Создание условий для партнерских отношений с семьями воспитанников как эффективная форма сотрудничества для развития конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кобылянская, Т. М. Создание условий для партнерских отношений с семьями воспитанников как эффективная форма сотрудничества для развития конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми / Т. М. Кобылянская, Г. З. Курмакаева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13632/ (дата обращения: 25.12.2024).



Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Семья и детский сад — два общественных института, “два воспитательных феномена”, которые помогают приобрести ребенку социальный опыт, создают оптимальные условия для вхождения малыша в большой мир, стоят у истоков нашего будущего. А наше будущее — это дети!

“Если человек загадывает на года, он сеет хлеб, если человек загадывает на десятилетия, он сажает деревья, если человек загадывает на века, он воспитывает детей.“

Именно ребенок является основой для сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Рассказывая о ребенке — о том, что происходило с ним в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день — воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с детьми — внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией о ребенке, которой нет и может не быть у самих мам и пап по той простой причине, что их нет рядом.

Хороший родитель всегда заинтересован в подробностях жизни собственного малыша, к своему ребенку он хочет видеть внимательное отношение, индивидуальный подход, персональное внимание к его нуждам.

Что же нужно педагогу, чтобы отвечать этим ожиданиям? Пожалуй, многое. Желание и умение наблюдать “ личную “ жизнь ребенка в группе во всем многообразии ее проявлений, а не только видеть и ценить свои воспитательские действия. Умение выделить существенное и позитивное в характере ребенка. Понимать причины того или иного поступка, поведения в целом. Желание и способность донести увиденное до родителей, чтобы затем вместе с ними сложить из отдельных фактов картину жизнедеятельности и жизнетворчества ребенка. Нужно многое. Но не невозможное.

Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействий между ними, обмен мыслями, чувствами, переживаниями — создают важнейшие условия гармоничного развития ребенка.

В дошкольной организации ребенок получает образование, приобретает навык взаимодействия с социумом, умеет планировать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этим, зависит от семьи. Гармоничное развитие дошкольника без активного включения родителей в образовательный процесс вряд ли возможно. Эффективность воспитания детей во многом зависит от уровня педагогической грамотности, педагогической образованности и компетентности родителей. В современных родителях все тверже проявляется убежденность значимости собственной личности, все большее число молодых проникается пониманием важности собственной активности, ответственности за качество своей жизни. Это внутренняя, личностная составляющая. Именно их пример, и личные качества определяют результативную функцию семьи.

Неоспорим тот факт, что для обеспечения гармоничного развития ребенка необходимо единство и согласованность двух социальных институтов: семьи и детского сада. Семья — это первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека, среда обитания и воспитания, где решаются основные педагогические задачи. Именно семья играет определяющую роль в становлении личности ребенка, в приобщении к системе общечеловеческих ценностей.

Нововведения государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Усилена государственная поддержка семей, которая выражается в доступности дошкольного образования, квалифицированной консультативной помощи, психолого-педагогической поддержке семьи, в повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей раннего и дошкольного возраста охраны и укрепления их здоровья. Роль родителей и образовательной организации закреплены в нормативно-правовых документах: Конституции РФ, Семейном кодексе РФ (СК РФ), Законе РФ «Об образовании в РФ», Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Из этого следует, что семья и детский сад, как первая ступень общественного образования, должны идти вместе по одному пути. Так как эффективность воспитания ребенка, овладения им общечеловеческими ценностями, как условия личностного развития зависит от выстраивания партнерских отношений, умения дополнять друг друга, поддерживать, оказывать помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Философия взаимодействия детского сада и семьи заключается в том, что за воспитание детей несут ответственность родители. А детский сад призван помочь, поддержать и направить их воспитательную деятельность. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».

Как социальное явление детский сад меняется все больше и больше. Из некогда закрытой самодостаточной структуры. Он становится открытым, подверженным существенным переменам.

Детский сад — первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Сегодня воспитатель должен уметь «выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями.

Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта — готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться свой информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках.

Одной из основных задач взаимодействия детского сада с семьей является создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.

Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах.

Все формы работы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Коллективные формы:

‒ родительские собрания (общие, групповые) — форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского с и семьи;

‒ конференции;

‒ круглые столы;

‒ экскурсии по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ.

