Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 07.05.2016

Статья просмотрена: 3031 раз

Библиографическое описание:

Доронина, Е. В. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики / Е. В. Доронина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10517/ (дата обращения: 16.12.2024).



Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс кардинально изменило отношение к учебным материалам. Современные образовательные стандарты и нормативы указывают на возможность и необходимость использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе вместе с печатными (или вместо них) [1].

В педагогической литературе существуют различные подходы к определению понятия «электронный образовательный ресурс», что свидетельствует о его многогранности и комплексном представлении. Так, например, А. А. Телегин, считает, что под электронным образовательным ресурсом подразумевается целая система представленного при помощи компьютерной техники упорядоченного учебного материала (в формате текстов, графических изображений, аудио, видео и т. п.), предполагающая его активное освоение обучаемыми с целью формирования у них совокупности знаний и практических навыков в определенной научной области [2].

Внедрение ЭОР в учебный процесс позволят активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся, разнообразить их формы работы, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый педагог мог подготовить и провести урок с использованием современных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

Но прежде чем вводить новые средства обучения, учитель должен ясно осознавать педагогическую целесообразность применения ЭОР на уроке. Ему необходимо иметь представление о том, какие образовательные задачи можно реализовать, если применить ЭОР. Используемые ЭОР должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью учителя и учащегося.

Сегодня можно выделить следующие основные виды электронных учебных материалов:

‒ наглядная презентация учебного материала;

‒ электронный справочник;

‒ электронный лабораторный практикум;

‒ компьютерная тестирующая система;

‒ электронное учебное пособие (интегрирует элементы электронного справочника, электронного лабораторного практикума, компьютерной тестирующей системы);

‒ образовательный комплекс (содержит все вышеуказанные виды учебных материалов) [3].

Необходимо отметить, что названные электронные средства обучения представляют собой достаточно большие по объему и информационной насыщенности комплексы. Они, как правило, реализуются в специальных профессиональных лабораториях или мастерских и предоставляются практикующим педагогам уже в готовом виде.

Сегодня многие педагоги самостоятельно готовят ЭОР для своих занятий. Причин этому много, но основной причиной можно назвать желание педагогов работать в режиме собственного авторского подхода к процессу обучения. Многие авторские ЭОР представляют собой не только мультимедийные презентации для иллюстративного объяснения материала, но и интерактивные приложения, тренажеры, электронные тесты для проверки знаний учащихся.

Для создания ЭОР учителями сегодня используются многие программные средства, к которым можно отнести как стандартные программы: для создания презентаций, текстовый, графический редакторы, звуковые и видеоредакторы, так и специальные программы: тестирующие комплексы, программы для создания web-страниц, flash-роликов, различные языки программирования, программы для интерактивной доски и др. Большое распространение сегодня получают различные интернет-сервисы и порталы для создания ЭОР, например, гипертекстовых учебников с помощью систем дистанционного обучения, интернет-тестов и опросов, интерактивных приложений и др.

На своих уроках информатики я также использую ЭОР. Причем, большинство из них создаю сама, это не только мультимедийные презентации, но и электронные учебные пособия, задачники, тесты, дистанционные уроки и интерактивные приложения для учащихся 5–11 классов.

Из авторских электронных учебных пособий можно назвать «Программирование на языке Pascal», «Информация. Представление информации» для учащихся 9–10 классов, «Объектно-ориентированное программирование Lazarus» для учащихся 11 классов. Такие электронные пособия содержат различные модули. Например, пособие «Программирование на языке Pascal» состоит из 52 уроков из них 19 лабораторно-практических работ. Данный ЭОР представлен в виде web-сайта, состоящего из большого количества страниц с текстовым, иллюстративным материалом, интерактивными элементами, flash-роликами, объединенными гиперссылками. Каждый урок представлен заданиями для повторения и актуализации знаний (рис. 1), теоретическим и практическим материалом (рис. 2), заданиями для закрепления и для самостоятельной работы.

В каждой лабораторно-практической работе по 8 дифференцированных вариантов разной сложности. В варианте 3 задания базового, среднего и повышенного уровня. А также имеются дополнительные задания высокого уровня для углубленного обучения учащихся.

Рис. 1. Задания на повторение

Рис. 2. Теоретический материал урока «Оператор выбора»

Электронное пособие можно применять в нескольких вариантах: на уроках для объяснения материала, для выполнения практических работ, для закрепления материала в качестве домашнего задания, во внеурочной деятельности для подготовки к олимпиадам по программированию, для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по информатике, а также для самостоятельного изучения учащимися в виде дистанционного курса.

Данное электронное учебное пособие зарегистрировано, как ресурс образовательного назначения Институтом научной и педагогической информации Российской Академии Образования и получило сертификат. А также оно участвовало во всероссийском конкурсе «Прояви себя» в номинации «Электронное учебное пособие» в 2014г и заняло призовое место.

