Организация работы с родителями: принципы и методы взаимодействия в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (530) август 2024 г.

Дата публикации: 02.08.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Рева, А. В. Организация работы с родителями: принципы и методы взаимодействия в детском саду / А. В. Рева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 31 (530). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/archive/530/116949/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор исследует методы взаимодействия педагогов с родителями.

Ключевые слова: взаимодействие, родители, дети.

В современном мире образование и воспитание детей играют важную роль в формировании личности ребёнка. Тесное сотрудничество педагогов детского сада с семьями воспитанников является ключевым фактором успешного развития детей. В этой статье мы рассмотрим основные принципы и методы взаимодействия педагогов с родителями, опираясь на федеральную образовательную программу дошкольного образования и стратегию развития воспитания в Российской Федерации.

Согласно ФОП ДО, главными целями взаимодействия педагогического коллектива детского сада с семьями обучающихся являются:

— Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

— Обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в детском саду и в семье; повышение воспитательного потенциала семьи.

В свою очередь, если продолжать опираться на образовательную программу, достижение этих целей осуществляется через решение основных задач:

— информирование родителей относительно целей ДО, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;

— просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;

— способствование развитию ответственного и осознанного родительства, как базовой основы благополучия семьи;

— построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями для решения образовательных задач;

— вовлечение родителей в образовательный процесс.

Согласно п. 26.4 ФОП ДО, построение взаимодействия с родителями придерживается следующих принципов:

  1. приоритет семьи в воспитании и обучении : в соответствии с Законом об образовании, у родителей не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка;
  2. открытость: для родителей доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями обеспечен обмен информацией об особенностях развития ребёнка в ДОО и семье;
  3. взаимное доверие, уважение и доброжелательность: при взаимодействии педагоги придерживаются этики и культурных правил общения, проявляют позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями; этично и разумно используют полученную информацию, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей в интересах детей;
  4. индивидуальный подход к каждой семье: при взаимодействии учитываются особенности семейного воспитания, потребности родителей, отношение к педагогу и ДОО, и проводимым мероприятиям; обеспечена возможность включения родителей в совместное решение образовательных задач;
  5. возрастная сообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия, учитываются особенности и характер отношений ребёнка с родителями, прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития.

Существуют знакомые всем нам Методы и способы взаимодействия:

— Диагностические

— Диагностико-аналитические

— Просветительские

— Консультативные

Практико-ориентированные

В своей работе с семьями воспитанников мною разработан и используется метод пяти шагов.

Предлагаю рассмотреть эти шаги поподробнее:

Шаг 1 « Знакомство с условиями детского сада и родителями »

Используются в основном диагностико-аналитические методы, а также просветительские и консультативные:

— опросы, анкетирования;

— создание социального паспорта семьи;

— приглашение родителей для знакомства с целями, с программой обучения, воспитания, условиями, методологией и порядком работы ДОО (родительские собрания, консультации);

— ознакомление родителей с локальными актами ДОО;

— проведение собеседований один на один для получения информации об ожиданиях, целях, опасениях и потребностях родителей;

— ознакомление родителей с информационными ресурсами ДОО для получения информации и обеспечения обратной связи;

— ознакомление родителей с условиями пребывания ребёнка в группе, питанием ДОО.

Шаг 2 « Знакомство с жизнью детского сада »

— Основными методами работы на этом этапе становятся: просветительские, консультационные:

— информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей;

— тренинги и ролевые игры, педагогические гостиные;

— родительские клубы и круглые столы с обсуждением практических вопросов воспитания и развития детей для того, чтобы обеспечить для детей преемственность и последовательность действий взрослых;

— проведение открытых занятий и дней открытых дверей.

Шаг 3 « Взаимодействие »

Получение у родителей информации об их специальных знаниях и умениях и использование их в организации образовательной деятельности, при ее планировании; получение информации об ожиданиях в отношении их ребенка:

— родительские конференции, круглые столы, семинары-практикумы;

— медиа-репортажи и интервью;

— выставки детских работ, фотографий, совместных работ родителей и детей;

— досуговые формы: совместные праздники, утренники с привлечением родителей, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и праздниками;

— знакомство с профессиями родителей;

— выставки семейных достижений;

— коллективные творческие дела.