Индивидуальные формы:

‒ педагогические беседы с родителями;

‒ тематические консультации (проводятся специалистами);

‒ заочные консультации — ящик (конверт) для вопросов родителей;

‒ посещение семьи ребенка;

‒ переписка с родителями, индивидуальные памятки.

Наглядно-информационные формы:

‒ видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий;

‒ фотографии;

‒ выставки детских работ;

‒ стенды, ширмы, папки-передвижки.

Индивидуальная формаодна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. К ней, прежде всего, относятся беседы с родителями, консультации, направленные на педагогическое просвещение.

Беседа воспитателя с родителями — наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом, матерью, другими членами семьи.

Беседы должны отвечать определенным требованиям:

быть конкретными и содержательными;

давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;

пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа — это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

К коллективным формам относятся родительские собрания, групповые конференции, консультации, «Круглые столы» и др.

Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. К ним относятся родительские уголки, тематические выставки стенды, ширмы, папки-передвижки, которые знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, оказывают практическую помощь семье.

Главная задача наглядной пропаганды — целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье.

Примером информационной пропаганды служит уголок для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:

‒ материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;

‒ материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Самое главное заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.

Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям ДО, фотовыставки и фотоотчеты о работе группы на сайте образовательного учреждения;

Например, выставки детских работ: детские рисунки, самодельные игрушки, поделки, детские книги, альбомы и т. д.

Информационные листки, которые могут нести в себе следующую информацию:

‒ объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

‒ сообщение от медицинского работника;

‒ благодарности родителям и т. д.

Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома», «Как я провел лето», «Традиции моей семьи» и т. д.

Папки–передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей», «Безопасность», «Это важно для ребенка», «Готовимся к школе» и т. д.

В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как проведение различных акций, почта доверия, мастер-классы, круглые столы, презентации, выпуски семейных газет и плакатов, проведение тренингов, ролевых, имитационных и деловых игр, выставки семейных реликвий, участие в работе различных клубов и проектно-исследовательской деятельности.

Об эффективности проводимой в дошкольных отделениях работы с родителями свидетельствуют:

‒ проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

‒ возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

‒ ответы на вопросы родителей ими самими;

‒ приведение примеров из собственного опыта;

‒ увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

‒ стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

‒ размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

‒ повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Организация взаимодействия с семьей — работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой, терпением и тактом педагога, его профессиональной этикой и мастерством. Не надо останавливаться на достигнутом, а нужно искать новые пути сотрудничества с родителями.

Литература:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 г.
  2. Партнерство дошкольной организации и семьи / Под ред. С. С. Прищепа, Т. С. Шатверян. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 г.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  4. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями. — М.; Просвещение,2015 г.
  5. Свирская Л. В. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007 г.
  6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М.: ТЦ СФЕРА, 2007 г.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, ребенок, семья, воспитание детей, метод воспитания детей, содержание, дошкольное образование, образовательный процесс, практическая помощь.

Похожие статьи

Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся

Совместная разработка и реализация социально значимых проектов как эффективное средство социально-личностного развития дошкольников

Организация семейного клуба как формы взаимодействия с семьями воспитанников в развитии игровой деятельности дошкольников

Современные формы работы с родителями как фактор повышения эффективности взаимодействия семьи и детского сада

Развитие личностно ориентированного взаимодействия педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников

Повышение социально-педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Создание условий для психического здоровья ребенка в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Реализация организационно-педагогических условий развития новых форм взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в процессе подготовки детей к школе

Развитие творческого мышления учащихся как условие повышения качества работы учреждения дополнительного образования детей

Похожие статьи

Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся

Совместная разработка и реализация социально значимых проектов как эффективное средство социально-личностного развития дошкольников

Организация семейного клуба как формы взаимодействия с семьями воспитанников в развитии игровой деятельности дошкольников

Современные формы работы с родителями как фактор повышения эффективности взаимодействия семьи и детского сада

Развитие личностно ориентированного взаимодействия педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников

Повышение социально-педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Создание условий для психического здоровья ребенка в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Реализация организационно-педагогических условий развития новых форм взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в процессе подготовки детей к школе

Развитие творческого мышления учащихся как условие повышения качества работы учреждения дополнительного образования детей