Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Григорьева, Т. Ю. Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства / Т. Ю. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46599/ (дата обращения: 16.11.2024).



Изучение и анализ большого количества различных источников и рекомендаций для помощи в адаптации детей раннего возраста, показали, что до сих пор многие психологи и воспитатели сталкиваются с недостаточным практическим материалом, инструментариями, и используют в основном одни и те же методы и средства, не всегда отвечающие запросам современного общества и уровню развития современных детей.

Наша работа была направлена на достижение следующих целей: обеспечить положительное эмоциональное состояние каждого ребенка, создать положительный эмоциональный настрой в группе, сплотить родительский коллектив, привлечь их к сотрудничеству, в том числе в плане единых подходов в воспитании детей.

Кроме того, предстояло решить ряд задач, в том числе: наладить доверительные отношения с каждым ребенком, снять эмоциональное и мышечное напряжение у детей, вызвать у детей положительное отношение к детскому саду, организовать предметно-развивающую среду в группе, стимулирующую у детей чувство комфорта и защищенности.

Каким же образом строилась работа?

Мы выделили два периода: период до первого дня официального поступления ребенка в сад – доадаптационный и адаптационный.

На наш взгляд, доадаптационный период является не менее важным в жизни ребенка и его родителей, чем адаптационный. Ведь от первого впечатления многое зависит: желание прийти снова, желание общаться с новыми взрослыми и детьми.

В этот период наша группа готовилась к открытию. В первую очередь работа была направлена на работу с родителями (семьями), чтобы снять то эмоциональное напряжение, в котором находились родители, принявшие решение отдать ребенка впервые в детский сад.

Для этого:

- проведены предварительные индивидуальные беседы с родителями о детях, их особенностях, привычках, поведении, о том, как ласково называют ребенка дома,

- примерно за 10 дней до официальной даты открытия группы, было проведено первое родительское собрание – знакомство, на котором родители познакомились друг с другом, с воспитателем, с помещением группы и зданием детского сада (была проведена ознакомительная экскурсия), заполнили разработанную мной анкету «Давайте познакомимся!», в которой помимо общих вопросов о семье, есть раздел сведений о ребенке (например, вопросы: Что уже умеет делать самостоятельно (мыть руки, умываться, проситься в туалет, одеваться, обуваться, просит есть и пить и др.), Любимая игрушка, Любимая сказка, Любимая песня, Любимое занятие); каждой семье была выдана памятка «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад» для внимательного прочтения и осмысления дома, в которой рассказывается: что такое адаптация, какая бывает адаптация, как родителям подготовить ребенка к поступлению в детский сад, как надо вести себя с ребенком, что необходимо приготовить для посещения детского сада (одежда, обувь).

В течение последующих дней родители помогали подготовить помещение группы к открытию, участвовали в генеральной уборке группы, помогали в подготовке прогулочного участка группы (родителями была расписана веранда по мотивам любимых детьми сказок, высажены клумбы с цветами), родителями были принесены на электронных носителях любимые песни, мультфильмы своих детей, кроме того, для создания теплой, домашней атмосферы каждая семья принесла свои семейные фотографии в рамках, которые были размещены в приемной для встречи детей.

Таким образом, благодаря совместному труду и творчеству, родители смогли познакомиться друг с другом поближе, многие начали дружить. С воспитателем и младшим воспитателем сложились теплые, дружеские отношения еще до поступления детей в сад.

