Общеизвестно, что приоритетной целью введения системы управления качеством образования является создание условий повышения его качества на основе достоверной информации о результатах образования и соответствующих факторах.
Были выявлены повторяющиеся из года в год типичные ошибки, допускаемые учащимися при выполнении заданий по математике одинаковой тематики. Это стало возможным благодаря тому, что аттестация, вскрывающая проблемы школьного математического образования. Полученные результаты независимой итоговой аттестации позволили сделать вывод о необходимости целенаправленных действий по повышению качества математического образования.
Была выдвинута гипотеза, что изменить сложившуюся ситуацию (низкого качества) в математическом образовании школьников может системный подход, направленный на совершенствование учебного процесса с учетом результатов итоговой аттестации.
Эксперименты по введению профильного обучения и ЕГЭ показали, что в основном выпускники достаточно успешно справляются с новыми формами экзаменов, однако, учитывая отличительные особенности этих форм итоговой аттестации от традиционных контрольных работ по математике, необходимо осуществлять специальную подготовку учащихся к экзамену. Такая подготовка должна быть направлена на формирование умений выполнять различные типы тестовых заданий, правильно планировать время выполнения различных частей работы.
Согласно современным представлениям о технологиях обучения математике в общеобразовательной школе в основе построения любой технологии исследований, связанных с осуществлением процесса обучения конкретному предмету.
Технология разноуровневого обучения и обобщающего повторения, построения на результатах независимых экзаменов и систематически проводимых диагностических тестовых работ обеспечивает достижение следующих целей [1, с.3]:
– повышение уровня обученности учащихся и качества их математических знаний;
– погружение учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения независимой итоговой аттестации;
– установление уровня остаточных знаний по основным темам курса алгебры и начала анализа, изученным на данный момент времени, для последующей корректировки поурочных планов работы учителя и индивидуальных планов учащихся, направленной на ликвидацию выявленных пробелов в знаниях учащихся класса;
– демонстрация учащимся заданий возможных уровней сложности, встречающихся в КИМах, и предоставление им возможности выбора стратегии выполнения заданий с учетом отводимого на их решение времени. Так как в настоящее время экзамен по математике разбит на базовый и профильный уровни, то данная технология позволяет научить школьника для сдачи выбранным им уровнем.
Так при изучении темы «Логарифмические уравнения» рассматриваю пять типов и три уровня сложности уравнений. [2, с. 7]
1 тип. Решение логарифмических уравнений на основе логарифма.
2 тип. Метод потенцирования.
3 тип. Приведение логарифмического уравнения к квадратному уравнению.
4 тип. Уравнения, решаемые приведением логарифмов к одному и тому же основанию.
5 тип. Уравнения,решаемые логарифмированием его обеих частей.
6 тип. Графическое решение логарифмического уравнения.
1 уровень — самый общий, т. е. знаниями этого уровня должны владеть все учащиеся.
2 уровень — включает всё, что достигнуто на 1 уровне,но в более сложном виде;
3 уровень — всё, что достигнуто на 1 и 2 уровне, но теперь должно применяться в нестандартных ситуациях.
В результате овладения содержанием каждого типа уравнений учащиеся должны уметь:
1 уровень: решать простейшие логарифмические уравнения; решать логарифмические уравнения по заданному алгоритму (базовый уровень)
2 уровень: решать уравнения, самостоятельно выбирая метод решения (профильный уровень 1 части)
3 уровень: применять полученные знания в нестандартной ситуации. (профильный уровень 2 части.)
Традиционно промежуточный контроль усвоения знаний по математике, проводится учителем. При подготовке к ЕГЭ работа учителя заключается зачастую непреднамеренно ориентировании учащихся на конкретные типы заданий, которые встречаются как в базовом экзамене, так и в профильном.
В силу этого, в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ необходимо периодически погружать учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения независимой итоговой аттестации. Это поможет учащимся психологически адаптироваться к условиям проведения ЕГЭ и понять, что на экзамене им придется действительно самостоятельно выполнять работу, в которой могут. оказаться задания, формулировки которых они раннее не встречали.
Для выстраивания разноуровневого процесса обучения и повторения в классе учителю необходимо установить остаточные знания по основным темам курса алгебры и начала анализа, изученным на данный момент времени каждым учащимся. Это позволит учителю своевременно скорректировать свои поурочные планы работы и индивидуальные планы некоторых учащихся по ликвидации выявленных пробелов в знаниях учащихся класса.
При подготовке учащихся к итоговой аттестации учителя часто следуют крылатому выражению «Тяжело в ученье — легко в бою» и предлагают учащимся более сложные задания, нежели те, которые встречаются в 1-й части КИМов. В результате для сильных учащихся это несомненный плюс: научившись решать сложную задачу, они справятся с простой, а вот слабый учащийся, который не научился решать сложную задачу, скорее всего, не решит и простую.
Поставленные цели определяют комплекс организационных задач, которые необходимо решить для реализации сформулированных целей.
К ним относятся:
– разработка тематики и тестов диагностических работ на основе анализа результатов ЕГЭ, и предыдущих диагностических работ, выявивших типичные недостатки в математической подготовке учащихся;
Для успешной сдачи экзамена необходимы знания по математике и умение организовать свою работу.
Это означает, что развитие скорости устных вычислений и преобразований, а также навыков решения простейших задач «в уме» является важным моментом подготовки ученика к ЕГЭ.
Литература:
- Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10–11 классы. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ под. ред. А. Г. Мордковича. — 13-е изд. — М.: Мнемозина, 2012. — 271 с.
- Задания для подготовки к выпускному экзамену по алгебре и началам анализа: Кн. Для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / Е. А. Семенко, С. Д. Некрасов,Г. Н. Титов и др. — 2-е изд. М.: Просвещение, 2001. — 190 с.