В статье рассматривается вопрос изучения особенностей подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Проанализированы подходы известных авторов к определению понятия «готовность к школьному обучению», рассмотрены особенности подготовки детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: готовность к школьному обучению, дошкольник, особенности развития дошкольника, федеральный государственный образовательный стандарт
The article deals with the question of studying the features of preparation of preschool children to studying at school. Analyzed approaches of famous authors to the definition of «readiness for school», discusses the features of the preparation of preschool children.
Keywords: readiness for school, preschool child, features of the development of the preschool child, federal state educational standards
Система современного образования претерпевает коренные изменения касательно вступления в силу новых федеральных государственных образовательных стандартов и тем, что к современному выпускнику детских садов, школ, институтов, предъявляются уже совершенно иные требования к качеству их образования. Федеральные государственные образовательные стандарты введены и в системе дошкольного образования. Если рассматривать требования данного стандарта, то можно отметить, что в нем выделяются следующие требования к дошкольному образованию: требования к образовательной программе, требования к условиям, созданным в образовательном учреждении, требования к освоению образовательной программы дошкольного образования. Дети должны быть готовы к тем изменениям, происходящим сейчас в области образования.
В связи с данными происходящими событиями, не перестает повышаться заинтересованность общества к проблеме готовности детей к школьному обучению. Сейчас необходимо формировать у ребенка такие целевые установки и ориентиры, как постоянный познавательный интерес к окружающему его миру и инициативность ребенка, его способность справляться самостоятельно с возникающими проблемами и принятия им ответственных решений. Кроме того, ребенок должен быть уверен в своих силах и возможностях, уметь адекватно общаться не только со своими сверстниками, а также и взрослыми людьми.
Наряду с этим, нужно подметить, что в представленной сегодня психолого-педагогической литературе не в полной мере рассматривается вопрос об особенностях подготовки детей дошкольного возраста к учебе в школе, поэтому у авторов статьи это вызвало необходимость рассмотрения изучаемого вопроса. В ходе осуществления работы нами были намечены и реализованы нижеперечисленные задачи исследования.
Первоочередной задачей исследования явилось изучение теоретических подходов современных авторов к изучаемой проблематике. В связи с происходящими изменениями в системе дошкольного образования, совершенно новый акцент ставиться на определении самого понятия «готовность к школе», «подготовка к школе». В научных изысканиях авторов Е. А. Александровой, А. В. Белошистой, М. М. Безруких, Л. И. Божович, Е. А. Бугрименко, И. Г. Будницкой, Л. А. Венгер, Л. С. Выготского, Н. И. Вьюнова, Э. Д. Гейци, Н. И. Гуткиной, М. Н. Дикова, А. В. Запорожец, М. Н. Кабановой, Е. Е. Кравцовой, Д. В. Савицкой, Н. Г. Салминой, Н. Г. Стародубовой, Д. Б. Эльконина и др. данная проблема отмечается как, наиболее актуальная и требует пересмотра ее решения в связи с тем, что результативность дошкольного образования определяется в отличие от иных образовательных стандартов не системой сформированных знаний, умений, навыков у дошкольника, а сформированными у него личностных качеств. К таковым можно причислить развитые воображение и логическое мышление, любознательность, стремление к познанию, и др.
Ученый Л. А. Венгер обозначал в своих высказываниях, что под понятием «быть готовым к школе» он понимал готовность ребенка к обучению всем видам учебной деятельности.
Наряду с этим, нами были проанализированы основные положения отечественных и зарубежных авторов к изучаемой проблеме.
Рассматриваемая проблема подготовки детей дошкольного возраста к школе нами исследована в работах известных авторов: Э. Д. Гейци, М. М. Безруких, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Н. И. Вьюнова, Н. И. Гуткина, Д. Б. Эльконин и др. Каждый из них по-своему понимает понятие «готовности к учебе в школе».
Так, например, Л. И. Божович полагает, что это ничто иное как, совокупность установленного уровня развития не только познавательных процессов и мыслительной деятельности ребенка, но и его умение представлять свою обусловленную социальную позицию и умение регулировать различные виды деятельности в ходе учебы [1].