Работа с детьми в доадаптационный период состояла в следующем:

- для формирования у будущего воспитанника положительных ассоциаций, связанных с детским садом и воспитателем, ребенок посещал группу вместе с родителями в заранее согласованное время, когда не было других детей (знакомился с помещением группы, с воспитателем, с игрушками), здесь было очень важно для воспитателя понаблюдать за ребенком, установить первый контакт, заинтересовать его, поиграть с ним, спросить, что он любит, чтобы он захотел вернуться; очень важно показать, что в группе его очень ждут: его шкафчик, его кроватка, его горшочек, его стульчик (были наклеены соответствующие одинаковые наклейки), то есть в этой группе у ребенка уже есть что-то свое, как дома (использовалась беседа на игровой основе «Домик для твоей одежды», «Кроватка ждет тебя, малыш!»[1, с. 21,22]),

- родителям предлагалось предварительно приводить ребенка на территорию прогулочного участка для знакомства с детьми, которые уже начали ходить в детский сад, особенно на вечернюю прогулку, чтобы ребенок видел, что всех детей мамы и папы забирают домой и никто в саду не остается.

Таким образом, организованная работа, проведенная в доадаптационный период, позволила и детям, и их родителям почувствовать себя более уверенно перед первым посещением детского сада.

В адаптационный период на первый план выходит, конечно, работа с детьми: индивидуальная и групповая. В процессе адаптации ребенка использовались такие формы и методы работы как: наблюдение за индивидуальными особенностями каждого ребенка, элементы телесной терапии (необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым, ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках, дает ему чувство защищенности, поэтому взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям), хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка, ушек, лица и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос, а пальцы скользить еле-еле дотрагиваясь до кожи), исполнение колыбельных песен перед сном, рассматривание семейных фотографий, просмотр любимых мультфильмов, лепка и рисование на свободную тему, использование элементов сказкотерапии, занятия логоритмикой, постоянное звучание музыки в группе, а также на прогулочном участке, также в период адаптации дети были активными участниками жизни всего детского сада: вместе с родителями участвовали в конкурсах, выставках, праздниках, посещали театрализованные представления, в группе были размещены «чудо-телефоны», по которым можно было «позвонить» маме или папе, когда становилось совсем грустно, на период адаптации временно сохранялись «вредные» привычки детей (не отучали, например, от пустышки), использовались игровые методы взаимодействия с ребенком (игры были фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием),

Опираясь на полученный опыт, была разработана система поэтапного привыкания ребенка к детскому саду, согласно которой он шаг за шагом привыкает оставаться на весь день без родителей. Она состоит из 7 этапов:

1 этап – знакомство родителей с воспитателем и с ДОУ, рассказ родителей ребенку о детском саде,

2 этап – знакомство ребенка с воспитателем и с группой,

3 этап – приход ребенка вместе с родителями на прогулку (утреннюю и вечернюю),

4 этап – ребенок приходит в группу и остается один на 1-2 часа,

5 этап – ребенок остается до сна,

6 этап – ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители,

7 этап – ребенок остается на целый день.

Последовательность в реализации всех этапов, шаг за шагом – залог успешной адаптации ребенка к условиям детского сада. И если все время в разлуке с мамой будет заполнено организованной деятельностью, то ребенку некогда будет вспоминать о том, где сейчас его мама и почему она не идет за ним. Эта совместная деятельность ребенка и воспитателя должна быть направлена на снятие эмоционального и физического напряжения. Организуя эту деятельность, из множества методов, приемов, средств, среди прочего нами были выбраны пальчиковая гимнастика и логоритмика.

При проведении пальчиковой гимнастики затормаживаются отрицательные эмоции монотонными движениями рук или сжиманием кистей рук. Работа по развитию движений пальцев и кисти рук проводилась систематически по 2-5 минут ежедневно.

В последнее время специалисты обратили внимание на то, что логоритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей, особенно, в период адаптации к условиям детского сада. Использовались такие элементы логоритмики, как: упражнения на координацию речи с движением, пение и движение под музыку.

Упражнения на координацию речи с движением включались ежедневно в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения. Особую любовь детей получила игра «Путешествие на поезде», которая заключается в том, что дети едут на поезде и на остановках встречают различных персонажей, которые рассказывают стихи и показывают соответствующие движения. Использование при этом масок делает эту игру яркой и веселой. Источником послужили книги «Стихи с движением» составитель Л. Маврина [2] и «Игры и упражнения для развития речи» Н. М. Быковой [3].

