Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология
Автор: Апсатаров Валерий Яковлевич
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 13.04.2019
Статья просмотрена: 2392 раза
Библиографическое описание:
Апсатаров, В. Я. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология / В. Я. Апсатаров. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15010/ (дата обращения: 16.12.2024).
В последнее десятилетие в российских школах все больше становится паспортизированных музеев. Поэтому особое внимание в системе образования уделяется музейной педагогике как инновационной педагогической технологии. Она становится всё более привычной в практике историко-краеведческого, гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания личности в едином образовательном процессе. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям, изучению истории родного края, воспитанию патриотизма подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Музейная педагогика — это интегративная область, которая включает в себя научно — исследовательскую и музейную практическую деятельность. Она тесно связана с такими дисциплинами, как история, музееведение, культурология и др.
Задачи музейной педагогики:
– развитие эмоциональной сферы детей и воспитание любви к малой родине;
– воспитание у школьников элементов исторического сознания;
– формирование конкретных знаний в области истории, воспитание чувства национального самосознания и любви к истории школы, города, родного края.
Использование музейной педагогики в образовательном процессе на данный момент во многом инициировано правительственными документами: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2017 г»..
Понятие «музейная педагогика» зародилось в Германии в начале XX в. Её становление связано с зарубежными исследователями, такими как А. Лихтварк, А. Рейхвен, Г. Фройденталь. В своих работах ученые описывали методику работы, которая, включает подготовку учащихся к посещению музея и последующее закрепление знаний. В нашей стране изучением музейной педагогики занимались такие педагоги как С. Т. Шацкий, Н. Ф. Федорова, А. У. Зеленко. По их инициативе в России был создан первый детский музей, в котором дети занимались творчеством на занятиях, в кружках.
Современная музейная педагогика использует различные формы, методы и технологии. Базовыми формами культурно — образовательной деятельности музея являются: экскурсии, лекции, консультации, конференции, клубы, кружки, конкурсы, встречи с интересным человеком, литературные вечера и праздники (по М. Ю. Юхневичу). Чтобы приобщить ребёнка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить школьника в культурно-историческое пространство. Особая роль в этом принадлежит музею.
Школьный музей позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления обучающихся на основе создания педагогически целесообразно организованной развивающей образовательной среды. Эта среда не только организация экскурсий, но и собирание, и изучение (исследование) музейных предметов и артефактов в процессе совместной краеведческой деятельности детей и педагогов. Развивающая образовательная среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, педагогические технологии и методы деятельности, знания различных научных областей, формировать предметные, метапредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации, обеспечивая поэтапное и последовательное развитее личности.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач музея образовательного учреждения.
На современном этапе обучения инновационной технологий является музейно-педагогическая программа. В 2012 г. мною разработана авторская программа «Музееведение», которая включает музей как важный компонент в образовательном пространстве современной школы. Она предполагает тесную связь музея в рамках школьного учебно-педагогического процесса. Программа позволяет обогатить новым содержанием традиционные формы образовательной деятельности, как урок-лекция, семинар, и включить в образовательный процесс экскурсии, выставки, конференции.
Мой опыт работы в школе убедительно доказывает, что музей образовательного учреждения сегодня является важной частью преподавания предметов история, история Башкортостана и обществознание.
В средней общеобразовательной школе села Камеево музей был открыт в мае 2005 года, в день празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. На базе музея работает кружок «Музееведение» по авторской программе. Организует деятельность музея Совет музея, который проводит большую организационную, исследовательскую, краеведческую и патриотическую работу. Музей в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно-ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
Музей реализует следующие направления работы:
- Поисково-исследовательская работа.
Участники поисковой группы занимаются исследовательской деятельностью. Ребята знакомятся с документами, литературой, работают с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к односельчанам, ветеранам, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты на школьных, районных, и республиканских научно-практических конференциях. С 2000 года юные музееведы школы являются победителями и призерами районного и республиканского конкурсов исследовательских работ участников туристско-краеведческого движения «Дорогами Отечества» и Малая Академия Наук. Исследовательские работы «Герой Одера — Орсаев Е. О». «Трудовой подвиг крестьянства Мишкинского района в годы Великой Отечественной войны», «История Камеевской ГЭС», «Покровская церковь д. Русское Байбаково» были удостоены дипломов на республиканской конференции «Дорогами Отечества». Работы «Топонимика села Камеево», «Быт марийцев», отмечены дипломами VII степени всероссийского конкурса «Человек на Земле». Благодаря участию в конкурсах был собран богатый материал для музея, на его основе оформлены новые экспозиции и стенды, которые часто используются на уроках истории и истории Башкортостана.
- Экскурсионная работа.
В музее работает группа юных экскурсоводов, которая проводит экскурсии по музею, историческим памятникам на территории сельского поселения Камеевский с/с. Обзорная экскурсия «На берегу реки Медовой» и «Топонимика села Камеево» были награждены дипломами III степени на республиканском конкурсе экскурсоводов «По малой Родине моей». Экскурсоводами разработана экскурсия для детей с ОВЗ.
Особое место занимает изучение подвига Советского народа в Великой Отечественной войне. К 70-летию Победы была проделана большая работа по сбору и систематизации материалов для создания книг «Они вернулись с Победой» и «Книга памяти». В результате этой работы была собрана информация с описанием биографических данных, наград, участия в боевых действиях участников Великой Отечественной войны, проживавших и проживающих на территории Камеевского сельского совета.
К 70-летие Победы Советского народа в Великой Отечественной войне и открытию мемориальной доски Героя Советского Союза Орсаева Е. О. в селе Камеево были организованы торжественные мероприятия.
Члены кружка «Музееведение» провели большую работу по изучению боевого пути и совершение подвига на Одерском плацдарме нашего земляка Героя Советского Союза Орсаева Егора Орсаевича. Ребята сняли видеофильм, подготовили буклет, создали презентацию о Герое, посетили музей Боевой славы.
15 февраля 2019 г. в день празднования 30-летия вывода советских войск из Афганистана на базе музея прошло мероприятие «Афганистан — наша память и боль». На мероприятии презентовалась книга «Закаленные Афганистаном». В книге использовались материалы о воинах — интернационалистах с. Камеево: Муртазине В. Е. и Кусюкбаеве В. Е.
Экспозиция музея систематически используется в учебном процессе. Подлинные материалы музея, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся.
Богатый накопленный материал и опыт работы в музее образовательного учреждения используется и при проведении мероприятий различного уровня. На базе музея неоднократно проводились совещания классных руководителей школы, родительские собрания по вопросу патриотического воспитания. Музей тесно сотрудничает с общественными организациями. Члены кружка «Музееведение» приняли активное участие в съемках передач «Распахнись душа» и «Бабушкин сундучок».
Музей образовательного учреждения является центром патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы и села. Деятельность музея направлена на бережное сохранение прошлого, на сохранение наследия своего народа, восстановление традиций своего края и помогает детям расти настоящими гражданами и патриотами своего края, своей страны.
Литература:
- Бикмеев М. А. Школьные музеи Башкортостана, их задача, роль и значение в совершенствовании образовательной системы республики. Учебно-методическое пособие. Уфа: БИРО, 2006;
- Валиуллин Г. Ф. Музейно-педагогическая технология историко-краеведческого музея. Уфа, 2008;
- Гнедовский М. Б. Музей и образование: материалы для обсуждения // М. Б. Гнедовский, Н. Г. Макарова, М. Ю. Юхневич — М.: ВНИК «Школа». 1989.
- Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. — М.: Высшая школа, 2004.