Воспитывают все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
А. С. Макаренко
Плохой аппетит, сон, подавленное состояние, регресс в развитии. Все это- последствия адаптации к детскому саду. Статья для всех, кто уже, но тяжело адаптируется. И для тех, кому предстоит.
Все психологи выделяют три степени адаптации: «
- 1–6 дней — легкая адаптация;
- 6–32 дня — средняя тяжесть;
- 32–64 дня — тяжелая.
Легкая: ребенок может плохо спать и кушать, неохотно играть. При легкой адаптации дети, как правило, не заболевают. Быстро все нормализуется.
Средняя: «один день ходим — неделю болеем». Настроение нестабильное, ребенок может плохо спать. Бурно реагировать на расставание и встречу с родными. В течение двух недель могут наблюдаться бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез) — в течение 2 — х недель.
Тяжелая: ребенок часто болеет, с осложнениями. Плохо засыпает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит плохой, может возникнуть стойкий отказ от еды, даже рвота. Ребенок пытается найти выход: плачет, кричит, или, напротив, становится пассивным и подавленным. Детей избегает или ведет себя агрессивно. Может возникнуть задержка речевого развития.
От чего зависит степень адаптации?
– возраст: труднее адаптируются дети в возрасте до двух лет;
– состояние здоровья и уровень развития ребенка;
– сформированность предметной и игровой деятельности. Можно вашего ребенка заинтересовать игрушкой, занятиями?
– индивидуальные особенности: характер и темперамент;
– условия жизни в семье. Режим дня, формирование умений и навыков (играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя).
Мальчики более уязвимы, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери, болезненно реагируют на разлуку с ней. Нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию».
Работая воспитателями в ясельной группе, каждый год к нам приходят новые воспитанники. Всем известны советы психолога, с которыми могут ознакомиться родители детей, впервые поступающих в детский сад.
В современном мире с развитием интернет- ресурсами на родителей обрушивается огромный поток информации, которая чаще всего играет, к сожалению, не положительную роль. Да и родители все очень по-разному относятся к детскому саду и воспитателям. Порой приходится родителей приучать к образу жизни сада, к его требованиям не меньше, чем полгода. Конечно, и воспитателям, и родителям в результате поступления детей в детский сад хочется увидеть позитивный результат и как можно скорее.
Как же всё-таки помочь родителям в адаптации ребёнка в детском саду?
Не все родители прикладывают усилия, чтобы максимально привить своему ребенку те навыки и умения, без которых ему будет сложно в новом обществе ДОУ. Порой родители не понимают, что только от них самих зависит успешность ребенка в социуме. Причем необходимо работать над самым простым. Ребенок должен уметь есть твердую пищу, пить из чашки и быть ознакомлен с блюдами из меню сада (каша, суп, сырники, оладьи и т. д.). Конечно, воспитателям легче, когда дети могут себя обеспечивать в туалете. И, конечно, главное- уметь играть в игрушки. Но с каждым годом, к сожалению, ситуация ухудшается. Приходят дети с памперсами, сосками, не знают, что такое горшок. И кормят их дома не кашей и супом, а жидкими разводными смесями. Результат бывает весьма плачевный. Уже в ясельном возрасте дети отстают в развитии, речь чаще всего отсутствует. И чтобы привить элементарные навыки требуется не меньше 6–8 месяцев тяжелой каждодневной работы. Возможно, многие родители скажут, что сильно заняты, работают с утра до вечера, большинство детей с нянями. А самое главное, что есть родители, которые в силу своей лени и не желанием поддерживать воспитателей в их начинаниях еще и предъявляют претензии, что над их чадом проявляют насилие. А результат бывает плачевный, ведь мы не предъявляем высоких требований при поступлении в ясельную группу. Просим только, обучить детей элементарным навыкам! Конечно, от памперсов детей отучают, но те дети, которым не привили привычку есть в детском саду хоть-то, то к концу первого года пребывания в детском саду родители могут столкнуться с большими проблемами, и тогда начинают обращаться к другим специалистам. Вынуждены прилагать усилия на поддержания и восстановление здоровья. Любовь родителей не должна выражаться только в потакании. Ведь ребенок –это хороший психолог! Если родители идут всегда только на поводу у ребенка, наступает момент, что справиться с ситуацией с самостоятельно без помощи специалистов уже не получается. А на самом деле, ларчик только открывается. В любви к детям главное- не перестараться, и тогда всем будет хорошо: и детям легко адаптируются, потому что дома также, как и в саду, и воспитателям- у них больше появляется времени и сил не только на обслуживание, но и на развивающие занятия. Результат не заставит себя долго ждать! Если родители не будут заодно с воспитателями, то у нас ничего не получится. Давайте будем воспитывать здоровое поколение!
Литература:
- Макаренко А. С. 'О воспитании' — Москва: Издательство политической литературы, 1990 — с.416
- https://vseokrohe.ru/adaptaciya/uroven-adaptatsii-detskom-sadu