Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей
Авторы: Архипова Елена Николаевна, Черных Ирина Анатольевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (77) июль 2024 г.
Дата публикации: 03.07.2024
Статья просмотрена: 9 раз
Библиографическое описание:
Архипова, Е. Н. Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей / Е. Н. Архипова, И. А. Черных. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7.1 (77.1). — С. 7-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9285/ (дата обращения: 22.12.2024).
В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения системы взаимодействия с семьями воспитанников. Сформулированы цели и задачи взаимодействия с родителями, раскрыты его основные направления в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ, сотрудничество с семьей, детско-родительская группа кратковременного пребывания, совместно-практическая детско-родительская деятельность, просвещение, консультирование.
Проблема взаимодействия детского сада и семьи не теряет своей актуальности. Изменения в современных семьях (обилие новейших информационных технологий для образования и развлечения детей и педагогического просвещения родителей, финансовое и социальное расслоение семей и др.) стимулируют педагогов дошкольных учреждений к поиску новых форм взаимодействия с семьями воспитанников. Значимость взаимосвязи семьи и детского сада как одного из важнейших факторов повышения качества воспитания и обучения подрастающего поколения подчеркивается и на государственном уровне. В соответствии с п. 26.1. «Федеральной образовательной программы дошкольного образования» главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьями обучающихся дошкольного возраста являются обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей, а также повышение воспитательного потенциала семьи [1, с. 161]. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерские отношения».
В связи с этим педагоги нашего дошкольного учреждения постоянно совершенствуют содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий и запросов семей. В рамках такого сотрудничества педагогами не только организуется теоретическое просвещение, но и выстраивается система практической работы с родителями. Опыт показывает, что оптимальным вариантом активного практического участия родителей в воспитании и развитии ребенка в рамках тройственного союза «педагог-родитель-ребенок» является создание детско-родительских групп кратковременного пребывания «Первые шаги». Такие группы функционируют в МДОУ д/с № 80 ежегодно с 2009 года. Посещают их дети раннего возраста (1–3 лет) совместно с членами семьи. Чаще всего это мамы, иногда — папы и бабушки. Программа работы группы построена на активном участии родителей в воспитательно-образовательном процессе. С детьми и родителями работают педагоги: воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.
Основная цель создания детско-родительской группы — это установление партнерских отношений между семьей и дошкольным учреждением, а также создание условий для полноценного развития ребенка.
Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:
— Расширение и углубление знаний родителей в области дошкольной педагогики и психологии;
— Оказание психолого-медико-педагогической помощи родителям детей раннего возраста;
— Пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
— Формирование единого пространства семьи и дошкольного учреждения в воспитании и развитии детей.
В соответствии с ФОП ДО [1, с. 163] деятельность педагогического коллектива МДОУ д/с № 80 по построению системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в детско-родительских группах осуществляется по нескольким направлениям :
- Диагностико-аналитическое . Педагогам необходимо понять, чего ждут родители от посещения группы «Первые шаги», какие у них взгляды на воспитание и обучение ребенка, насколько хорошо они знают возможности и интересы своих детей, какими видят перспективы их развития. Этот этап позволяет собрать информацию о ребенке, его развитии, особенностях поведения и общения, а также об условиях жизни и воспитании в семье и планировать дальнейшую работу с семьей с учетом результатов проведенного анализа.
Для получения такой информации воспитателями группы проводятся:
— анкетирование родителей;
— беседа с родителями о привычках, интересах, способностях и проблемах ребенка;
— наблюдение за поведением ребенка в группе с целью выявления особенностей его коммуникации и социализации;
— наблюдение за особенностями взаимодействия родителей с детьми.
Кроме того, педагогом-психологом при необходимости проводится психологическая диагностика уровня психического развития детей с помощью диагностических методик, а также определение особенностей детско-родительского взаимодействия через наблюдение.
- Просветительское . Составляющие просветительской деятельности — не только информирование родителей по различным вопросам здоровья, воспитания, образования детей и особенностей их развития. Очень важно также помочь родителям осознать собственную практику методов обучения и воспитания детей, увидеть ее сильные и слабые стороны, приобрести положительный опыт и обратную связь.
3 . Консультационное . Консультирование — один из традиционных инструментов профессиональной деятельности педагогов. Родители часто сталкиваются с проблемами воспитания детей, особенно в раннем возрасте. В таких случаях консультирование может помочь им найти решения для улучшения отношений со своими детьми и создания благоприятной атмосферы в семье.
Консультирование предполагает помощь родителям в решении конкретных проблем и вопросов, связанных с воспитанием и развитием ребенка:
— преодоление возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе, в условиях семьи;
— особенности поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом;
— способы воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми;
— способы организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и др.
Консультирование родителей детско-родительской группы раннего возраста обычно проводится педагогом-психологом. Цель этого процесса заключается в том, чтобы помочь родителям понять потребности своих детей, научиться эффективно общаться с ними и решать возникающие проблемы.
