Игры с мячом как эффективное средство адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Казань, июнь 2019)

Дата публикации: 15.05.2019

Статья просмотрена: 1060 раз

Библиографическое описание:

Караваева, Т. В. Игры с мячом как эффективное средство адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада / Т. В. Караваева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/336/15081/ (дата обращения: 16.12.2024).



Адаптационный период — серьезное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия. Решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками детского сада и родителями.

Что такое адаптация? Адаптация — это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Инструктор по физической культуре, как и другие педагоги, должен создать комфортные условия на своих занятиях для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению. Если у ребёнка адаптация прошла успешно, то он редко болеет и, следовательно, посещает детский сад. В течение двенадцати лет работы с детьми раннего возраста я опробовала разные методы для того, чтобы дети увлекались занятиями физической культуры, были весёлыми и коммуникабельными. Самыми действенными оказались игры и упражнения с мячом.

Игры с мячом занимают особое место среди подвижных игр. Мяч — это шар, идеальная космическая форма, самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни начала, ни конца. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, что дает полноту ощущения формы. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов XIX века Фридрих Фребель отнёс шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений». Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и кожного (тактильного) анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений с мячом, усиливает эффект занятий. Современные мячи часто обладают ещё и различными запахами, позволяющими задействовать и обоняние вместе с перечисленными анализаторами, что делает занятие более привлекательным и желанным.

Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребёнка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки, а следовательно, в активизации работы головного мозга. Он считал, что почти всё, в чём нуждается ребёнок для своего разностороннего развития, ему даёт мяч. Особо важное значение имеют игры, в которых действия ребёнка с мячом сопровождаются соответствующими моменту и настроению словами и песнями.

В системе физического воспитания, разработанной П. Ф. Лесгафтом, игры с мячом также занимают важное место. Ребёнок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. п., что способствует развитию глазомера, двигательных координационных функций. По данным А. Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие, по его мнению, это свобода телодвижения от мышечной брони, мышечного напряжения.

Мяч — удивительно интересная игрушка. Пожалуй, ничего аналогичного — настолько простого и в то же время интересного — пока ещё люди не придумали. Мяч воспринимается ребёнком как нечто живое. Он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он — яркий, круглый и очень милый. В мяч можно играть, ещё не научившись ходить. [3] С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.

Данная тема соответствует ФГОС Дошкольного образования, так как направлена на решение задачи по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, следовательно, она актуальна для дошкольного учреждения.

Совместно с педагогом-психологом и воспитателями мы провели исследование по данной теме. Целью нашей работы было — изучение влияния игр с мячом на процесс адаптации детей к ДОУ. Задачи, которые решались в процессе исследования:

  1. Изучить проблемы адаптации дошкольников и их эмоциональное состояние.
  2. Проанализировать педагогические условия физического развития игр с мячом, способствующие снятию эмоционального напряжения в период адаптации.
  3. Доказать воздействие игр с мячом на процесс адаптации детей к ДОУ на основании теоретического и практического исследования вопроса.

Исследование проходило в течение первых месяцев пребывания детей двух групп (контрольной и экспериментальной) в ДОУ. Анализ результатов и исследование были проведены в сотрудничестве с педагогом-психологом, воспитателями и родителями данных групп детского сада.

В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние воспитанника, использовали наблюдение. В работе применялись следующие здоровьесберегающие технологии: психолого-педагогические, учебно-воспитательные, организационно-педагогические.Использовались наглядные, словесные и практические методы. В ДОУ была организована предметно-пространственная развивающая среда для физического развития и психоэмоционального комфорта.

Исследование проходило в два этапа.

Первый этап заключался в определении психолого-педагогических параметров определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Второй этап исследования — вхождение ребенка в группу — его первый месяц в детском саду.

Было выделено два направления работы педагога:

1 направление: непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, в которой мяч использовался периодически, согласно, рабочей программы ДОУ; родителям давались стандартные рекомендации по адаптации.

2 направление: занятия физической культурой, на которых всегда использовались игры с мячом; свободная деятельность детей в физкультурном зале, где находятся мячи разных размеров, мягкие модули, сухой бассейн; в рекомендациях для родителей были советы, в какие игры поиграть с ребёнком, чтобы снять эмоциональное напряжение.

Особое внимание уделялось элементарным играм с мячом: складывание в корзину, катание с наклонной скамьи и вдаль, метание, сортировка по цвету или форме.

Из проведенного теоретического анализа выявили организационные педагогические условия, способствующие игре с мячом, и влияния их на адаптацию к детскому саду.

К таким условиям относятся:

  1. Насыщенная предметно пространственная развивающая среда. Использование разных видов мячей.
  2. Позиция наблюдателя в первые дни присутствия ребенка в спортивном зале.
  3. Включение родителей в непосредственно-образовательную деятельность в период адаптации.

Исследование показало, что игры с мячом помогают детям справиться с эмоциональным напряжением. Поскольку ребенок младшего дошкольного возраста ограничен в способах избавления от стресса, то на помощь ему может прийти не только игра, но и упражнения и игры с мячом. Игры с мячом способствуют не только физическому развитию, но и снимают эмоциональное напряжение, развивают моторику, внимание, память.

Мяч можно использовать для закрепления понятий: форма, цвет, размер. Адаптация младших дошкольников прошла более успешно в экспериментальной группе, где была проведена предварительная работа с родителями, а с детьми инструктор по физической культуре и воспитатели проводили игры и упражнения с мячом.

Можно сделать вывод, что игры с мячом являются средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это — необходимое условие полноценного развития ребенка. Получив положительные результаты при проведении исследования, мы внедрили в период адаптации игры с мячом, которые уже третий год способствуют успешному более лёгкому периоду адаптации.

Литература:

  1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие. — М.: Воронеж. «Учитель», 2006г. — 236 с.
  2. Ермакова И. А. Игры с мячом для самых маленьких. — М.: Литера, 2009г. — 30с.
  3. Овчинникова Т. С. Игры, занятия и упражнения с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика. / Овчинникова Т. С., Баряева Л. Б., Черная О. В. — М.: Каро, 2010г. — 248с.
  4. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.– М.: ВЛАДОС, 2003г. — 172 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мяч, детский сад, игра, физическая культура, эмоциональное напряжение, дошкольное учреждение, период адаптации, младший дошкольный возраст, процесс адаптации детей, физическое развитие.

Похожие статьи

Тренинг с родителями (вопросы адаптации ребенка к детскому саду)

Игра как метод коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Конспект интегрированной деятельности учителя-логопеда совместно с инструктором по лечебной физической культуре для детей 5–6 лет, страдающих речевыми нарушениями. Тема «На арене цирка»

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Формы партнерства детского сада и семьи как одно из условий воспитания здорового ребёнка

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Создание условий развивающего пространства в коррекционной работе с детьми с нарушениями в развитии

Взаимодействие медиков и педагогов как условие коррекционно-развивающей работы в домах ребенка

Похожие статьи

Тренинг с родителями (вопросы адаптации ребенка к детскому саду)

Игра как метод коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Конспект интегрированной деятельности учителя-логопеда совместно с инструктором по лечебной физической культуре для детей 5–6 лет, страдающих речевыми нарушениями. Тема «На арене цирка»

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Формы партнерства детского сада и семьи как одно из условий воспитания здорового ребёнка

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Создание условий развивающего пространства в коррекционной работе с детьми с нарушениями в развитии

Взаимодействие медиков и педагогов как условие коррекционно-развивающей работы в домах ребенка