Результативность применения данного пособия — хорошая. Это и высокие показатели ЕГЭ и ОГЭ по информатике, и ежегодные призовые места муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике (программирование).

Электронное учебное пособие представлено на моем личном сайте http://doronina-ek.ucoz.ru/, где его можно скачать вместе с методическими рекомендациями по применению.

В качестве другого примера применения ЭОР на уроках информатики можно привести разработанный мною интерактивный задачник по информатике для 5 класса, размещенный на моем сайте на странице http://doronina-ek.ucoz.ru/index/zadachnik_5_klass/0–52. Интерактивный задачник содержит задания разных типов для каждого из 35 уроков по программе Л. Л. Босовой: интерактивное задание, разработанное с помощью сервиса LearningApps.org, творческое задание, интерактивное приложение, разработанное с помощью программы Lazarus, практическая работа, тест для программы MyTest, контрольная работа, задание-минутка (для развития логического мышления), задания повышенного уровня.

Рассмотрим некоторые типы заданий. Например, задания, разработанные с помощью сервиса LearningApps.org, иллюстративны, обладают интерактивными свойствами, удобным интерфейсом (рис. 3). Создать их не составит особого труда любому учителю. А применение на уроках целесообразно и эффективно. Эти задания необходимо включать в работу после изложения нового материала, для первичного закрепления изученного материала, а также в качестве домашнего задания. Задания можно демонстрировать через обычный проектор и выполнять с учащимися совместно, либо индивидуально. А при наличии компьютеров, ноутбуков или планшетов, можно организовать индивидуальную работу для всех учащихся.

Рис. 3. Задание Носители информации

Другой тип заданий — интерактивные приложения — разработаны с помощью программы Lazarus. Для создания таких заданий необходимы знания объектно-ориентированного программирования. Использовать такие приложения (рис. 4) можно на локальном компьютере без выхода в Интернет.

Рис. 4. Интерактивное приложение «Переливания»

Обычно такие приложения необходимы не только для первичного закрепления изученного, но и более глубокого. В таких заданиях несколько уровней, от легкого к сложному. Они позволяют визуализировать ход решения задачи и алгоритма выполнения, дать возможность отыскать ошибку и скорректировать алгоритм решения на любой стадии ее разработки, повторить найденное решение, осмыслить его и попытаться найти более рациональное или оптимальное решение, наблюдать динамику решения задачи с помощью экранных объектов.

Такие интерактивные задания вселяют уверенность в учащихся, создают ситуацию успеха. Это повышает эффективность обучения, позволяет на качественном уровне проводить занятия, помогает действенно осуществлять обратную связь, способствует повышению мотивации обучающихся, помогает визуализировать многие сложные задания, тем самым облегчает их решение, а соответственно развивает мышление школьников. Результатом эффективности применения интерактивного задачника могут служить ежегодные призовые места в конкурсах и олимпиадах разных уровней по информатике для 5 класса.

Интерактивный задачник по информатике стал победителем в нескольких конкурсах, например, международном конкурсе «Интернет технологии в обучении» от Центра Педагогических Инноваций им. К. Д. Ушинского в 2016 году.

Безусловно, электронные образовательные ресурсы необходимо применять в учебной деятельности, но учителю нужно обдумывать целесообразность применения того или иного ЭОР на уроке. Качественно подобранные или созданные ЭОР становятся эффективным средством обучения, с помощью которых педагог формирует картину мира ученика и развивает его способности.

Литература:

  1. Панкова Е. В. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе / Е. В. Панкова // Научные и технические библиотеки. — 2014. — № 1: 20-я Юбилейная Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» — «Крым-2013". — С. 46–48.
  2. Телегин А. А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Курск, 2006. — 23с.
  3. Ившина Г. В. Разработка электронных образовательных ресурсов: мониторинг качества и внедрение / Г. В. Ившина // Учебно-методическое пособие по направлению «Электронные образовательные ресурсы». — Казань: КГУ, 2008. — 97 с.
  4. Доронина Е. В. Электронное пособие «Программирование на языке Pascal»: [Электронный ресурс]. 2010–2014. URL: http://doronina-ek.ucoz.ru/10/programmirovanie_na_jazyke_pascal.rar (Дата обращения: 14.04.2016)
  5. Доронина Е. В. Интерактивный задачник для 5 класса по информатике: [Электронный ресурс]. 2014–2015. URL: http://doronina-ek.ucoz.ru/index/zadachnik_5_klass/0–52 (Дата обращения: 14.04.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): задание, интерактивный задачник, процесс обучения, урок, учащийся, электронное учебное пособие, домашнее задание, компьютерная тестирующая система, объектно-ориентированное программирование, первичное закрепление.