Один из основных подходов к консультированию родителей детско-родительской группы раннего возраста — это системный подход. Он предполагает рассмотрение всей семьи как единого целого и анализ взаимодействия между ее членами. Педагог-психолог или воспитатели могут использовать различные методы, такие как беседы, игры, ролевые игры и упражнения, чтобы помочь родителям лучше понимать своих детей и улучшить отношения внутри семьи.
Просветительское и консультационное направления реализуются через различные формы.
Действенной формой просвещения родителей и непосредственного обучения родителей эффективным методам и приемам работы с детьми раннего возраста является совместно-практическая детско-родительская деятельность . Совместные занятия являются своеобразным мастер-классом педагогов для родителей. Педагогами создаются специальные психолого-педагогические условия, при которых родители являются активными участниками игровых образовательных ситуаций по всем образовательным областям программы. Под руководством педагогов родители вместе с детьми участвуют во всех видах деятельности:
— утренняя гимнастика;
— продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация;
— музыкальное занятие;
— физкультурное занятие;
— занятия с педагогом-психологом;
— показ сказки;
— игры с дидактическими игрушками, со строительным материалом и др.;
— рукоделие для мам.
Активное участие родителей в образовательно-воспитательном процессе способствует повышению их психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и развития ребенка. Родители получают возможность научиться приемам и методам воспитания и обучения детей, отметить и совместно с педагогами проанализировать проявления индивидуальных особенностей каждого ребенка. Таким образом, мы можем говорить о решении широкого круга задач психологического просвещения семей воспитанников по всем образовательным областям программы [2, с. 28].
Основные задачи педагогического просвещения родителей в совместной практической деятельности
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
— Учить родителей замечать коммуникативную инициативу своего ребенка, создавать условия для общения ребенка со сверстниками.
— Познакомить родителей со способами побуждения детей к совместным действиям с предметами и игрушками, формировать стремление поддерживать у ребенка удовольствие от совместной деятельности.
Решение задач социально-коммуникативного развития детей проходит в совместных играх с сюжетными игрушками, дидактических играх, при прослушивании сказок, в специальных упражнениях (игры-потягушки, пальчиковые игры и игры у мамы на коленях), в ритуальных (повторяющихся ежедневно) играх-приветствиях и играх-прощаниях, а также на занятиях с педагогом-психологом.
Образовательная область «Познавательное развитие»
— Учить родителей поддерживать инициативу детей в обследовании предметов и явлений окружающей действительности (различных игрушек, материалов).
— Развивать умение вступать в деловое сотрудничество с детьми при освоении ими различных предметно-орудийных действий: показывать, что и как можно делать с предметами, вести «диалог» с ребенком по освоению способов действия с предметами (при необходимости оказывать помощь, постепенно уменьшая ее, постепенно передавать инициативу детям, выполнять контролирующую и планирующую функцию).
— Научить сопровождать режимные моменты, детские игры краткими и понятными ребенку словесными комментариями.
Познавательное развитие детей раннего возраста осуществляется в повседневной жизни через осуществление режимных моментов, в свободной игровой деятельности, в ходе специально организованных дидактических игр, через овладение предметной деятельностью.
Образовательная область «Речевое развитие»
— Учить родителей создавать условия для развития речевого общения, побуждать детей к переходу от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств.
— Учить применению речевых образцов, познакомить со способами стимуляции активной речи детей, желания и способности слушать и повторять за взрослым отдельные звуки, слоги, слова.
— Помочь родителям в подборе и использовании произведений детской литературы, художественного слова для развития пассивной и активной речи детей.
— Упражнять во включении потешек, стихов, песенок в процесс повседневного общения с детьми.
Развитие речи детей осуществляется в ходе проведения дидактических игр, пальчиковых игр и игр у мамы на коленях, через рассказывание сказок и стихов с инсценировками.
Образовательная область «Физическое развитие»
— Научить родителей организовывать охранительный для здоровья ребенка режим дня, поддерживать дома в выходные дни режим, близкий к режиму ДОУ.
— Стимулировать родителей к созданию условий для двигательного развития ребенка в ДОУ и семье.
— Развивать умение содействовать формированию физических и личностных качеств у ребенка (стремление к самостоятельным движениям, позитивное эмоциональное отношение к двигательной деятельности, стремление к подражанию движениям взрослых и детей).
— Познакомить с практическими приемами формирования у детей культурно-гигиенических навыков, потребности в чистоте и опрятности.
Физическое развитие осуществляется в следующих видах деятельности: зарядка (музыкальные игры Е. и С. Железновых), полоса препятствий (развитие основных движений), подвижные игры (музыкальные или игры с предметами), занятия с инструктором по физической культуре.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
— Научить родителей создавать условия для возникновения у детей интереса к изобразительной деятельности, желания подражать действиям и взрослых.
— Демонстрировать приемы стимулирования ребенка к общению со взрослым в рамках совместной изобразительной и музыкальной деятельности.
