Нормативно-правовые основы организации группы кратковременного пребывания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сургучева, Л. А. Нормативно-правовые основы организации группы кратковременного пребывания / Л. А. Сургучева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34.1 (168.1). — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/archive/168/45501/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлен опыт работы МДОУ д/с № 60 «Ручеёк» г. Волжского Волгоградской области по организации первой группы кратковременного пребывания детей раннего возраста совместно с родителями в Волгоградской области для адаптации при поступлении ребенка в детский сад и привлечение родителей в качестве полноправных участников процесса воспитания.

Чувство радостного волнения, сопровождающее появление ребёнка, всегда сопряжено с обеспокоенностью. Каким будет малыш, как он будет развиваться, будет ли здоровым, умным, добрым. Как вырастить его самостоятельным, воспитать так, чтобы ему сравнительно легко жилось в детском саду, когда придёт это время.

Ранний возраст — период благоприятный для общего психического развития ребёнка, именно в этом возрасте зарождается личность ребёнка. В этом возрасте возможно интенсивное физическое, речевое, сенсорное развитие малышей. Однако, чтобы реализовать эти возможности взрослым необходимо заниматься развитием ребёнка.

Специальной работы по подготовке маленьких детей к детскому саду в настоящее время не ведётся. Если подготовка ребёнка к школе многократно и тщательно проработана и является одной из главных задач воспитания, то переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение, является ничуть не менее резким и травмирующим событием, но остаётся без внимания педагогов и психологов.

Поступление ребенка раннего возраста в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым условиям, так как его адаптационные возможности ограничены. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей.

Разлука с близкими людьми, изменение привычного образа жизни, страх новизны, вызывают у детей негативные эмоции. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детский сад, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам.

Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, желателен постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ и осуществление профессиональной помощи семье. Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.

Согласно закона «Об образовании в РФ» «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [7]. Необходимо активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

С целью расширения образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях, повышения конкурентоспособности, популяризации детских садов среди населения в документах, регламентирующих функционирование дошкольного учреждения, закреплены права образовательных учреждений по выбору спектра образовательных услуг в различных документах, регламентирующих работу ДОУ:

  • «Закон об образовании Российской Федерации» [7].
  • Постановление «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» [2].
  • «Семейный кодекс Российской Федерации» [6].
  • Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [5].
  • Приказ «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» [4].

Одной из организационных форм адаптации ребёнка к детскому саду являются группы кратковременного пребывания. Идея создания новых форм работы с детьми, как способа привлечения неорганизованных детей в ДОУ, помогла коллективу детского сада создать группу кратковременного содержания детей раннего возраста. Проведя мониторинг родителей детей, не посещающих ДОУ, мы выяснили, что значительная часть родителей (особенно молодых, имеющих одного ребенка) проявляют интерес к раннему индивидуальному развитию детей, но в тоже время не имеют ни специальных знаний, ни опыта их воспитания.

Для решения проблемы мы определили следующие направления в своей работе:

– организация творческой группы по данному направлению;

– оборудование помещения для пребывания детей с родителями, отвечающую потребностям детей данного возраста;

– определение оптимального режима посещения группы;

– выбор программы;

– определение актуальных форм работы специалистов с родителями и детьми.

С 2001 года приказом дошкольного образовательного учреждения, по согласованию с управлением образования, открылась группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» для детей от 1 года до 2 лет.

Группа включена в структуру ДОУ на основе бюджетного финансирования и родительской почасовой оплаты за содержание ребенка в детском саду.

Наполняемость группы кратковременного пребывания составляет 20 детей в соответствии с нормами СанПиН 2.4.1.3049–13 [3].

Прием детей в группы кратковременного пребывания осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей), медицинского заключения о состоянии ребенка. Отношения между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключенным в установленном порядке. Группа кратковременного пребывания функционирует без организации питания. Длительность пребывания ребенка в группе — 5 часов.

