Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе школьного музея в рамках муниципальной апробационной площадки МБУ «Школа имени С. П. Королёва» «Юнармейцы Тольятти» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (189) январь 2018 г.

Дата публикации: 22.01.2018

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Гарастюк, М. С. Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе школьного музея в рамках муниципальной апробационной площадки МБУ «Школа имени С. П. Королёва» «Юнармейцы Тольятти» / М. С. Гарастюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 188-189. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47950/ (дата обращения: 16.11.2024).



На современном этапе развития системы образования гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения является важнейшим государственным заказом школе и обществу.

С введением в образовательный процесс нашей школы кадетских и юнармейских классов перед педагогическим коллективом была поставлена задача по совершенствованию системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Важную роль в рамках этой работы играет школьный музей, который обладает специфическими, только ему присущими особенностями образовательно-воспитательного воздействия на учащихся. Музей необходим для полноценного преподавания культуры и истории родного края, для воспитания патриотизма. Его воспитательные и образовательные возможности огромны:

‒ он может быть средством воспитания общественной активности;

‒ серьезным подспорьем в обучении;

‒ средством, повышающим общую культуру учащихся.

Каждый учитель и классный руководитель может использовать воспитательные возможности школьного музея, начиная с обзорной экскурсии, для своего класса, проводя различные мероприятия, уроки в рамках работы и в условиях музея, занимаясь поисковой деятельностью.

На базе нашей школы с 2002 года действует музей семьи «Родные истоки», который создан благодаря администрации, родительской общественности, педагогами школы и учащимися.

Одной из важных форм работы музея являются встречи с интересными людьми. В этом случае приобретение умений и навыков учащихся происходит в процессе музейной коммуникации.

В рамках муниципальной апробационной площадки «Юнармейцы Тольятти» в течении 2016 и 2017 годов, для учащихся нашей школы были организованы встречи с такими выдающимися людьми как:

‒ Валентина Владимировна Терешкова — летчик–космонавт, Герой Советского Союза, Депутат Государственной Думы РФ;

‒ Наталья Сергеевна Королева — доктор медицинских наук, педагог, профессор, лауреат Государственной премии СССР, дочь академика Сергея Павловича Королева;

‒ Александр Павлович Александров — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, бортинженер космического корабля «Союз Т-9», орбитального комплекса «Салют-7», «Мир»;

‒ Дмитрий Сергеевич Воробьева — профессиональный российский хоккеист, чемпион мира по хоккею 2008 года, заслуженный мастер спорта России и др.

Встреча с такими людьми и у нас педагогов вызывает трепет и восхищение, что же говорить о детях, которые своими глазами видели, слышали людей, которые навсегда оставили свой след в истории. Ни одна книга, видеофильм и презентация никогда не смогут заменить живого общения, и остаться в памяти не как заученная информация, а как радостное воспоминание. Все историки меня поймут, что в историческом исследовании главное это источник.

В качестве примера хочу привести слова Валентины Владимировны Терешковой, в которых она рассказывала детям о Сергее Павловиче Королеве: «Мы всегда, всю свою жизнь, помним нашего учителя и наставника, человека, который посвятил свою жизнь созданию ракетно-космической техники. Каждого из нас он отбирал, беседовал с нами. Пройти этот «рентген», как мы называли глаза и сами вопросы Сергея Павловича, было довольно сложно. Мы любили его по-настоящему. С его именем мы летели в космос, с его лучистыми глазами мы встречались на Земле, потому что он не только провожал нас в космос, но и поддерживал связь с космонавтами»

У детей нашей школы историческими источниками становиться сами герои событий, а это очень важно и в исследовательской и поисковой музейной работе.

В музее уже сложилась своя традиция, после каждой встречи наши гости оставляют свои отзывы о мероприятиях. И эта книга тоже несет в себе огромный воспитательный потенциал, а также в будущем может стать частью музейной экспозиции.

Еще одним видом работы школьного музея является его сотрудничество с различными общественными организациями. За долгие годы у нашего музея образовался внушительный список социальных партнеров. В рамках апробационной площадки «Юнармейцы Тольятти» появляются новые такие как: Тольяттинское местное отделение Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ»; Сызранскоe высшее военное авиационное училище лётчиков. С партнерами реализуются образователь-просветительские проекты, такие как «Музейные акции», торжественные мероприятия и праздники.

Большую роль в гражданско-патриотическом воспитании учащихся играет участие ребят в социальном проектировании. Наша школа неоднократно становилась лидером Всероссийской Акции «Я — гражданин». Началом, социальных проектов часто становиться музей, так как темы, которые выбирают учащиеся, непосредственно связаны с прошлым и будущим нашего города района.

В заключении хочется отметить, воспитательная работа в рамках музея несет фундаментальную закладку в гражданско-патриотическое и духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.

Основные термины (генерируются автоматически): школьный музей, воспитательная работа, Советский Союз, Тольятти, школа.


Похожие статьи

Перспективный план работы СП «Детский сад № 66» ГБОУ СОШ № 17 г. Сызрани по патриотическому воспитанию детей 6–7 лет посредством ознакомления с историей, природой и культурными традициями Самарского края

Роль Казанского районного краеведческого музея имени В. С. Аржиловского в развитии духовно-нравственной культуры школьников в рамках археолого-этнографического лагеря «Истоки»

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»)

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в МАДОУ Д/С№ 1 «Радость» г. Волжского

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Профессиональный стандарт работников социальной сферы как основа повышения качества подготовки специалистов (на примере ГБУ СО КК «Кореновский КЦСОН»)

Реализация модели наставничества в начальной школе ГБОУ Удмуртской Республики «Лицей № 14»

Военно-патриотический клуб как форма организации работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся МОУ «СОШ № 22»

В статье освещается один из воспитательных аспектов воспитательной работы школы в направлении патриотического воспитания обучающихся СОШ 22 поселка Беркакит на базе Военно-патриотического клуба «Юнармия».

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Формирование базовых национальных ценностей у подростков в рамках деятельности патриотического клуба «Гражданином стать готов»

Похожие статьи

Перспективный план работы СП «Детский сад № 66» ГБОУ СОШ № 17 г. Сызрани по патриотическому воспитанию детей 6–7 лет посредством ознакомления с историей, природой и культурными традициями Самарского края

Роль Казанского районного краеведческого музея имени В. С. Аржиловского в развитии духовно-нравственной культуры школьников в рамках археолого-этнографического лагеря «Истоки»

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»)

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в МАДОУ Д/С№ 1 «Радость» г. Волжского

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Профессиональный стандарт работников социальной сферы как основа повышения качества подготовки специалистов (на примере ГБУ СО КК «Кореновский КЦСОН»)

Реализация модели наставничества в начальной школе ГБОУ Удмуртской Республики «Лицей № 14»

Военно-патриотический клуб как форма организации работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся МОУ «СОШ № 22»

В статье освещается один из воспитательных аспектов воспитательной работы школы в направлении патриотического воспитания обучающихся СОШ 22 поселка Беркакит на базе Военно-патриотического клуба «Юнармия».

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Формирование базовых национальных ценностей у подростков в рамках деятельности патриотического клуба «Гражданином стать готов»

Задать вопрос