Психологические проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
Автор: Юнгман Ирина Вячеславовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)
Дата публикации: 31.12.2014
Статья просмотрена: 2971 раз
Библиографическое описание:
Юнгман, И. В. Психологические проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе / И. В. Юнгман. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7031/ (дата обращения: 17.12.2024).
Психологическая готовность к обучению в школе формируется у ребенка не сразу, а постепенно, в процессе общения, в игре, трудовой деятельности и дошкольном обучении. О ребенке, поступающем в школу, нельзя сказать, что он готовый ученик, можно лишь говорить о его психологической готовности или неготовности к новому этапу в жизни.
Подготовка к школьному обучению — важный шаг в воспитании и обучении ребенка в семье и дошкольном учреждении. Ее содержание определяется требованиями, которые школа выдвигает ребенку. Эти требования заключаются в том, что необходимо ответственно относиться к школе и учебе, а также уметь управлять своим поведением и выполнять умственную работу. Все это обеспечит сознательное усвоение знаний, поможет установить в совместной деятельности взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Главной задачей дошкольного образовательного учреждения и семьи является создание комфортных условий для гармоничного развития ребенка с учетом всех его потребностей и возрастных особенностей. В процессе различных видов деятельности ребенка происходит зарождение важнейших аспектов развития, отвечающих за выполнение новых задач в процессе школьного обучения. Крайне важно создать благоприятную среду для развития познавательной активности, ответственности, самостоятельности, творческого проявления в каждом ребенке.
В психологии установлена закономерность, что все психические свойства и способности ребенка складываются в процессе той деятельности, для которой они необходимы. Следовательно, качества, которыми должен обладать ребенок к моменту поступления в школу, не могут быть сформированы вне процесса школьного обучения. Из этого следует, что подготовленность к школьному обучению заключается не в том, что у ребенка уже должны быть сформированы сами эти качества, а в том, что он должен овладеть предпосылками к следующему их усвоению. Задача выявления психологической готовности к школе — это и есть задача установления предпосылок психологических качеств.
Одним из основных условий успешного обучения ребенка в школе является наличие и сформированность у него необходимых мотивов обучения: отношение к процессу обучения в школе, как к важному, ответственному делу, стремление к приобретению новых познаний, проявление интереса к различным учебным предметам.
Немалое количество исследований посвящено установлению взаимосвязи между показателями физического и психического состояния и влияние их на школьную успеваемость.
По мнению многих зарубежных авторов, поступающему в школу ребенку необходимо владеть некоторыми важными признаками ученика: быть развитым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. К умственной зрелости можно отнести способность ребенка к восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению. Эмоциональная зрелость понимается как эмоциональная устойчивость и отсутствие импульсивных реакций ребенка. Социальная зрелость — это желание ребенка общаться со взрослыми и сверстниками. А также способность прислушиваться к интересам и установленным правилам детской группы, умение принять на себя роль школьника в процессе школьного обучения.
По итогам различного рода исследований установлено, что в старшем дошкольном возрасте зарождается новый тип общения, который способствует успешному обучению детей в школе и учебной деятельности в целом.
Такая черта как произвольность в общении, приобретается только к концу дошкольного возраста. Содержание и строение начинают характеризоваться непосредственностью предметной ситуации и взаимоотношениями с окружающими.
Л. С. Высоготским был разработан тест по изменению формы общения детей в дошкольном возрасте. С помощью данного теста можно исследовать влияние меняющихся форм общения на формирование школьной зрелости. Представленный им тест «Да и нет не отвечай», организуется в форме беседы, в которой взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает на них, помня, что необходимо быстро ориентироваться в поиске ответа и не употреблять запрещенные слова. Суть теста в том, что вопросы составлены так, что нередко наталкивают ребенка на однозначные ответы да, нет.
По результатам проведения теста появляется возможность изучить формы общения детей со взрослыми, а также сформулировать ряд выводов:
- у детей в дошкольном возрасте появляются разные уровни произвольного поведения и непосредственного общения со сверстниками и взрослыми;
- дети с высоким уровнем произвольности имеют различное отношение ко взрослым и их вопросам, они видят условность позиций взрослого, понимают двойной смысл его вопросов. Дети с непосредственным поведением видят только однозначный смысл вопросов, они не принимают позиции взрослого, появляются трудности в понимании взрослого вообще и учителя в частности.
Таким образом, на уровень произвольности общения со взрослыми влияют такие условия, при которых ребенок видит двойственность позиции взрослого и удерживает контекст общения.
Данный эксперимент дает возможность определить такую форму общения ребенка со взрослыми, как контекстное общение, которое имеет колоссальное значение в исследуемой проблеме психологической готовности ребенка к школьному обучению. Можно сделать вывод, что успешность школьного обучения неразрывно связана с образованием у детей способности к контекстному общению со взрослыми.
Контекстное общение создает комфортные условия, для принятия и выделения детьми учебных задач. Однако, анализ проблемы психологической подготовленности детей к обучению в школе предполагает, что общение ребенка со взрослыми не охватывает всех аспектов решаемой проблемы, вместе с этим требуется рассмотреть и общение детей со сверстниками.