Основная цель:

содействие смягчению адаптации при поступлении ребенка в ДОУ (плавный переход от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в детском саду);

— привлечение родителей в качестве полноправных участников процесса воспитания.

Задачи:

психолого-педагогическая поддержка семьи и ребенка раннего возраста;

— показать возможность детского сада в оказании помощи семье в воспитании детей раннего возраста.

Данная группа функционирует с сентября по май включительно.

Дети посещают данную группы ежедневно 1 и 2 половину дня.

Работа в группе кратковременного пребывания «Мать и дитя» ведётся по программе Г. Г. Григорьевой “Кроха” [2].

Была составлена сетка занятий согласно времени пребывания детей в детском саду.

Творческая группа выделила следующие направления деятельности:

— создание нормативно — правовой базы;

— методическая работа с родителями: консультации, рекомендации специалистов, лектории, психологическая помощь семье;

— развивающая работа с детьми: игры, занятия, развлечения, праздники;

— совместная работа с детьми и родителями в разных видах деятельности: игры, занятия, праздники, развлечения.

Особого внимания и поддержки со стороны специалистов требуют дети с отклонениями в развитии, не имеющие возможности посещать дошкольное образовательное учреждение полный день. Таким детям и их родителям необходима не только помощь со стороны специалистов, но и практика общения дошкольников со своими сверстниками, расширение очень небогатого социального опыта. Это отражено в Приказе Министерства образования РФ «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» [4].

Работа групп кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении должна быть обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основе нормативно-правовых документов. Содержание некоторых приказов и положений зависит от конкретных условий функционирования групп кратковременного пребывания (количества групп, их видов, занятых в педагогическом процессе специалистов, режима работы групп). Нами разработан примерный перечень документации, обеспечивающей работу детского сада, имеющего группы кратковременного пребывания:

  1. Положение о группах кратковременного пребывания.
  2. Приказ учредителя об открытии на базе конкретного дошкольного образовательного учреждения групп кратковременного пребывания.
  3. Устав дошкольного образовательного учреждения
  4. Договор с родителями, желающими пользоваться услугами группы кратковременного пребывания.
  5. Штатное расписание.
  6. Должностные инструкции.
  7. Приказ по дошкольному образовательному учреждению о создании групп кратковременного пребывания.

Разработанная модель кратковременного пребывания детей в детском саду, качественно отличалась от традиционной системы воспитания детей раннего возраста:

— режим пребывания;

— договор;

— специфика взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Специалисты ДОУ придерживались общей цели — создание единой воспитательной среды, одновременно важной для ребенка и его родителей, а также возможность научить родителей педагогическим приемам работы с детьми. Родители не сразу подключались к работе с детьми. Так же как и дети, родители адаптировались к новым образовательным условиям, постигали содержание и формы работы, стиль общения с малышами. Во время игры родителям предлагалось помочь своему малышу принять игровую роль, совместно нарисовать, слепить, станцевать. Подобные поручения помогали родителям не только узнать возможности своего ребенка, но и освоить способы организации игр и занятий с ним, востребованные в домашних условиях. Педагоги поручали родителям закрепить полученные в детском саду знания во время игр дома. Большое значение для развития взаимодействия детского сада и семьи приобрело общение родителей друг с другом и со специалистами МДОУ.

В течение учебного года дети постепенно адаптировались к детскому саду (знакомились с воспитателями данной группы, а также другими сотрудниками и специалистами ДОУ, ходили на экскурсию в группу, которую с июня будут посещать постоянно).

Присутствие родителей и включение их в игровую и учебную деятельность не только в роли помощников но и в роли активных участников происходящего, формировало у детей познавательные навыки и стимулировало развитие различных поисковых способов ориентировки в окружающем.

Дети данной группы пользуются услугами: педагога — психолога, лечебно — медицинского комплекса, принимают кислородный коктейль.

