Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в МАДОУ Д/С№ 1 «Радость» г. Волжского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Комарова, Л. В. Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в МАДОУ Д/С№ 1 «Радость» г. Волжского / Л. В. Комарова, О. А. Зайцева, А. О. Чубенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 73-77. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31047/ (дата обращения: 23.12.2024).



Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Историко-педагогический анализ и анализ научно-исследовательской литературы по данной теме свидетельствует о том, педагоги дошкольного образования уже много лет изучают аспект взаимодействия семьи и ДОУ, и пришли к выводу, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома — просмотр мультфильмов и прогулка.

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии.

Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать.Задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет постоянно поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат будет достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Важнейшим признаком единого образовательного пространства и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

Современные программы образования дошкольников строятся на основе ФГОС ДО, передовых достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.

Следующим признаком и условием создания единого образовательного пространства должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.

Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.

Цель:

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление с родителями партнёрских отношений по взаимодействию и активизация родителей в различных мероприятиях.

Задачи:

– Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

– Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.

– Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО.

В нашем ДОУ созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов (старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог — психолог, логопед) и воспитателей по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведем по четырем направлениям.

Информационно— аналитическое направление имеет цель изучение семей воспитанников, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами.

Основополагающий момент изучения семьи через:

анкетирование родителей позволило получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка.

опрос родителей с целью определения их социального статуса. Анализ данных социально-демографической карты показал: 90 % наших воспитанников живут в полных семьях, 10 % в неполных семьях. Контингент родителей неоднородный по образованию и профессиональной принадлежности (врачи, служащие, педагоги, рабочие). В большинстве родители молодые, имеют высшее профессиональное образование. 50 % семей составляют семьи с 1 ребёнком, 40 % — с 2 детьми,10 % -с 3детьми.

Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы проанализировали специфику семьи и семейного воспитания каждого ребенка, выработали тактику общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности, появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Мы разработали для себя критерий, который назвали «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее мы выделили для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

C:\для печати\Рисунок2.png

Родители — активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители — исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители — наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление — это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Мы используем активные формы и методы работы с родителями:

родительские собрания, работа сродительским комитетом группы.

К собраниям мы готовим выставку детских работ или стенд, где используем фотографии из жизни группы. Используем мультимедийные презентации с проектной деятельности, чтобы дать возможность увидеть итоги и результаты совместной творческой работы педагогов и родителей. На каждом собрании выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.

консультации. В ходе проведения консультаций используем просмотр видеозаписей ситуаций в группе, аудиозаписи вопросов детей, их суждений. Стараемся раскрыть их значение, понимание необходимости правильного ответа со стороны родителей.

занятия сучастием родителей всегда проходят в занимательной форме викторин, олимпиад, творческих мастерских, где с интересом включены в процесс, не только дети, но и взрослые. Пример таких занятий — «Герб моей семьи», «Первый раз в первый класс», «Мини-олимпиада»;

совместные проекты, инициаторами которых, а также активными участниками выступают сами родители. Тематика проектов разнообразна — «Мы — юные болельщики Олимпиады в Сочи 2014г», «С днем рождения, любимый город!», «Чудеса на грядках», «Яблочно-медовый спас», «Мы — за чистый город!», «О слонах», «Песни, опаленные войной», «Удивительный мир насекомых», «Новогодний переполох или в ожидании новогодних чудес» и др.;

выставки семейных работ: «Осенние фантазии», «Новогодняя игрушка», «Вторая жизнь пластика», «Поделки к Пасхе», «Герб моей семьи», «Такие разные слоны», «Дары осени»;

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, игрушку, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.

мастер-классы: «Новогодняя открытка», «Изготовим подарки для слонов»,

«Музыкальные инструменты из бросового материала своими руками» и др. объединяют взрослых и детей общим делом, будь то совместная поделка или аппликация.

На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» — ремонт игрушек, оформлении группы, облагораживание участков, где гуляют дети, помощь в разбивке клумб для цветников и грядок для огорода постепенно налаживается атмосфера мира, теплых взаимоотношений. Родители пробуют и открывают в себе способности дизайнера.

участие вакциях: благотворительные акции «Соберем вещи и игрушки для детского дома», «День знаний в Новороссии», природоохранные акции «Сбережем бумагу — сохраним деревья», «Посадим деревья в подарок любимому городу», «Обними детский сад»;

Совместные экскурсии в парк, театр, на выставки и галереи, к памятникам военной славы, а также походы (поездки) выходного дня в музей русской сказки, музей Эйнштейна, трогательный зоопарк, музей русского быта, инициаторами которых часто выступают родители, обогащают детей новыми впечатлениями об окружающем мире, о своем крае, а также простейшими знаниями об истории, литературе и других науках. Благодаря таким мероприятиям у родителей появляется возможность проявить организаторские способности, завлечь коллектив группы, и конечно лишний раз побыть со своим ребенком вместе.

