Использование интерактивных форм работы с родителями
Авторы: Каменская Инна Николаевна, Сагайдачникова Ольга Николаевна, Кобелева Татьяна Ивановна, Фесюк Галина Ивановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 16.01.2014
Статья просмотрена: 4690 раз
Библиографическое описание:
Каменская, И. Н. Использование интерактивных форм работы с родителями / И. Н. Каменская, О. Н. Сагайдачникова, Т. И. Кобелева, Г. И. Фесюк. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4865/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время в России идет процесс становления новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается изменениями в педагогической теории и практике: так, детские сады приобрели право выбора содержания и методов работы с детьми. Главной целью дошкольного образования на современном этапе является развитие свободной, любознательной, творческой эмоционально отзывчивой личности. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» был объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей. В указе говорится о том, что дети должны стать активными участниками решения важнейших задач, направленных на возрождение и всестороннее укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства. Образовательные организации призваны оказывать помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Кроме того, согласно новому закону об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомитьсяссодержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а так же с оценками успеваемости своих детей. Поиск новых форм сотрудничества педагогов с родителями является важнейшим направлением обеспечения качества дошкольного образования. Активно используя новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада, мы акцентировали внимание на сохранение преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач образования детей. С этой целью педагог должен знакомить родителей с динамикой развития способностей детей, с достижениями в образовании детей, по желанию родителей — с материалом, осваиваемым в дошкольном учреждении.
Для того, чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребенок в дошкольном учреждении, но и непосредственно участвовать в совместной с ним деятельности, а так же получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей, используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Одна из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи в настоящее время — семейный клуб, участие, в работе которого является добровольным. Свой вклад в организацию деятельности клуба вносят разные специалисты ДОУ (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинские работники). Общение в рамках семейного клуба создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.
В рамках родительского клуба проводятся творческие мастерские для детей и родителей. Цель работы клуба: формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а так же позитивного отношения к себе, взрослым и к окружающему миру.
Задачи клуба:
- Учить детей осознанно относиться к своим чувствам;
- Развивать умение анализировать и углублять собственные переживания, управлять своими чувствами;
- Формировать у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка;
- Поддерживать интерес родителей к внутреннему миру своего ребенка;
Периодичность: встречи семейного клуба можно проводить 2–3 раза в год.
Работа в семейном клубе должна реализовываться через игровую деятельность детей и взрослых, создание комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Для активизации воспитательных возможностей родителей можно использовать разнообразные активные формы общения с ними:
- Семейные игровые программы;
- Совместный досуг взрослых и детей;
- Познавательно-игровые викторины;
- Творческие мастерские;
- Дискуссионные встречи, практикумы, тренинги;
В процессе проведения таких программ родители смогут вместе с ребенком играть, лепить, рисовать, выполнять спортивные и танцевальные упражнения, задавать друг другу вопросы, загадывать загадки, соревноваться. Одна из нетрадиционных формвзаимодействия педагогов с родителями в процессе формирования ценностных ориентиров — защита детско-родительских проектов. Проект, строится на основе интересов детей и взрослых. Любознательность детей, желание узнать новое и интересное, служит поводом для разработки и реализации проекта. Работа проходит в несколько этапов.
1 этап — выбор темы. Совместно с детьми определяется тема, собирается информация, используя «модель трех вопросов»: что мы знаем? что еще хотим узнать? как мы можем это сделать?
2 этап — подготовительный, на основе интересов и особенностей детей, а так же возможностей тематического проекта подбирается соответствующий инструментарий, материал, музыкальный репертуар и атрибуты.
3 этап — реализация проекта в разных видах деятельности в центрах активности. Совместными усилиями педагогов и родителей создаются центры активности — особая предметно-развивающая среда, обеспечивающая каждому ребенку право выбора деятельности. Например, в центре музыки — для повышения интереса к пению и развитию певческих навыков используются разнообразные приемы: пропевания названий чего-то, например насекомых с определенных ступеней в виде интервалов; игровые упражнения «Музыкальное эхо», «Гуделка», «Поющие пальчики». В центре литературы для формирования правильного певческого дыхания предлагаются упражнения: «Звукоподражатель», «Раз букашка, два букашка» и т. д.
