Формирование готовности учащихся к обучению в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 30.10.2014

Статья просмотрена: 1252 раза

Библиографическое описание:

Титова, Е. И. Формирование готовности учащихся к обучению в вузе / Е. И. Титова, А. В. Чапрасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 648-649. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13372/ (дата обращения: 16.12.2024).

Проблема подготовки школьников к дальнейшему обучению в вузе является актуальной во все времена. Как сделать так чтобы ребенок хотел дальше учиться, а также усваивал знания посильно и с легкостью, вот главные вопросы педагогов школы, да и высших учебных заведений. Говоря о формировании готовности учащихся к обучению в вузе необходимо учитывать, во-первых, их основные психологические особенности, то есть особенности раннего юношеского возраста (14–18 лет):

-                   формирование самосознания — представление о себе самом, самооценивание умственных, моральных и волевых качеств;

-                   появление возможности самовоспитания;

-                   возрастание волевой регуляции;

-                   возрастание концентрация внимания, объема памяти, логизации учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление;

-                   появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах;

-                   формируется собственное мировоззрение — как целостная система взглядов, знаний, убеждений; стремление приобрести профессию — основной мотив познавательной деятельности.

С учетом психологических особенностей готовность учащихся к обучению в вузе выступает как определенный уровень социальной зрелости школьника, характеризующий степень осознания им социальной значимости образования, глубины знаний, глубины интеллектуальных умений и навыков, устойчивости ориентации на послешкольное образование.

Проводя исследования среди первокурсников о том, что непривычного и нового появилось в процессе обучения. Мы получили следующие данные:

-                   59 % — совершенно другая организация обучения, в виде лекций и практических занятий;

-                   20 % — большой объем самостоятельной работы;

-                   15 % — иное общение учитель-ученик, роль преподавателя больше наставника, чем помощника;

-                   6 % — новый студенческий коллектив со своими нормами.

Все перечисленные факторы сильно влияют на процесс адаптации студента к новым для него условиям вузовской жизни, И от того, как вчерашний школьник будет заблаговременно подготовлен к преодолению трудностей, будет во многом зависеть качество его учебы в вузе.

Процесс обучения в высшей школе значительно отличается от процесса обучения в средней школе, прежде всего, по уровню сложности учебно-познавательной деятельности студента, которая:

1)      носит творческо-поисковый характер;

2)      отличается большой самостоятельностью;

3)      основывается на гностических умениях, которые связаны с осмыслением студентами психолого-педагогических закономерностей процесса усвоения знаний;

4)      требует сформированности иного уровня самоорганизации студентов в учебном процессе.

Формирование выше перечисленных качеств учебно-познавательной деятельности у школьников является одним из условий, способных сгладить ярко обозначившееся в последнее время противоречие между объективными требованиями, предъявляемыми вузом к качеству подготовки выпускников школ и уровнем их готовности к обучению в вузе. Это, в свою очередь, открывает огромные возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса школы, его сближения в старшем звене с вузовским. Таким образом, речь идет о реализации принципов преемственности в системе «школа-вуз».

Решение следующих, на наш взгляд, противоречий принципа преемственности в системе «школа-вуз» поможет быстрой адаптации старшеклассников в вузе:

1)      необходимо информировать старшеклассников об особенностях учебно-воспитательного процесса в вузе по сравнению со школой, и, прежде всего, о месте и значении самостоятельной работы в условиях вузовского обучения, о методологических функциях различных форм учебного процесса;

2)      подчеркивать различие в формах организации учебно-воспитательного процесса вуза и школы. Вузовские формы обучения включают: лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, практикумы, учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу студентов; школьные — уроки, кружки, факультативные занятия. По мере возможности учителям в школе можно заменить некоторую форму учебной организации, к примеру, провести лекцию, а после самостоятельного ее изучения, провести урок-практикум;

3)      преподавателям вузов необходимо знать школьную программу соей дисциплины. Из-за отсутствия информации об объеме

4)      школьных программ, о изложенных в них требованиях, предъявляемых к

5)      знаниям, умениям и навыкам выпускников по конкретным дисциплинам, преподаватель не опирается в своей учебной работе на школьную базу или превышает требования к учащимся;

6)      уточнять изучаемые понятия с различных трактовок, решения задач несколькими способами. Некоторые научные понятия естественно-математического цикла в школьных учебниках изложены слишком упрощенно, а в ряде случаев вообще не рассматриваются, но применяются при определении других понятий. Это препятствует формированию в дальнейшем истинно научных представлений о рассматриваемых понятиях.

Важно отметить, что на сглаживание данных противоречий влияет также и то, что в структуре учебно-познавательной деятельности школьников и студентов существуют черты сходства:

-          личная заинтересованность в приобретении знаний по какой-либо дисциплине;

-          умение, в определенной степени, организовать свою учебно-познавательную деятельность;

-          владение определенным уровнем общеучебных умений, обеспечивающих восприятие и осмысление учебной информации;

-          умение анализировать полученные учебные результаты, приводить их в систему.

Учитель, опираясь на данные сходства, легко организует деятельность учащихся с максимальной пользой решения поставленной проблемы. Выполнение данных рекомендаций и учет психологических и личностных качеств позволит решить некоторые задачи по формированию готовности учащихся к обучению в вузе.

 

Литература:

 

1.                  Акимова И. В., Титова Е. И. Сравнение школьного уровня подготовки по математике и уровня учебного процесса в вузе//Успехи современного естествознания. 2014. № 3. С. 140–143.

2.                  Гребенев И. В., Ермолаева Е. И., Круглова С. С. Математическая подготовка абитуриентов — основа получения профессионального образования в университете// Наука и школа, № 6, 2012г. С 27–31.

3.                  Жидкова А. Е., Титова Е. И. Нормы оценки знаний обучающихся по математике//Молодой ученый. 2014. № 1. С. 522–523.

4.                  Жидкова А. Е., Титова Е. И. Изучение школьной математики как пропедевтический курс ее обучения в техническом вузе//Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.

5.                  Куимова Е. И., Куимова К. А., Титова Е. И. Некоторые факты о успешной подготовке к ЕГЭ// Молодой ученый № 17(76), 2014г.

Основные термины (генерируются автоматически): вуз, процесс обучения, самостоятельная работа, умение, учебно-познавательная деятельность, учебный процесс, формирование готовности учащихся.


Задать вопрос