Время пребывания ребенка в детском саде в период адаптации строго индивидуально. Однако, не следует в первый же день оставлять малыша надолго.
Психологи рекомендуют следующую схему:
1–2 день — на несколько часов. Постарайтесь прийти к дневной прогулке, погуляйте вместе со всеми и уйдите домой обедать. Находиться с ребенком в группе, кормить, а тем более укладывать спать не стоит. Малыш должен знать, что это прерогатива воспитателя.
3–6 день — заберите ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу. Опоздай вы немного, и крохе придется пережить несколько неприятных минут, с тревогой ожидая маму в пустой группе.
Со вторника второй недели (после выходных, в понедельник, все еще щадящий график): малыш уходит домой в полдник.
С 3-й недели можно оставлять ребенка на целый день.
Ежедневно расспрашивайте ребенка о жизни детского сада. Удивляйтесь, хвалите ребенка. Ваша беседа должна быть эмоционально окрашена. Малышу очень важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьез, относятся с уважением к его проблемам, внимательно и с интересом его слушают, а то, что он говорит, оказывается действительно важным.
Избегайте вопросов: Что вы сегодня делали? Что вы ели? Как ты себя вел? Что вы проходили по…»
Спросите: Вы сегодня рисовали или лепили? На завтрак была каша или яйцо? С кем ты сегодня играл? О ком вам читали книжку? и т. д.
Впервые столкнувшись с необходимостью ложится спать в незнакомом месте, в «чужую» кроватку, без мамы, ребенок, безусловно, испытывает стресс едва ли не более сильный, чем вообще сам факт расставания с мамой. Ведь дети относятся ко сну, как ко времени, когда они теряют контроль над окружающей действительностью. Поэтому психологи не рекомендуют в первые 2–3 дня пребывания в детском саду оставлять ребенка на дневной сон.
В дальнейшем же не забудьте принести из дома «мамозаменитель»- любимую мягкую игрушку малыша, с которой он спит, или просто тряпочку «с родным запахом»; пижаму, к которой привык кроха (первое время приносите в сад только уже знакомые ему вещи и игрушки, покупку нового отложите на потом), любимую книжку.
Не забывайте оказывать малышу эмоциональную поддержку и показывать значимость его нового статуса.
Важно заранее постараться научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделится своей; подождать, пока другой ребенок поиграет). При предварительном знакомстве с обстановкой группы постарайтесь положительно настроить малыша (как много детей, много игрушек, дети весело играют, воспитательница- хорошая тетя). Дайте время малышу спокойно все осмотреть, покажите, где он будет спать, раздеваться, кушать, играть.
КАКИЕ МЫ ПАПЫ?
Ребенок не способен обойтись лишь только витамином «М». Ему для полного развития необходим весь комплекс витаминов «М» и «П», конечно, означает сокращение от слова «папа».
И папы, как и мамы, тоже совсем разные: Спокойные, Уравновешенные, Уверенные, Властные, Тревожные, Тоскливые.
На первый взгляд, как будто нет отличия вариантов пап от типов мам. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле в поведении мужчин всегда присутствует мужской оттенок.
И роли папы выполняют тоже разные. Наш опыт нам позволил выделить различные варианты типов пап, стиль поведения которых не всегда благоприятно отражается на самочувствии ребенка.
«Папа-мама». По-матерински заботливый папа. Все функции матери берет на себя. Пытается сразу быть папой и мамой. А это ему не всегда. В такие моменты бывает несдержанным, вспыльчивым, злым. Когда же все ладится, течет как по маслу, он добрый, отзывчивый, очень заботливый. Ребенок, общаясь с таким типом папы, все время под прессом его настроения. А настроение папы как будто резко континентальный климат в квартире или, вернее, контрастный душ: то горячо очень, то очень холодно… И почти нет золотой середины.
«Мама-папа». Напоминает «папу-маму», одну из разновидностей его. У «мамы-папы» — главная забота: как можно лучше угодить ребенку, поэтому ребенок у него «сидит» не только лишь на шее, но очень часто и на голове. Как мать и как отец одновременно несет он всю родительскую ношу, заботливо и нежно обращаясь с нею, без перепадов настроения и без контрастных «холодно» и «жарко». Ребенку все дозволено и все ему прощается. Однако эта мягкость иногда способна обернуться оборотной стороной медали в процессе воспитания детей.