совместное создание предметно— развивающей среды;

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группах сделано руками пап и мам наших детей. Это и пособия для занятий, и красочные панно, которыми оформлены центры искусства, занимательной математики, патриотизма, и красочные театральные куклы и атрибуты для творчества.

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Совместная подготовка сблизила нас и родителей, родителей и детей, подружила семьи.

Многие из них ходят друг к другу в гости, отмечают совместные праздники и дни рождения, гуляют в парке или выезжают на природу.

Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

родительские уголки ввиде стендов с информацией, буклетов и кратких памяток с небольшим по объему текстовым материалом;

В них мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, советы, задания, рекомендации, анонс мероприятий, проводимых каждый месяц в группе и ДОУ.

семейный игрупповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наши занятия и праздники» «Волжский, город в котором я живу»;

участие воформление фотовыставок ифотоколлажей позволяет родителям проявить творческие способности («Дачные истории», «Мой папа самый лучший», «Мама, папа, я — спортивная семья», «Мама и я, счастливые мгновения»). Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

картотека Добрых делфотоотчет об интересных моментах, дает педагогам возможность поблагодарить родителей за активное участие и привлечь других к посильной помощи в следующем мероприятии.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Цель таких мероприятий — укрепление детско-родительских отношений.

развлечения, театрализованная деятельность, гдеродители выступают в роли артистов «Самый лучший папа на свете», «В гостях у тетушки Варвары», «Путешествие в страну Огородию», «Музыкальная семейка», «Путешествие в страну Мульти-Пульти», «Хрустальный башмачок».

тематические праздники «Песни, опаленные войной» к празднованию дня победы в ВОВ, «А я бабушку люблю» к дню пожилого человека, «День добра» к дню инвалидов и др.

спортивные досуги «Мама, папа, я — спортивная семья», «Шоу всемогущих пап»;

Сценарии праздников и развлечений мы разрабатываем совместно с родителями, музыкальным руководителем.

Результативность:

На сегодняшний день мы утверждаем, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал, теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

C:\педагогическая февральская ярмарка\Рисунок1.png

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Литература:

  1. Е. П. Арнаутова Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях Сайт www.dou4sun.ru:
  2. Т. Н. Доронова Дошкольное учреждение и семья — единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений Сайт www.eduportal44.ru
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Сайт www.d10162.edu35.ru
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, мероприятие, педагог, педагогический процесс, родитель стали, семья.


Похожие статьи

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Использование нетрадиционных техник изобразительного творчества в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья ГКУ г. Москвы ЦССВ «Южное Бутово»

Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе школьного музея в рамках муниципальной апробационной площадки МБУ «Школа имени С. П. Королёва» «Юнармейцы Тольятти»

Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Реализация модели инклюзивного образования с МБОУ «СОШ № 74» г. Кемерово в рамках программы «Доступная среда»

Профессиональный стандарт работников социальной сферы как основа повышения качества подготовки специалистов (на примере ГБУ СО КК «Кореновский КЦСОН»)

Нормативно-правовые основы организации группы кратковременного пребывания

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с № 60 «Ручеёк» г. Волжского Волгоградской области по организации первой группы кратковременного пребывания детей раннего возраста совместно с родителями в Волгоградской области для адаптации при поступлении ре...

Модульный подход как основа проектирования образовательного процесса в ЧУ «Академия «Болашак»

Похожие статьи

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Использование нетрадиционных техник изобразительного творчества в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья ГКУ г. Москвы ЦССВ «Южное Бутово»

Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе школьного музея в рамках муниципальной апробационной площадки МБУ «Школа имени С. П. Королёва» «Юнармейцы Тольятти»

Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Реализация модели инклюзивного образования с МБОУ «СОШ № 74» г. Кемерово в рамках программы «Доступная среда»

Профессиональный стандарт работников социальной сферы как основа повышения качества подготовки специалистов (на примере ГБУ СО КК «Кореновский КЦСОН»)

Нормативно-правовые основы организации группы кратковременного пребывания

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с № 60 «Ручеёк» г. Волжского Волгоградской области по организации первой группы кратковременного пребывания детей раннего возраста совместно с родителями в Волгоградской области для адаптации при поступлении ре...

Модульный подход как основа проектирования образовательного процесса в ЧУ «Академия «Болашак»

Задать вопрос