4 этап — заключительный — презентация проекта, ввиде музыкального спектакля, или праздника, досуга, где дети совместно с родителями демонстрируют свои музыкальные и творческие способности.
Формы взаимодействия педагогов с семьями детей:
Коллективные:
- Родительские собрания сцелью информирования по вопросам содержания, целей и задач, условий воспитания ребенка в дошкольном учреждении и семье;
- Открытые занятия сдетьми для родителей(с последующим обсуждением);
- Занятия, тренингового характера, в форме заседаний детско-родительского, семейного клуба: «Клуб заботливых родителей», «Клуб любителей музыки», «Клуб ценителей искусства», «Гармония», «Здоровячок». С целью социально-педагогического просвещения родителей, освоения способов рефлексивного поведения в совместной деятельности, способами саморегуляции во время занятий с детьми, способами активизации и обогащения игровой деятельности ребенка в семье.
- Семинары-практикумы для родителей сцелью их знакомства с детскими играми, овладения методикой организации воспитания в семье, навыками конструирования, планирования занятий с детьми, обучения технологии изготовления игрушек и пособий, организации развивающей среды;
- Круглые столы сцелью анализа, рефлексии, самооценки и обобщения опыта совместного воспитания родителей и детей;
- Конференции по вопросам взаимосвязи семьи и детского сада для решения задачи дошкольного образования детей;
Тематические выставки; диспуты;
- Анкетирование и тестирование родителей сцелью получения сведений об уровне развития ребенка, условиях семейного воспитания, прояснения педагогической позиции родителей в вопросах образования детей, изучения ценностных ориентаций родителей, установок на характер взаимодействия с дошкольным учреждением и др.
- Мастер-классы с целью совершенствования методики воспитания детей в условиях интеграции содержания музыкальной, художественной, театрально-игровой, литературно-речевой, двигательной деятельности;
- Семейные педагогические проекты («Вечер у рояля», «Здоровые дети в здоровой семье», «Ярмарка педагогических идей») с целью обмена опытом семейного воспитания в вопросах проведения семейных праздников и досуга.
Индивидуальные:
- Консультации сцелью информирования родителей по вопросам индивидуального развития ребенка.
- Анализ педагогических ситуаций сцелью профилактики конфликтных ситуаций в вопросах организации взаимодействия педагогов и родителей, повышения педагогической культуры родителей, их самооценки в вопросах воспитания детей.
Наглядно-информационные:
- Организация музыкально-поэтического уголка в группах кратковременного пребывания детей с целью информирования родителей о содержании музыкально-эстетического воспитания ребенка в семье.
- Организация уголка краткой информации в виде стенда сцелью обогащения знаний родителей о физкультурно-оздоровительной работе в детском саду.
- Организация библиотеки для родителей сцелью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания.
Современный детский сад не может обойтись безинновационных технологийпри взаимодействии с родителями воспитанников. Это и сайт детского сада, где размещается необходимая информация для родителей, материалы прошедших семейных гостиных, консультации специалистов, ответы на вопросы, а так же и тематические дайджест-журналы, которые можно разместить на сайте.
Содружество семьи и детского сада обусловлено необходимостью согласования содержания, методов и форм организации семейного и общественного воспитания с целью обогащения способов самостоятельных действий ребенка. Зачастую родители не всегда заботятся о создании условий для всестороннего развития детей, а педагоги не учитывают опыт семейного воспитания в практике работы. Это порождает необходимость совместного обсуждения таких проблем развития детей, как общие и специальные способности ребенка, их возрастные и индивидуальные проявления, характер. Интерактивные методы ставят родителей в активную позицию, повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом, проясняют родительские ожидания, представления, позволяют углубить воздействие педагога на родителей.
Благодаря интерактивным формам взаимодействия, родители чувствуют себя полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса и учатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами детского сада.
Литература:
1. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьёй //Дошкольное воспитание. 2000. № 3.
2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. М., 2010.
3. Майер А. А., Давыдова О.И., Воронина Н. В. 555 ИДЕЙ для вовлечения родителей в жизнь детского сада. М., 2011.
4. Пастухова И. О. Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи. М., 2007.