Кроме того, ежедневно – по желанию детей, во второй половине дня проводились занятия для развития общей моторики (пение и движение под музыку) (другой элемент логоритмики). За период адаптации было разучено большое количество песен с движениями.

Несмотря на то, что основное время воспитателя в адаптационный период было занято работой с детьми, родителям уделялось не меньше внимания.

Так, например, в первые дни родителям разрешалось присутствовать вместе с ребенком в группе, в приемной размещалась информация об адаптации детей (консультации, памятки, ширмочки),проводились ежедневные индивидуальные беседы о том, как прошел день их ребенка, на что нужно обратить внимание, чтобы вселить в них уверенность, рассеять беспокойство и тревогу за своего ребенка (воспитателю необходимо находиться в постоянном контакте с родителями, лично, по телефону, даже в нерабочее время, сообща вырабатывать стратегию поведения в сложных случаях), важно было в этот период идти навстречу всем пожеланиям родителей, даже если они не соответствуют вашим убеждениям и представлениям, и не соответствуют установкам детского сада (например: надевание носочков при 40 градусной жаре, так как по словам мамы – «все болезни ее ребенка от голых ног»), был создан альбом с фотографиями, который практически ежедневно пополнялся фотоотчетами о прожитых днях, кроме того, родители активно привлекались к участию в различных мероприятиях ДОУ, таких как выставка «Я леплю из пластилина… Лето», фотовыставка «Мы из Волжского», выставка «Чудо природы» и других.

Анализ результатов проведенной работы показывает, что в группе не было ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации (в основном – легкая степень). Это позволяет сделать вывод о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада. Правильно выстроенная работа с родителями позволила сделать их своими союзниками и партнерами в любых начинаниях, тем самым помогла им пережить период адаптации их детей безболезненно.

Можно сказать, что адаптация к детскому саду пройдет быстрее и безболезненнее, если организована комплексная система сопровождения адаптации детей, включающая в себя: педагогическое и психологическое просвещение родителей, систему коррекционно-развивающих мероприятий, создание особой предметно-развивающей среды в группе, и, что особенно важно, любовь и заинтересованность в ребенке, в его состоянии, со стороны воспитателя и родителей.

Опираясь на полученный опыт, были выработаны следующие рекомендации по организации и проведению успешной адаптации к детскому саду:

  1. Постараться наладить контакт, выстроить доверительные партнерские отношения с ребенком и его родителями еще в доадаптационный период.
  2. Привлекать родителей к участию в жизни группы и детского сада, сделать их своими союзниками, партнерами.
  3. Обеспечить двухсторонний открытый обмен информацией с родителями о ребенке, его проблемах, радостях, достижениях (фотовыставки, видеофильмы, беседы).
  4. Вооружить родителей необходимой теоретической информацией об адаптации.
  5. В группе окружить ребенка любовью и лаской со стороны воспитателя и младшего воспитателя, создать домашнюю атмосферу.
  6. Не отучать от вредных привычек в период адаптации.
  7. Необходимо построить работу так, чтобы ребенок больше двигался, играл, смеялся, пел и танцевал, то есть необходимо сделать жизнь ребенка в период адаптации насыщенной, яркой, полной новых впечатлений.

Литература:

  1. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И.В. Лапина. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2012.
  2. Стихи с движением/ составитель Л. Маврина
  3. Игры и упражнения для развития речи /Н.М.Быкова
  4. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры / автор-составитель Е.А. Долженко [и др.]; под общ. ред. Е.А. Долженко. – Волгоград: Учитель, 2016.
  5. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям / составитель А.С. Русаков. – СПб.: Образовательные проекты, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, родитель, период адаптации, группа, работа, этап, адаптационный период, младший воспитатель, пальчиковая гимнастика.


Задать вопрос