Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников
Авторы: Шмонина Светлана Геннадьевна, Белоусюк Ирина Валерьевна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.
Дата публикации: 05.07.2020
Статья просмотрена: 614 раз
Библиографическое описание:
Шмонина, С. Г. Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников / С. Г. Шмонина, И. В. Белоусюк. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5443/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье авторы предлагают эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в дошкольных учреждениях.
Ключевые слова: взаимодействие, родители, дети и педагоги.
Одной из основных задач в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», стоящих перед детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Но что, же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают?
Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение — сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т. А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений, достигает высокой результативности воспитательно — педагогического процесса в ДОУ.
К сожалению, в практике работы детского сада с семьей преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей, характеризующееся порциальностью, четкими границами и формальностью общения, нехваткой времени и нежеланием работать в сотрудничестве, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющимися иногда место недоверием родителей к воспитателям, педагогической пассивностью родителей, с непониманием родителями своей воспитательной функции, с нежеланием установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, с обсуждением проблем в социальных сетях. Все это затрудняет развитие отношений в семье, а значит и развитие ребенка. Таким образом, проанализировав ситуацию, мы пришли к необходимости нововведений во взаимодействии с родителями. Необходима была разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Для этого мы разработали программу взаимодействия с семьями воспитанников.
Цель — установление партнерских отношений участников образовательного процесса, раскрытие их потенциала, используя современные и эффективные формы взаимодействия с родителями.
В работе с родителями выделили следующие задачи :
– приобщить родителей к жизни детского сада;
– объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка;
– предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом, семейными традициями;
– привлечь родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организации современных форм работы;
– вызвать интерес к обмену культурными традициями, устоями отдельных семей;
– активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения родителей;
– создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Разработали этапы взаимодействия с родителями :
1 этап — Подготовительный (диагностический):
– Изучение семьи ребенка.
– Изучение детско-родительских отношений.
– Анкетирование родителей.
– Наблюдение за формами взаимодействия педагогов с родителями.
– Подбор методической, справочной литературы.
2 этап — Основной:
Разработка программы по взаимодействию с родителями (по направлениям).
3 этап — Заключительный
Физическое направление «Здоровей-ка!»
Физкультурные мероприятия в детском саду, да еще и с родителями — это всегда долгожданное событие для дошкольников, где можно показать свои спортивные достижения родителям, порадоваться успеху друзей по команде, вместе с родителями интересно провести время. В увлекательной наглядно-практической форме они развивают интерес не только детей к спорту, физическим упражнениям, формируют мотивацию здорового образа жизни и у родителей. Физкультурно — оздоровительная работа является наиболее ценной для общения и укрепления здоровья. Каждый сезон мы проводим семейный спортивный выходной день: туристические походы, посещение семейной сауны в спорткомплексе «Олимп», лыжные прогулки, «Веселые старты», ватрушки, каток, «Дни здоровья», «Папа, мама, я — спортивная семья» — одни из наиболее активных форм совместного отдыха. Это наиболее активные формы совместного отдыха, а также общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка. Данные мероприятия сближают родителей и детей, дают возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
Трудовое направление «Трудовичок»
Эффективность трудового воспитания и его уровень не может происходить без тесного взаимодействия с родителями, семьёй. Без данной взаимосвязи невозможно гармоничное развитие ребёнка, ведь оно происходит не только на основе физического, нравственного, умственного, эстетического, но и обязательно трудового воспитания. Сущность трудового воспитания заключается в приобщении дошкольников к доступной форме трудовой деятельности, а также к положительному отношению к труду взрослых. Для того чтобы ребёнок проявлял желание и активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки, умения и стремление трудиться самостоятельно. Для этого в нашем детском саду были организованны совместные с родителями и детьми мероприятия: участие в городской акции «Маевка», создание альбома «Профессия моих родителей», экскурсии, создание словаря профессии «Работа моих родителей», различные субботники, постройка снежной горки, беседы «Знакомство с профессиями», экскурсии на работу к нашим родителям как обычные так и виртуальные с помощью фото и видеозарисок.
Волонтерское направление «Наши добрые дела»
Сейчас во многих семьях беспроблемная жизнь и большинство детей не знает правды, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но и одинокие, пожилые и беспомощные, дети у которых нет родителей, дети из семей социального риска, ветераны, бездомные животные, и все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и заботе.
Надо объяснять детям, что милосердие — это не слабость, а сила, что волонтеры — это сильные люди, способные прийти на помощь. Участие детей и родителей в эко-марафоне «Сдай батарейку — спаси ёжика!», в экологических субботниках «Маёвка», «Помоги пернатым зимой!», «Помощь приюту для бездомных животных», «Помощь детям из семей социального риска», клумба ДОУ, Принимаем участие в акции по сбору макулатуры, посвященной Дню Победы «Мы помним героев», игрушки и книги для группы и другие добрые дела проводились в нашей группе. Все это развивает у детей интерес и желание бережно относиться к живой природе посредством тесного общения с ней. Немаловажная задача — научить детей с любовью относиться к окружающему миру, быть ответственными, внимательными и дружелюбными по отношению к живому миру и проявлять заботу о нем.
Патриотическое направление «Я горжусь, что живу в России»
Совместные мероприятия с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию позволяют формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях; сплотить детей и родителей; гармонизировать детско-родительские отношения; установить партнерские отношения с семьями воспитанников; развивать коммуникативные качества ребенка — свободное общение с взрослыми и детьми; создавать благоприятную атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.
