Игра — это сквозной механизм развития ребёнка, посредством которого реализуется содержание пяти образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
У ребёнка игра является основным видом деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Организовывая игровую деятельность, педагоги уделяют большое внимание следующим принципам работы:
— игры должны быть в доступном для детей месте (на уровне их роста);
— создание условий для игр;
— моделирование игрового пространства;
— свободный выбор детьми любого вида игр;
— создание развивающей предметно-пространственной среды, функционально моделирующей содержание детской игровой деятельности и инициирующей ее;
— обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);
— формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.
Современный подход к организации игр дошкольников требует гибкой тактики руководства, где позиция педагогов постоянно меняется: педагог-партнёр, носитель игровых умений и умений организованного общения в игре; педагог-координатор игровых замыслов и общения детей; педагог-наблюдатель за играми детей и консультант в случае возникших трудностей.
Педагоги детского сада всё чаще используют в работе с детьми интерактивные игры.
Интерактивная форма подачи игрового материала создаёт у дошкольников интерес к решению умственных задач, а успешный результат приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Всё это делает интерактивную игру важным средством формирования элементов логического мышления у воспитанников ДОУ.
Воспитатели самостоятельно разрабатывают игры для интерактивной доски математического, экологического, художественно-эстетического содержания, для изучения Правил дорожного движения для детей разных возрастных групп.
Детям предлагаются различные виды интерактивных игр:
- Игры- соревнования : педагог показывает детям картинки и просит найти несколько отличий. Кто первый поднимет руку — тот имеет право первый назвать отличие и обвести его; или могут работать у доски одновременно 2 ребёнка.
- Соответствие : дети соединяют предметы линией, определяя, что, чему соответствует: определяют, кто-где живёт, кто, чем питается и т. п.
- Перетаскивание, группировка : воспитатель предлагает детям собрать гусеницу, причем цвета должны повторяться в определенном порядке, или собрать домик из деталей определенной формы и цвета, либо собрать фигурки в ведерки или собрать только овощи, группировка предметов по форме, цвету, величине; в общем задания с перетаскиванием ограничиваются только фантазией.
- Графические работы: включают в себя всевозможные задания: соединение по точкам, лабиринты, головоломки, штриховки, графические диктанты т. д.
В детском саду воспитатели практикуют Квест-игры.
Квест — это игры, в которых детям нужно найти различные предметы, находить им применение, решать задания и т. д.
Такие игры можно проводить, как в одном помещении или переходить в другие помещения так и на улице.
В эту игру играют команды. Идея такой игры проста — команды, перемещаясь по точкам, ребята выполняют различные задания. Но самое главное в этой игре — это выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что и является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Через игру воспитатель помогает ребёнку обрести мотивацию, которая основывается на индивидуальных потребностях, обеспечивая свободу выбора, предоставляя возможность получения необходимых знаний и навыков.
Такие игры направленны на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, с активной познавательной позицией.
Организуя и проводя с детьмиКвест-игры, решаются следующие задачи:
— образовательные (дети усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
— развивающие (играя у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы творческих способностей и формируются исследовательские навыки);
— воспитательные (приобретаются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие).
Игры-эксперименты — дидактическая игра. В младших группах дети экспериментируют с предметами: «Зеркальная вода», «Создаём мыльные пузыри», «Царица Зубная щётка», закрепляя культурно-гигиенических навыки и навыки здорового образа жизни.
Также экспериментирование всё больше напоминает сюжетную игру. В игре ребёнку даётся сюжет, подводящий его к эксперименту. («Предметы которые опасны», «Скорая помощь»).
Педагоги организовывают игры с конструкторами ЛЕГО: «Сельская жизнь», «Городские жители», «Кирпичики для творческих заданий». Ребятам очень нравится работать с детской киностудией для ЛЕГО и кукольной анимацией. В нашем детском саду создаются детьми мультфильмы с использованием конструкторов и других игрушек, поделок, изготовленных детьми с помощью педагогов и родителей.
Занимаясь конструктивно-игровой деятельностью педагоги, большое внимание уделяют познавательной активности, совершенствуют сенсорно-тактильную и двигательную сферы, развивают коммуникативную функцию, интерес к обучению.
Преимущества использования ЛЕГО-технологий: привлекает детей, развивает их творческие способности, внимание, память, мышление, речь.
Игры-ТРИЗ — современная игровая технология.
Педагоги применяют ТРИЗ для развития у детей творческой личности, коррекции звукопроизношения, обогащения словарным запасам.
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.
Воспитатели отдают предпочтение методам: мозговой штурм, морфологический анализ, метод фокальных объектов.
В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей.
Песочная терапия — важный метод для развития ребёнка, дающий возможность развить мелкую моторику рук, творческое восприятие мира и способность к самовыражению. Кроме того — это прекрасный способ развития у малыша пространственного воображения, внимания и памяти. Немаловажный момент, создавая свой собственный, неповторимый мир на песке, ребёнок показывает нам все свои переживания и фантазии.
Световой песочный планшет используется в группах младшего дошкольного возраста: дети рисуют на песке одним пальчиком, кулачком, ладошкой, сыпят песок из кулачка; рисуют дорожки, выкладывают на них камешки, обводят ватными палочками шаблоны, ищут в песке картинки, мелкие предметы.
Одним из современных подходов к организации игровой деятельности дошкольников является гендерный подход.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношения полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.
Это позволяет сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников. Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы.
На конкретных видах игр педагоги раскрывают суть гендерного подхода к их организации.
- Дидактические игры для младшей группы: «Кто что носит?». Детям предлагают на наборном полотне рассмотреть картинки с изображением мужской и женской одежды; распределить их между девочкой и мальчиком.
Таких игр воспитатели проводят много: «Наши причёски», «Кем я буду и каким», «Наша семья», «Кому что нужно для работы», «Настроение», «Волшебный цветок», «Как я дома помогаю», «Кто я в семье», «Пожелания», «Благородные поступки» и другие.
- Игры-занятия с куклами . «Накормим куклу Дашу», «Оденем куклу Соню на прогулку», «Куклы ждут гостей», «Кукла Катя заболела». Этот вид игр присутствует в младшем возрасте.
- Имитационные игры . Детям предлагается исполнить роль того или иного персонажа, показать жестами, мимикой эмоциональное состояние героя: «Рассердившейся мальчик», «Испуганная девочка», «Любящая мама», «Заботливый папа».
- Подвижные игры . Полоролевые действия прослеживаются ярче в народных играх. Это: «В хороводе были мы», «А мы просо сеяли», «Голубка» и др. С детьми проводятся и современные игры: «Надень и попляши», «Найди пару», «Море», «Утки и утята» и др.
Основная роль в гендерной социализации дошкольников принадлежит сюжетно-ролевой игре.
В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей — мужчин и женщин. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем.
Воспитатели разыгрывают с детьми разнообразные сюжеты: «Дочки-матери», «У нас в гостях» и т. д.
Это игры, которые предпочитают девочки.
«Строители», «Военные», «Спасатели», «Пожарные», «Богатыри» — в эти игры активнее играют мальчики.
Игра для дошкольников — это ведущий вид деятельности. Дети узнают мир, учатся взаимодействовать с другими людьми, познают себя.
Правильно организованная работа обеспечит высокие достижения в обучении, развитии и воспитании будущих школьников.