Роль школьных музеев в патриотическом воспитании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (361) май 2021 г.

Дата публикации: 02.05.2021

Статья просмотрена: 3656 раз

Библиографическое описание:

Мироненко, Е. М. Роль школьных музеев в патриотическом воспитании / Е. М. Мироненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 297-299. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80695/ (дата обращения: 16.12.2024).



Современное школьное образование многогранно и включает в себя обширную воспитательную работу по развитию личности. Одной из основных задач школы — формирование гражданских качеств. По мнению российского лидера, который неоднократно говорил о патриотизме, немаловажно то, каким должен быть патриотизм. В. В. Путин акцентировал внимание на том, что «он должен быть не квасным, а направленным на развитие страны». [1] Соответственно, формирование адаптивной гражданской личности, происходит в процессе социализации.

В концептуальном обосновании государственной программы по патриотическому воспитанию в Российской Федерации, дается определение термину «патриотическое воспитание», который понимается как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнении гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины». [2]

История любого населенного пункта, будь то город либо небольшое село, всегда интересна и увлекательна своими традициями, обычаями и жителями. Сохранение этой индивидуальности — есть задача школьного музея, который служит островком патриотического воспитания. В школьном музее трепетно хранится память о событиях, фактах, которые наложили значимый отпечаток в жизни. Особенно важен такой музей в сельской местности, в сельской школе, т. к. в последнее время с карты нашей страны постепенно исчезают многие маленькие села и деревеньки.

Школьный музей является не только хранителем экспонатов, документов, но и местом, где школьникам могут провести урок. И такие уроки запоминаются надолго, они увлекательны и интересны. Получая информацию из пожелтевших документальных источников, школьник развивает свои мыслительные возможности, накапливает свои исследовательские навыки, формирует критическое мышление, учится систематизировать материал и логически мыслить.

Предметно-развивающая среда школьного музея дает хороший импульс для погружения в большой пласт информации, в котором каждый ученик не пассивный созерцатель, а активный участник исторических событий.

Существует мнение, что музей популяризирует знания о прошлом. Сложно не согласиться с таким мнением. Однако непреложна остается и следующая истина, что без прошлого, нет будущего. Поэтому в музее зарождаются основы активной краеведческой работы, когда исследуются местные события, традиции, обряды, возрождаются исчезнувшие храмы. Таким образом, воспитание патриотических чувств, через путешествие в прошлое, позволяет формировать особое мироощущение. А «изучение региональной культуры и использование духовного и материального наследия в целях воспитания детей, создают условия для формирования поколения, осознающего принадлежность к своему народу и способны ориентироваться в современном поликультурном обществе». [3; 10]

Для школьников работа музея может дать очень много положительного. Например, в современном мире, молодому поколению сложно определить ценностные приоритеты. Рыночные отношения, либерализация общественной жизни и появление огромного количества молодежных субкультур не всегда носят положительный характер и способствуют полноценному развитию школьника. Девальвируются такие человеческие ценности как честность, совесть, порядочность, а доброта и сострадание подвергаются насмешкам. В таком мире очень сложно развивающемуся организму социализироваться, потому что эти процессы наносят непоправимый ущерб духовному и нравственному здоровью школьников.

Перед современной системой образования стоит задача подготовки школьника с развитым мировоззренческим взглядом и широким интеллектуальным кругозором. Это связано с тем, что в основу личностного развития закладываются основополагающие ценностные установки, идейная направленность, формируется социальный и нравственный стержень. Разнообразные формы работы школьного музея могут быть использованы к решению обозначенной проблемы.

Всем людям свойственно с трепетом и любовью относится к своим близким и родным. Поэтому в школьном музее актуальны уроки, посвященные семье, родовым корням, быту людей, к людям труда, любви к Родине. Мир музейных ценностей может завораживать своей исторической памятью, потому что каждый экспонат несет колоссальную информационную нагрузку.

Считаем необходимым отметить, что школьный музей обязательно должен иметь свою идею, которая бы ориентировала школьников на патриотическую деятельность. Структура такого музея как социально-образовательного пространства определяет выполнение конкретных этапов: историю основной идеи, концептуальную идею и основные векторы развития деятельности музея.