Работа по патриотическому воспитанию детей будет успешной только при активном содействии родителей. Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов. В рамках этой деятельности были проведены: создание герба семьи, генеалогического древа семьи, ежегодной акция памяти «Бессмертный полк», акция «Мой папа солдат» (стенгазета), игра «Зарница», патриотическая квест-игра «Стань генералом», акции «Город читает», акции рисунков на асфальте «Дети рисуют Победу!», выставка поделок «Военная техника», конкурс рисунков «День Победы!». Родители и дети в них принимают активное участие.
Социальное направление «Клуб выходного дня»
На наш взгляд «Клуб выходного дня» — интересная форма взаимодействия педагогов, родителей, детей, позволяющая решать различные образовательные и воспитательные задачи. Организация «Клуба выходного дня» помогла родителям преодолевать барьер недоверия к детскому саду. Проводимые нами мероприятия с детьми и родителями: посещение выставочных залов (выставки «Лесное царство», «Береста», «Русская изба» и другие), мастер — классов, детской библиотеки — творческая мастерская «Улыбка», помогли установить психологический контакт с семьей ребенка, узнать особенности развития и воспитания малыша практически с его рождения, создать тесные и доверительные отношения, как с семьями воспитанников, так и с самими воспитанниками.
Реализация программы по взаимодействию с семьями воспитанников проводилась в течение трех лет в группе «Непоседы», начиная со среднего возраста. Формы взаимодействия с родителями разнообразны, но хочется подчеркнуть, что любая из них оправдывает себя лишь в том случае, если тщательно продумывается и готовится.
Заключительный этап
Анализ проведенной работы по взаимодействию с семьями воспитанников показал, что используемые формы оказались эффективными и достигли свое цели: у родителей сформировались доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами; активизировалась деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении; родители стали больше участвовать в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, родителей.
Таким образом, систематичное использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно — образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития собственного ребёнка. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Литература:
- Башлакова-Ласминская Л. Н., Брыскина С. А. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекоменда ции. — Мн., 2001.
- Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989.
- Громыко Н. М., Лапицкая И. В. Проектно-тематический подход к обучению дошкольников. — Мн., 2000.
- Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1. — С. 41–48; № 2. — С. 44–49.
- Детский сад и семья /Под ред. Т. А. Марковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Про свещение, 1986.
- Детский сад и семья — рука об руку / Под ред. А. П. Халиповой, Н. Ф. Телепиевой. Из опыта работы. — Мозырь, 2004.
- Дуброва В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. — Мн., 1997.
- Ерошенко В. Г. Первый шаг. Проектно-тематическое планирование в детском саду. — Мн.: «МЕТ», 2002.
- Лобанок Т. С. и др. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. — Мозырь, 2004.
Похожие статьи
Организация работы с родителями: принципы и методы взаимодействия в детском саду
В статье автор исследует методы взаимодействия педагогов с родителями.
Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях
В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.
Психологическая помощь педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников
В статье автором раскрываются особенности взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников, а также рассмотрены возможности психологической помощи педагогам ДОУ в организации данного взаимодействия.
Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей
В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.
Современные формы взаимодействия учителей начальных классов с родителями
Статья посвящена современным проблемам применения различных форм взаимодействия учителя начальных классов с родителями. Особое внимание уделено внедрению интерактивных форм взаимодействия наряду с традиционными.
Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования
В статье авторы раскрывают опыт работы дошкольной организации по дистанционному взаимодействию с семьями воспитанников.
Современные технологии взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ
В статье анализируются современные технологии взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ, изучаются организации и виды деятельности по взаимодействию с семьями воспитанников ДОУ с помощью современных технологий.
Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников
В статье рассматриваются основные трудности, возникающие в процессе взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников, предлагаются формы и направления взаимодействия, способствующие оптимизации работы ДОУ с семьей.
Виртуальное общение с родителями в дошкольном образовательном учреждении
В статье авторы пытаются узнать, как социальные сети и мессенджеры влияют на общение с родителями в ДОУ.
Применение наглядной информации в повышении педагогической культуры родителей
В статье автор показывает порядок применения наглядной информации в повышении педагогической культуры родителей.
Похожие статьи
Организация работы с родителями: принципы и методы взаимодействия в детском саду
В статье автор исследует методы взаимодействия педагогов с родителями.
Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях
В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.
Психологическая помощь педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников
В статье автором раскрываются особенности взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников, а также рассмотрены возможности психологической помощи педагогам ДОУ в организации данного взаимодействия.
Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей
В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.
Современные формы взаимодействия учителей начальных классов с родителями
Статья посвящена современным проблемам применения различных форм взаимодействия учителя начальных классов с родителями. Особое внимание уделено внедрению интерактивных форм взаимодействия наряду с традиционными.
Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования
В статье авторы раскрывают опыт работы дошкольной организации по дистанционному взаимодействию с семьями воспитанников.
Современные технологии взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ
В статье анализируются современные технологии взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ, изучаются организации и виды деятельности по взаимодействию с семьями воспитанников ДОУ с помощью современных технологий.
Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников
В статье рассматриваются основные трудности, возникающие в процессе взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников, предлагаются формы и направления взаимодействия, способствующие оптимизации работы ДОУ с семьей.
Виртуальное общение с родителями в дошкольном образовательном учреждении
В статье авторы пытаются узнать, как социальные сети и мессенджеры влияют на общение с родителями в ДОУ.
Применение наглядной информации в повышении педагогической культуры родителей
В статье автор показывает порядок применения наглядной информации в повышении педагогической культуры родителей.