Несколько иной подход отражен в трудах Д. Б. Эльконина. Он указывает на то, что под данным определением понимается освоение социального опыта школьником и установленных между ребенком и взрослым системы социальных отношений, складывающихся в период учебы [6,7].
Значительную лепту в изучении данной проблемы внес Л. С. Выготский, который утверждает, что у ребенка еще до момента учебы в школе, должны быть заложены определенные способности и он должен психологически готов к занятиям в школе [2]. Только тогда, когда у дошкольника все эти особенности сформированы, он успешно освоит учебный школьный процесс.
Сходную точку зрения представляет А. В. Запорожец, полагающий, что будущий школьник должен обладать установленными качества личности, определяющими их готовность к учебе в школе. В качестве таковых он перечисляет следующие качества: «…школьную мотивацию ребенка, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и так далее» [3].
С. Л. Рубинштейн в своих произведениях больше уделял интерес не самой этой проблеме, а вопросу единства обучения и развития ребенка в ходе учебы. Ученый отмечал значимость вопроса изучения развития ребенка в ходе учебы [4]. Большой смысл он вкладывал в значимость игровой деятельности для детей, считая, что именно она способствует развитию способностей ребенка, и формирует умения использовать любые виды деятельности в ходе игры. В его изысканиях отражена идея о том, что учебная деятельность выступает основой трудовой деятельности.
Идея Н. Г. Салмина в своих научных изысканиях строится на том, что ребенок должен обладать не только такими психологическими показателями, как формирование и развитие определенных личностных качеств дошкольника, но и уметь осуществлять любые действия в ходе учебной деятельности. Будущий школьник должен легко уметь общаться со своими ровесниками, взрослыми людьми, эмоционально включаться в процесс обучения, реализовывать определенный алгоритм действий на поставленные перед ним задачи и т. д. [5].
Проанализировав различные подходы к изучаемой проблеме, надо заметить, что в науке не сложилось единого понимания в изучаемом вопросе. Большинство авторов по-своему определяют понятие «готовность к школьному обучению». Общепризнанным является тот факт, что проблема готовности к школьному образованию ребенка изучается в плоскости соответствия уровня развития ребенка требованиям учебной деятельности.
Согласно второй задаче, нами были проанализированы особенности развития детей дошкольного возраста. С психологической точки зрения можно выделить определенные возрастные особенности дошкольника. Наиболее значимыми мы выделили умение общаться не только со своими сверстниками, но и с окружающими ребенка взрослыми людьми. Именно в этот период своего развития не только устанавливаются взаимоотношения со взрослыми, но и происходит гармонизация этих отношений. Дошкольник, взаимодействуя со своими ровесниками, понимает, кто в его окружении является лидером и кто подчиненным. Взрослого человека ребенок дошкольного возраста воспринимает совершенно иначе, как учителя и наставника.
В дошкольном возрасте у ребенка развиваются творческие способности, он проявляет способности логического и практического мышления, происходит становление произвольного поведения, в ходе которого контролирует свои действия и обдумывает свои поступки, учится управлять своими эмоциями.
Именно в данный период времени наблюдается активное формирование целостного представления мировоззрения, ребенок способен к концентрации своего внимания, у него вырабатываются элементарные понятия этики и морали, чувства долга, развиваются и такие качества личности, как инициативность и целеустремленность. На момент окончания детского сада большинство детей проявляют желание учиться в школе, хотя некоторые из них воспринимают учебу как некую игровую деятельность.
Изучив особенности детей дошкольного возраста к школьному обучению в современных условиях, необходимо отметить, что для успешной подготовки ребенка к школе нужно организовывать так его жизнедеятельность, чтобы у него были сформированы необходимые для этого определенные личностные качества, которые помогут ему справиться с большой эмоциональной и психологической нагрузкой, связанной со школьным обучением.
Литература:
- Божович Л. И. Этапы формирования личности. — М.: Воронеж, 2005.– 164 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. — М.: Педагогика, 2005. 573 с.
- Запарожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1986. — 164 с.
- Рубинштейн С. П. Основы общей психологии: — М.: «Просвещение», 1989. 137 с.
- Салмина Н. Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника — Москва: МГППУ, 2006. — 210 с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: МГУ, 2000. 286 с.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: МГУ, 2006. 128 с.