«Карабас-Барабас». Папа — пугало, злой и жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». Главной «пищей» в семье для ребенка при таком типе папы является страх, страх раба, угнетенного, неполноценного… Этот страх — словно прутья решетки. Это страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупиков бездорожья. И в любом тупике ждет ребенка наказание за содеянное или просто как профилактика. Наказания, наказания…при таком типе папы однажды закипит, словно лава в вулкане, чувство ненависти у ребенка и прорвется… прорвется наружу, чтоб собою обжечь Карабаса. Карабас создает для себя сам Везувий. А Везувий не любит «молчать».
Другой тип непреклонного папы — папа «Крепкий орешек», признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, даже в тех ситуациях, когда он не прав. Его нрав — неприступная крепость, он действительно крепкий орешек.
«Попрыгунья-стрекоза». Это папа, живущий в семье, но не чувствующий себя еще папой. Для него пока только ребенок как гость, о котором должна позаботиться мама. А он гостю подарит капельку времени, но не больше… Его жизнь должна протекать без забот, как текла до рождения в доме ребенка. Он не может лишиться чувства свободы и не хочет стать чьим-то рабом. Для него эталон — холостяцкая жизнь, без детей — ведь ребенок обуза… И к тому же — тяжелая ноша. Эту ношу пускай несет мама. Хотела сама. А ему неприятны капризы, сюсюканье. И при первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу. А ребенку он нужен всегда, постоянно.
«Добрый молодец», «Рубаха-парень». На первый взгляд кажется, что ребенку с отцом повезло. Этот папа не просто является папой, а он сразу ему и как брат, и как друг. С ним всегда интересно, легко, очень весело. Он с любым посторонним найдет общий язык. Но, общаясь с чужими, чтоб сделать приятное им, он способен надолго забыть в это время о собственном долге отца, что, конечно, не нравится маме. И она затевает скандалы. А ребенок живет в атмосфере конфликтов, где-то втайне сочувствуя папе, но не в силах ничто изменить.
«Ни рыба ни мясо», «Под каблуком». Не настоящий папа — манекен. Папа, не имеющий собственного голоса в семье и способный подпевать лишь в хоре, где солирует его жена, вторящий ей словно эхо, пляшущий под ее дудку, — словом, находящийся под каблуком у мамы. Даже в самые тяжелые моменты он не перейдет на сторону ребенка, чтобы ему помочь, боясь испортить отношения с женою. И малыш никак не понимает, есть у него папа или нет…
КАКОЙ ПАПА НУЖЕН РЕБЕНКУ?
Ну, конечно, тоже самый, самый…
Самый добрый, самый справедливый, самый храбрый и бесстрашный… Одним словом — самый, самый лучший… И ребенок в его глазах тоже должен оказаться самым, самым… Самым добрым, Самым справедливым, Самым смелым, Ну, а главное — любимым! Да, да, главное — самым любимым!
ТЕСТ «КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ?»
Инструкция: «Какой Вы родитель? Кому не хочется получить ответ на этот вопрос? Именно поэтому мы предлагаем Вам тест-игру. Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми?»
Баллы
1. Сколько раз тебе повторять? 2
2. Посоветуй мне, пожалуйста… 1
3. Не знаю, что бы я без тебя делала? 1
4. И в кого ты такой уродился? 2
5. Какие у тебя замечательные друзья? 1
6. Ну, на кого ты похож(а)? 2
7. Я в твои годы… 2
8. Ты моя опора и помощник(ца)… 1
9. Ну, что за друзья у тебя? 2
10. О чем ты только думаешь? 2
11. Какой(ая) ты у меня умница! 1
12. А как ты считаешь, сынок (дочь)? 1
13. У всех дети как дети, а ты… 2
14. Какой ты у меня сообразительный! 1
Оценка результатов:
Подсчитайте общее количество баллов.
Если набрали 5–7 баллов — Живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком. Непонимание его проблем, попытка перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.
11 баллов и выше — Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим.