Семья — социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Семья — важнейший элемент социальной ситуации развития
Л. C. Выготский
Кто он, современный родитель? Чем отличается от родителей прошлого? Осознает ли свою ответственность за воспитание ребенка, считает ли своей обязанностью создание условий для его полноценного личностного развития? Готов ли к организации жизнедеятельности своего малыша в дошкольном учреждении? С этими вопросами неизбежно сталкивается каждый думающий педагог, обеспечивающий личностное развитие каждого ребенка.
В современных условиях, считает Л. В. Абдалина, профессионализм педагога становится центральным объектом государственной политики, «что выражается в социальном заказе готовить педагога высокого уровня, способного активно содействовать реализации образовательных проектов национального масштаба» [1]. Одной из основных задач современного педагога дошкольной образовательной организации является установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий с родителями для развития и воспитания детей, создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Согласно ст.44 Закона «Об образовании в РФ», «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами» [2]. Поэтому, важное значение приобретает взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.
Сегодня одним из условий необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, становится привлечение родителей к участию в работе детского сада. Что, в свою очередь, обуславливает применение современных педагогических технологий: инновационных, информационных, игровых, проблемного обучения, проектных, модульных, сотрудничества, а также здоровьесберегающих.
Изменения, которые на сегодняшний день происходят в дошкольном образовании, в первую очередь направлены на повышение его качества. Дошкольное образование так же во многом зависит от согласования действий семьи и ДОУ. Только при рассмотрении детского сада и семьи в рамках единого образовательного пространства, может быть достигнут положительный результат [3].
На сегодняшний день проблема взаимодействия дошкольной организации с семьей остается актуальной и приобретает обостренный характер. Сложности в отношениях между образовательным учреждением и семьями воспитанников могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с недоверием родителей к воспитателям. Поэтому мы, педагоги очень часто испытываем трудности в выборе форм и методов работы с родителями. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимодоверие, взаимопонимание и взаимоуважение.
Гармоничное развитие ребенка без активного участия его родителей в воспитательно-образовательном процессе невозможно! Однако роль ДОО в становлении личности и развитии ребенка очень велика. Так как большую часть времени ребенок проводит в детском саду, здесь у него формируются навыки общения с другими детьми и взрослыми, умение организовывать собственную деятельность, позитивная самооценка, открытость перед лицом новых возможностей, оптимистичное отношение к жизни и базовое доверие к миру.
В основных принципах ФГОС ДО (п.1.4) отмечена необходимость «сотрудничества Организации с семьей», а в п.1.3.9 — «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [4]. Целью установления взаимодействия с родителями, является разработка альтернативных форм по организации сотрудничества с семьями воспитанников, приобщении родителей к участию в жизни ДОО через поиск и внедрение эффективных форм взаимодействия. Эту цель можно достигнуть только при условиях: повышения уровня педагогической культуры родителей; установления доверительных, партнерских отношений между родителями и ДОО; пропаганде интересного опыта семейного воспитания, лучших семейных традиций, а также здорового образа жизни.
Главная ценность семейного воспитания состоит в особом эмоциональном микроклимате, в атмосфере любви, нежности и ласки, которая окружает ребенка в семье [5]. Поэтому с любыми своими воспитательно-образовательными задачами встает основополагающая задача: установить добрые, доверительные отношения с семьей. В своей работе мы стараемся, чтобы каждая семья была уверенна в хорошем отношении к ребенку. Работа строится так, чтобы они ценили не только педагогическую компетентность, но и личные качества: доброту, чуткость, внимание, тактичность и воспитанность. Все это помогает в установлении сотрудничества и взаимодействия с семьей на благо каждого ребенка.
В своей работе с родителями мы используем следующие направления: творческие, познавательные, досуговые в нетрадиционно-активных формах: мастер-классы, круглые столы, гостиные, мини-практикумы, семинары-практикумы, тренинги.
Познавательное направление — ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания детей. Это совместные проекты, общие групповые собрания, круглый стол по любой теме, консультации и индивидуальные беседы, выставка детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. А также открытая образовательная деятельность, совместные экскурсии, родительская гостиная, клуб, аукцион секретов воспитания, совместное создание развивающей предметно-пространственной среды.
Информационно-аналитическое направление — это ознакомление с ДОО, особенностями его работы, с педагогами через официальный сайт образовательной организации, страничку детского сада в Инстаграм, фотовыставки, рекламу в средствах массовой информации, информационные проспекты, видеофильмы «Из жизни одной группы детского сада».
Наглядно-информационное направление — обогащение знаний об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста через организацию тематических выставок; информационные стенды; записи видеофрагментов организации различных видов деятельности, режимных моментов; фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки.
Досуговое направление призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Это праздники, развлечения, знакомство с профессиями родителей (совместные проекты), дни добрых дел, акции, выставка семейной коллекции, семейные спортивные встречи, конкурс семейных талантов. Одна из форм данного направления, которую мы используем в своей практике — это педагогические посиделки. Уютная обстановка в группе, ароматный чай с аппетитными пирогами, приготовленными одной из мам, все это составляющие непринужденного разговора, когда каждый может поделиться своим мнением.
Одной из эффективных форм является «Творческая гостиная». Это модель взаимодействия «родитель-ребенок-педагог», где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми знаниями, и обучает некоторым специальным навыкам, приемам взаимодействия с ребенком. На этих встречах дети и родители вместе играют, поют, танцуют, а итогом становится творческая деятельность-создание индивидуальных или коллективных работ. Творческие гостиные способствуют формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей и детей, помогают родителям осознать важность периода детства как базовой ступени развития личности ребенка.
Так же при взаимодействии с родителями мы используем такую форму работы как занятия-тренинги. Это одна из конструктивных форм сотрудничества с семьей, ориентированная на создание триадных отношений. Тренинги способствуют созданию единого развивающего пространства для ребенка, в котором родители, дети, и педагоги-равноценные партнеры. Родители имеют возможность увидеть своего ребенка в общении с другими детьми и взрослыми, объективно оценить его слабые и сильные стороны, помочь своему ребенку стать более коммуникабельным, избавиться от комплексов. Такая форма взаимодействия помогает созданию «родственных отношений» в группе. Мамы и папы на таких занятиях становятся ближе не только со своим ребенком, но и с другими детьми группы. Если единение происходит на совместных тренингах детей и родителей, то у ребенка возникает ощущение большой значимости и важности таких занятий. Ребенку всегда хочется рассказать о тех событиях, которые происходят без родителей. А уж если возможно показать: «Вот как весело мы живем, вот чем мы занимаемся!»,-то детской радости нет границ. Далеко не все родители имеют педагогические знания. На совместных занятиях они учатся тому, как можно поиграть с ребенком, при этом развивать его способности и обогащать его познания об окружающем мире; как строить партнерские взаимоотношения со своим ребенком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности. Не только родители узнают об организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду, но и педагоги имеют возможность в непосредственном общении познакомиться с родителями воспитанников поближе, узнать их увлечения, способности, таланты. И, опираясь на эти знания, привлекать родителей к совместным праздникам, конкурсам, соревнованиям, экскурсиям, которые делают жизнь детей яркой, эмоционально насыщенной, интересной и содержательной.
Одной из эффективных форм работы с родителями остается родительское собрание. Но собрания проводятся более интересно, в нетрадиционной форме. Используются аудио, видео, фотоматериалы.
Реалии нынешнего времени требуют от нас проведение всех вышеперечисленных форм работы в дистанционном режиме, используя современные программы и устройства. Родительские собрания проводятся в системе ZOOM, мастер-классы мы проводим в предварительно записанной видеозаписи, неотъемлемой частью дистанционных форм работы являются социальные сети, у нас есть страничка в инстаграм, мы создали группу в ВК, где размещаем консультации для родителей, видеозаписи мастер-классов, фотографии режимных моментов, образовательной деятельности.
Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенный результат. Они стали активными участниками всех дел детского сада, непременными помощниками педагогов.
Идея Ф. Фребеля о необходимости включения родителей в жизнь детского сада не утратила своей актуальности и по сей день. Время и современные реалии требуют новых методов и подходов. Прежде всего потому, что меняется само отношение к детям. На первый план выходит проблема раскрытия индивидуального начала в каждом ребенке, что, конечно не исключает того, чтобы прививать нормы и правила человеческого общения. Без поддержки родителей эту задачу нам, педагогам, трудно решить.
Литература:
- Абдалина Л. В. «Профессионализм педагога: Структура и механизм развития»
- Закон «Об Образовании в Р. Ф». ст.44
- Осипова Л. Е. «Работа детского сада с семьей»
- ФГОС ДО п.1.4, п.1.3.9
- Лазарев А. А. «Семейная педагогика: учебное пособие»