Отсюда формулируется ряд задач, которые предусматриваются в процессе деятельности музея и направлены на формирование:

– мировоззренческой картины в ее целостности и научной обоснованности;

– гражданской платформы,

– личностных качеств ценностного развития.

Общаясь в музее с педагогами, школьники через призму визуального восприятия принимают историю, которая принимает живые очертания. Формируя наглядно-действенное мышление, школьник активнее запоминает информацию, воспроизводит полученные знания и может применить ее в реальной жизни. Между тем, отметим, что реализация инновационных подходов в обучении, должна применяться в работе школьного музея, т. к. важно, чтобы школьники учились самостоятельно инициировать познавательный процесс. В свое время отечественный педагог В. Н. Сорока-Росинский писал, что «инициативность детей в любой деятельности — главный принцип воспитания в школе». [4] Поэтому патриотическое воспитание на базе школьного музея должно быть обширным и не сводиться к организации встреч с ветеранами войны или труда. Поэтому системное проведение воспитательных и учебных мероприятий в музее, позволяет проводить массовые мероприятия, посвященные памятным историческим датам, известным людям.

Школьникам интересно принимать участие в таких мероприятиях как викторины и конкурсы, тематические встречи, которые могут быть организованы в музее. Более того, привлечение школьников к функционированию музея, способствует не только увеличению экспонатов и пополнение фондов, через поисково-исследовательскую деятельность, но и в качестве экскурсоводов.

Социально-политическая и культурно-информационная среда должна наполняться содержанием с учетом современных методов педагогики. Применяя имеющийся опыт патриотического воспитания советского времени для повышения эффективность деятельности школьного музея, целесообразно применять инновационные педагогические технологии.

В процессе деятельности в школьном музее школьник самоактуализируется и развивается, совершенствуется и воспитывается, идентифицируя себя как личность, как человек, живущий в этом селе, в стране. Данный подход на такую деятельность школьного музея современный и прогрессивный, потому что большое значение уделяется содержательному аспекту патриотического воспитания обучающихся. Приоритетность данного направления решается за счет реализации эффективных образовательных технологий, форм и методов.

Поэтому на базе музея может быть развернута работа с педагогами сетевых образовательных организаций, района, региона по накоплению методических материалов краеведческого содержания. Наиболее востребованные методы музейно-педагогической работы, такие как метод театрализации, метод применения ассоциативных связей, поисково-исследовательский метод, создания игровых ситуаций и иные, дают хороший результат в обучении.

Деятельность школьного музея подчинена системному выполнению таких функций как: передача знаний, информации в образовательном контексте; хранение национальных культурных ценностей; социализация личности в ее современном информационном обществе. Не вызывает сомнений, что деятельность школьного музея во многом зависит от вовлеченных в его функционирование активных школьников. Музей может стать мотиватором для отдельных учащихся, которые не всегда легко раскрываются, а чувствуют некую скованность или застенчивость. Применение методов музейной педагогики позволит раскрыть внутренний мир школьников, реализовать свой потенциал, приметь свои увлечения.

Таким образом, деятельность музея в школьной образовательной организации представляет собой системообразующую структуру, в рамках которой осуществляется упорядоченная дидактическая и воспитательная деятельность, ориентированная на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основным показателем эффективности деятельности школьного музея является личность, формирующая целостное понимание исторического развития страны, ценящая значимость ее культурного и исторического прошлого для современности.

Российское общество хочет видеть молодых граждан своей страны развитыми личностями, творческими людьми, инициативными и самостоятельными. Поэтому цель деятельности музеев заключается в воспитании у школьников активной гражданской позиции, бережному отношению к историческим памятникам, культурным традициям и любви к своей Родине.

Литература:

  1. Путин рассказал о национальной идее страны. [Электронный ресурс]: https://ria.ru/20200510/1571238023.html Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы [Электронный ресурс]: https://rg.ru/2020/06/22/: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Пересыпкина А. В. Мастерская добрых дел: парциальная программа дошкольного образования. — Белгород: издательство ООО ГиК, 2017. — 97 с.
  4. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. — М., 1991.
  5. Ахунов В. М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления / В. М. Ахунов // Вестник Московского университета. — 2008. — Сер. 20: Педагогическое образование. — № 4. — С. 36–44.
Основные термины (генерируются автоматически): школьный музей, патриотическое воспитание, школьник, музей.


Задать вопрос