Можно привести достоверные данные, которые говорят о том, что общение детей со сверстниками существенным образом влияет на эффективность обучения и полноценность полученных школьных знаний. Хорошо подготовленные к школе дети имеют достаточно высокий уровень общения со сверстниками. А дети неготовые к школьному обучению находятся на низкой стадии общения. Эти аспекты тесно взаимодействуют между собой.
Отсюда мы можем сделать следующие выводы:
- у старших дошкольников появляется и постоянно развивается новый тип общения со сверстниками, который близок по характеру общения со взрослыми и тесно связан с успешностью обучения детей в школе.
Общение детей со взрослыми и сверстниками отличается по характеру и проходит различные формы в своем развитии. Эти формы можно связать с генетической и логической преемственностью, это необходимо учитывать при подготовке детей к обучению и непосредственному их воспитанию.
Психологическая подготовленность ребенка к процессу обучения в школе одна из актуальных проблем педагогической психологии. От ее решения зависит построение наиболее оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, и формирование гармоничного, полноценного учебного процесса у младших школьников.
В исследованиях зарубежных авторов данная проблема отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей, (Г. Гетцер, А. Керн, С. Штребел). В советской психологии детальная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л. С. Выготского, содержится в работах Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, Н. Г. Салминой Е. Е. Кравцовой [2, с. 5].
За основу готовности к обучению в школе можно взять некий базис развития, без чего ребенок не сможет успешно учиться. В основном все работы по психологической готовности к школьному обучению опираются на положение, где обучение следует за развитием, так как есть мнение, что если нет необходимого уровня психического развития, нельзя начинать обучение в школе. Однако в работах Л. И. Божович Д. Б. Эльконина и других представителей школы Л. С. Выготского показано, что обучение стимулирует развитие, то есть подтверждается идея Л. С. Выготского, что первенство отдается обучению, которое ведет за собой развитие.
Между обучением и развитием нет однозначного соответствия — «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии», «обучение... может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах» [1, с. 230].
В системе психологической подготовленности детей к школьному обучению имеется еще одна немаловажная сторона — это уровень валового развития ребенка, его участие в коллективной деятельности, способность принимать требования, которые выдвигает школа и учитель.
Ребенок, поступающий в школу должен владеть достаточно расчетливым восприятием, также должен уметь обследовать окружающие его предметы, выделяя для себя их разнообразные свойства.
Умение связно, последовательно описывать события; передавать ход своих мыслей; объяснять различные события и явления — определяет подготовленность ребенка к обучению в школе и уровень развития его речи. Большое значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени.
Система педагогических воздействий помогает сформировать качества, которые необходимы будущему школьнику в образовательном процессе в целом. Однако, при обилии теоретической литературы по вопросам подготовки детей к школе, на практике часто приходится сталкиваться с тем, что дети приходят в школу неподготовленными или недостаточно подготовленными. Родители и педагоги осознают важность и необходимость подготовки ребенка к школе, но обучение детей дошкольного возраста требует специальных знаний.
Прежде чем приступить к процессу обучения, необходима подготовка. К данному вопросу необходимо подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства. Лучше совсем не заниматься обучением и подготовкой к школе, чем обучать неправильно, а потом переучивать.
Изучая литературу по проблеме можно определить критерии, опираясь на которые можно сделать вывод о том, готов ли ребенок к поступлению в школу. Если у ребенка высокий уровень развития психологической, физической, нравственной и мыслительной деятельности его можно считать подготовленным.
В деятельности собираются все достижения развития — состояние моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, воли.
Физическая готовность ребенка подразумевает позитивное изменение в физическом развитии. Это биологическая зрелость ребенка, которая необходима для начала школьного обучения. Физическое развитие ребенка должно быть на высоком уровне, все параметры его развития должны быть в пределах нормы и выше этих показателей. Чтобы ребенок мог успешно справляться с новыми учебными нагрузками, следует правильно подходить к воспитанию ребенка, тогда к концу дошкольного возраста у него сложится общая физическая готовность к школе и положительная картина в целом.
Сформированность таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, настойчивость, желание учиться, умение справляться с поставленными задачами, преодолевать препятствия, управлять своим поведением, правильно относиться к взрослым и сверстникам — это эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе.
Сформированная произвольность (память, внимание, мышление), сформированные компоненты учебной деятельности, умственные и познавательные умения: дифференцированное восприятие, познавательная активность, познавательные интересы — все эти аспекты относятся к психологической готовности ребенка.
Подводя итог, можно прийти к следующему выводу: готовыми к школьному обучению можно считать только тех детей, которые соответствуют составленным критериям. Однако, дети, идущие в школу, не обладают всеми качествами необходимыми будущему школьнику для осуществления продуктивной учебной деятельности. Это можно объяснить тем, что в дошкольном возрасте не реализуются все задатки ребенка, не происходит всестороннее развитие. В результате неправильного понимания взрослыми вопроса воспитания и развития дошкольников, возникает проблема неподготовленности детей к обучению. Решение данной проблемы заключается в том, чтобы правильно и своевременно подготовить ребенка к обучению. Всестороннее развитие ребенка и в свою очередь подготовленность его к обучению в школе можно обеспечить, объединив усилия воспитателей, учителей и родителей. Семья — это первая и главная среда развития ребенка, но, и дошкольное учреждение формирует и развивает личность ребенка, поэтому лучше всего сказывается на развитии ребенка единство воздействий семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Литература:
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Выготский Л. С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.2. — М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с.