий являются сплочение родителей и педагогов, педагогов и детей, родителей и детей, а также развитие познавательного интереса и желания к соревновательным действиям.
Но для достижения хорошего результата кроме воспитателя должен подключиться огромный круг специалистов — это медицинские работники, дефектолог, психолог, логопеды. Это позволит обеспечить комплексный подход к решению различных проблем. На занятиях родители учатся активному слушанию, получению информации о опыте других семей.
Основными приемами работы таких групп являются:
– добровольность;
– стремление к самосовершенствованию;
– готовность слушать и принимать информацию.
Существуют основные направления взаимодействия детского сада и семьи:
– дни открытых дверей в дошкольных учреждениях;
– групповые родительские собрания;
– консультации для родителей воспитанников;
– проведение совместных праздников;
– участие в выставках, конкурсах;
– проведение спортивно-массовых мероприятий. [4 с.100].
Из этого следует, что единой формы работы семьей и дошкольным учреждением не существует и отличается разнообразием. И главная задача педагогической семьи — быть заботливыми к вопросам семьи и компетентным решением современных задач в воспитании и образовании.
Грамотное взаимодействие дошкольного учреждения с семьей воспитанников обеспечивает решение вопросов воспитания детей. Но для успешного взаимодействия с семьей в ДОУ необходимо создать все необходимые условия для этого:
– гармоничность и слаженность педагогического коллектива;
– привлечение родителей в жизни ребенка на основе их заинтересованности;
– раскрытие потенциала как у родителей, так и у детей;
– доброжелательность педагогов к ребенку для раскрытия его талантов.
Взаимодействие детского сада и семьи возникает не сразу. Это кропотливый и долгий труд, требующий терпения и упорства в следовании поставленной цели. Не нужно забывать, что семья и детский сад — два воспитательных института, каждый из которых по-своему передает опыт ребенку, и только в тандеме они создают комфортные условия для вступления малышей в огромный мир.
Литература:
- Вместе с семьей: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. Т. Н. Доронова– М., 2002.–120 с.
- Вместе с семьей: cб. / cост. Н. Н. Серова. — СПб.: СПбГУПМ, 1998. — 78 с.
- Журнал «Дошкольная педагогика», 2010–73с.
- Мазалов М. А., Уракова Т. В. История педагогики и образования: конспект лекций. — M.: Высш. образование, 2006. — 192 с.
- Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 112 с. (Сер. «Библиотека руководите‐ ля ДОУ».)
- Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: пер. с польск. — М.: Политиздат, 1990. — 493 с., ил.
- Макаренко А. С. Книга для родителей. — Л.: Лениздат, 1981. — 320 с.
- Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: ООО Изд‐во «Речь», 2002. — 150 с., ил.
- Мухина В. С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов.- 5-е ИЗД., стереотип. — М., 2000
- Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина и др., под ред. И. В. Дубровиной. — 4‐е изд., стереотип. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 160 с.