Шаг 4 « Анализ. Совместные действия »

— выяснение критериев оценки родителей результата образовательного процесса;

— включение родителей в оценку результата образовательного процесса, своего «вклада» в процесс воспитания;

— практическая реализация воспитательных и образовательных проектов;

— работа с картой индивидуального маршрута ребенка;

— обсуждения, способствующие обмену обычаями и практикой воспитания детей;

— реализация индивидуальных программ развития;

— посещение культурных мероприятий, театров, музеев;

— привлечение родителей к закреплению образовательного и коррекционно-развивающего материала в домашних условиях.

Шаг 5 «Партнерство, сотрудничество»

— отчеты об успехах каждого ребенка, коррекция индивидуального маршрута развития;

— сбор портфолио каждого ребенка (образцы творчества);

— просветительская работа по вопросам повышения эффективности сбережения здоровья детей, за счет привлечения профильных специалистов (медиков, нейропсихологов, физиологов и других специалистов).

— участие родителей в принятии решений по созданию условий, направленных на развитие ДОО;

— вовлечение семьи в управление ДОО: планирование (учет особых интересов семьи, персонала и других членов местного сообщества;

— опора на размышления родителей о процессе развития детей, педагогические знания и практический, жизненный опыт;

— сотрудничество в вопросах организации РППС и образовательных мероприятий.

Организация работы с родителями является важной составляющей образовательного процесса в детском саду. Тесное сотрудничество педагогов с семьями воспитанников способствует повышению компетентности родителей, обеспечению единства подходов к воспитанию и обучению детей, а также развитию ответственной и осознанной позиции родителей в воспитании своих детей.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, образовательный процесс, ознакомление родителей, получение информации, ребенок, семья воспитанников, дошкольный возраст, образовательная программа, тесное сотрудничество педагогов.


Похожие статьи

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях

В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников

В статье авторы предлагают эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в дошкольных учреждениях.

Дидактические игры в средней группе детского сада

В статье раскрыты аспекты дидактической игры и ее влияние на развитие и социализацию детей в средней группе детского сада.

Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ

В данной статье рассмотрены проблемы, которые проявляются непосредственно в процессе адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.

Сетевое взаимодействие с социальными партнерами в решении задач программы воспитания дошкольной образовательной организации

В статье автор раскрывает механизмы сетевого взаимодействия с социальными партнерами для реализации Программы воспитания ДОУ.

Психологическая помощь педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников

В статье автором раскрываются особенности взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников, а также рассмотрены возможности психологической помощи педагогам ДОУ в организации данного взаимодействия.

Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования

В статье авторы раскрывают опыт работы дошкольной организации по дистанционному взаимодействию с семьями воспитанников.

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия

В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.

Инновационные технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста: робототехника (из опыта работы)

В статье автор исследует методы работы на музыкальных занятиях в ДОУ.

Похожие статьи

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях

В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников

В статье авторы предлагают эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в дошкольных учреждениях.

Дидактические игры в средней группе детского сада

В статье раскрыты аспекты дидактической игры и ее влияние на развитие и социализацию детей в средней группе детского сада.

Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ

В данной статье рассмотрены проблемы, которые проявляются непосредственно в процессе адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.

Сетевое взаимодействие с социальными партнерами в решении задач программы воспитания дошкольной образовательной организации

В статье автор раскрывает механизмы сетевого взаимодействия с социальными партнерами для реализации Программы воспитания ДОУ.

Психологическая помощь педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников

В статье автором раскрываются особенности взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников, а также рассмотрены возможности психологической помощи педагогам ДОУ в организации данного взаимодействия.

Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования

В статье авторы раскрывают опыт работы дошкольной организации по дистанционному взаимодействию с семьями воспитанников.

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия

В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.

Инновационные технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста: робототехника (из опыта работы)

В статье автор исследует методы работы на музыкальных занятиях в ДОУ.

Задать вопрос