Многолетний опыт работы группы «Мать и дитя» показал, что включение родителей в процесс воспитания и обучения, не только облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям, но и помогает родителям по новому видеть своего ребенка, учит родителей относится к воспитанию ребенка, как к сложному и кропотливому процессу приобщения малыша к ценностям окружающего мира. Разработанная и апробированная модель отвечает потребностям ребенка и не наносит вред его здоровью. Дети чувствуют себя более комфортно с мамами. В данный момент группы кратковременного пребывания посещают более 40 детей ежегодно.

Учет этого фактора способствует создания благоприятного психологического климата в группе и оказывает положительный эффект безболезненной адаптации к детскому саду.

Первые выпускники группы «Мать и дитя» уже школьники, но мы продолжаем интересоваться их достижениями.

Нас радует, что родители проводив дети в школу, продолжают принимать участие в дальнейшем развитие ребёнка. Наши дети не только успешно учатся в школе, но и занимаются в различных клубах и секциях города, добиваются успеха, занимая призовые места на различных соревнованиях, олимпиадах.

Литература:

  1. Аверина И. Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы. — М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004.
  2. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет/, М.: Просвещение, 2001
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564).
  4. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» (Письмо Минобразования РФ от 29.06.99 № 129/23–16).
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»(Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 № 30384).
  6. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017).
  7. ФЗ от 29.12.2012 № 273«Закон об образовании Российской Федерации».
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, кратковременное пребывание, ребенок, ранний возраст, группа, дошкольное образовательное учреждение, родитель, поступление ребенка, семья, Волгоградская область.


Похожие статьи

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как фактор индивидуализации образования

На основе практического опыта – коллектива авторов: старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны, воспитателей группы раннего возраста Косниковой Нины Владимировны и Мусатовой Натальи Александровны разработана концепция поисково-практической деяте...

Нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с применением современных методов реабилитации и социализации

В статье, по результатам реализации проекта «Право быть равным» на базе МБДОУ детский сад № 16 «Родничок» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ, описывается успешный опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за деть...

Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...

Метеоплощадка в ДОУ как эффективное средство экологического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию метеоплощадки на территории МДОУ д/с № 98. Данный опыт будет полезен при организации метеоплощадки в дошкольных образовательных организациях. Создание метеоплощадки обогатит пространство детского сада, поможет ...

Правополушарное рисование – нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста

На основе практического опыта – авторов воспитателя высшей квалификационной категории Ершовой Елены Геннадьевны и воспитателя первой квалификационной категории Отришко Натальи Ивановны, разработана система работы в области художественно-эстетического...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей (законных представителей), имеющих детей с ОВЗ в возрасте от 1, 5 до 7 лет

В статье представлен опыт работы учреждения по психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе родителей (законных представителей) детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассм...

Похожие статьи

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как фактор индивидуализации образования

На основе практического опыта – коллектива авторов: старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны, воспитателей группы раннего возраста Косниковой Нины Владимировны и Мусатовой Натальи Александровны разработана концепция поисково-практической деяте...

Нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с применением современных методов реабилитации и социализации

В статье, по результатам реализации проекта «Право быть равным» на базе МБДОУ детский сад № 16 «Родничок» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ, описывается успешный опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за деть...

Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...

Метеоплощадка в ДОУ как эффективное средство экологического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию метеоплощадки на территории МДОУ д/с № 98. Данный опыт будет полезен при организации метеоплощадки в дошкольных образовательных организациях. Создание метеоплощадки обогатит пространство детского сада, поможет ...

Правополушарное рисование – нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста

На основе практического опыта – авторов воспитателя высшей квалификационной категории Ершовой Елены Геннадьевны и воспитателя первой квалификационной категории Отришко Натальи Ивановны, разработана система работы в области художественно-эстетического...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей (законных представителей), имеющих детей с ОВЗ в возрасте от 1, 5 до 7 лет

В статье представлен опыт работы учреждения по психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе родителей (законных представителей) детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассм...

Задать вопрос