— Учить поддерживать у ребенка интерес, инициативу и самостоятельность детей в различных видах изобразительной деятельности, чувство удовольствия от процесса действий с изобразительными материалами, интерес к результату.
— Обучить практическим навыкам игры в домашней обстановке с разными по тембру музыкальными инструментами (барабан, дудочка, погремушка, ксилофон и т. п.).
Задачи художественно-эстетического развития решаются на занятиях по изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), на музыкальных занятиях и развлечениях с музыкальным руководителем, а также в процессе организации музыкальных игр и упражнений с воспитателями.
Эффективной формой просветительской деятельности являются также групповые тематические консультации . Консультации проводятся воспитателями и специалистами ДОУ (педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, старшим воспитателем, медицинской сестрой). Тематика консультаций определяется педагогами, а также родителями воспитанников (путем опроса, бесед). В ходе консультаций педагоги и родители делятся информацией об изменениях в развитии и эмоциональном состоянии детей, согласовывают дальнейшую работу.
Кроме того, востребованными среди родителей групп кратковременного пребывания форматами просвещения и консультирования являются:
— информационные стенды, ширмы в приемной группы;
— информирование через группы в мессенджерах и сайт ДОУ;
— участие в выставках совместных творческих работ.
Таким образом, сотрудничество с семьей в детско-родительской группе является важной частью образовательного процесса. Оно позволяет обеспечить единство требований к ребенку со стороны детского сада и семьи, повысить эффективность воспитательно-образовательной работы, создать условия для всестороннего развития личности ребенка.
У родителей появляется уникальная возможность поближе познакомиться с детским садом и определиться с дальнейшим развитием ребенка. Включенность родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ позволяет сделать их полноправными участниками образовательного процесса, понимающими значимость педагогического труда, готовыми к интенсивным взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных ситуациях.
Литература:
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847). — Текст: электронный // http://pravo.gov.ru/: [сайт]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 (дата обращения: 23.04.2024).
- Комплексная программа развития ребенка раннего возраста «Забавушка» / Е. А. Екжанова, Е. М. Ишмуратова, Л. М. Агекян, Е. Н. Краснокутская; под ред. проф. Е. А. Екжановой. — Санкт-Петербург: КАРО, 2016. — 328 с.
Ключевые слова
просвещение, консультирование, сотрудничество с семьей, взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ, детско-родительская группа кратковременного пребывания, совместно-практическая детско-родительская деятельностьПохожие статьи
Обоснование актуальности комплексного подхода в подготовке ребенка младшего дошкольного возраста к посещению ДОУ
В статье рассматривается проблема отсутствия у родителей устойчивого положительного отношения к деятельности по подготовке ребенка раннего возраста к посещению младшей группы дошкольного образовательного учреждения и актуальность решения этой проблем...
Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО
Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.
Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания
В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...
Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания
В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения
Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...
Изучение особенностей психолого-педагогического взаимодействия родителей и педагогов ДОУ
В данной статье рассмотрены психолого-педагогические особенности взаимодействия родителей и педагогов ДОУ; подобраны диагностические методики, направленные на изучение особенностей взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.
Комплексное взаимодействие средней общеобразовательной школы и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по социализации личности
В статье представлена модель комплексного воздействия на воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Автор раскрывает сущность совместных усилий педагогического коллектива школы и социально-реабилитационного центра по фор...
Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников
В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...
Влияние детско-родительских отношений на адаптацию к ДОУ детей 3–4 лет
В данной статье раскрывается проблема влияния детско-родительских отношений на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ, определяются основные факторы этого влияния и обосновывается необходимость взаимодействия ДОУ с родителями мл...
Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО
В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...
Похожие статьи
Обоснование актуальности комплексного подхода в подготовке ребенка младшего дошкольного возраста к посещению ДОУ
В статье рассматривается проблема отсутствия у родителей устойчивого положительного отношения к деятельности по подготовке ребенка раннего возраста к посещению младшей группы дошкольного образовательного учреждения и актуальность решения этой проблем...
Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО
Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.
Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания
В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...
Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания
В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения
Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...
Изучение особенностей психолого-педагогического взаимодействия родителей и педагогов ДОУ
В данной статье рассмотрены психолого-педагогические особенности взаимодействия родителей и педагогов ДОУ; подобраны диагностические методики, направленные на изучение особенностей взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.
Комплексное взаимодействие средней общеобразовательной школы и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по социализации личности
В статье представлена модель комплексного воздействия на воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Автор раскрывает сущность совместных усилий педагогического коллектива школы и социально-реабилитационного центра по фор...
Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников
В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...
Влияние детско-родительских отношений на адаптацию к ДОУ детей 3–4 лет
В данной статье раскрывается проблема влияния детско-родительских отношений на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ, определяются основные факторы этого влияния и обосновывается необходимость взаимодействия ДОУ с родителями мл...
Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО
В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...