В статье автор исследует методы взаимодействия педагогов с родителями.
Ключевые слова: взаимодействие, родители, дети.
В современном мире образование и воспитание детей играют важную роль в формировании личности ребёнка. Тесное сотрудничество педагогов детского сада с семьями воспитанников является ключевым фактором успешного развития детей. В этой статье мы рассмотрим основные принципы и методы взаимодействия педагогов с родителями, опираясь на федеральную образовательную программу дошкольного образования и стратегию развития воспитания в Российской Федерации.
Согласно ФОП ДО, главными целями взаимодействия педагогического коллектива детского сада с семьями обучающихся являются:
— Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
— Обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в детском саду и в семье; повышение воспитательного потенциала семьи.
В свою очередь, если продолжать опираться на образовательную программу, достижение этих целей осуществляется через решение основных задач:
— информирование родителей относительно целей ДО, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
— просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
— способствование развитию ответственного и осознанного родительства, как базовой основы благополучия семьи;
— построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями для решения образовательных задач;
— вовлечение родителей в образовательный процесс.
Согласно п. 26.4 ФОП ДО, построение взаимодействия с родителями придерживается следующих принципов:
- приоритет семьи в воспитании и обучении : в соответствии с Законом об образовании, у родителей не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка;
- открытость: для родителей доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями обеспечен обмен информацией об особенностях развития ребёнка в ДОО и семье;
- взаимное доверие, уважение и доброжелательность: при взаимодействии педагоги придерживаются этики и культурных правил общения, проявляют позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями; этично и разумно используют полученную информацию, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей в интересах детей;
- индивидуальный подход к каждой семье: при взаимодействии учитываются особенности семейного воспитания, потребности родителей, отношение к педагогу и ДОО, и проводимым мероприятиям; обеспечена возможность включения родителей в совместное решение образовательных задач;
- возрастная сообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия, учитываются особенности и характер отношений ребёнка с родителями, прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития.
Существуют знакомые всем нам Методы и способы взаимодействия:
— Диагностические
— Диагностико-аналитические
— Просветительские
— Консультативные
— Практико-ориентированные
В своей работе с семьями воспитанников мною разработан и используется метод пяти шагов.
Предлагаю рассмотреть эти шаги поподробнее:
Шаг 1 « Знакомство с условиями детского сада и родителями »
Используются в основном диагностико-аналитические методы, а также просветительские и консультативные:
— опросы, анкетирования;
— создание социального паспорта семьи;
— приглашение родителей для знакомства с целями, с программой обучения, воспитания, условиями, методологией и порядком работы ДОО (родительские собрания, консультации);
— ознакомление родителей с локальными актами ДОО;
— проведение собеседований один на один для получения информации об ожиданиях, целях, опасениях и потребностях родителей;
— ознакомление родителей с информационными ресурсами ДОО для получения информации и обеспечения обратной связи;
— ознакомление родителей с условиями пребывания ребёнка в группе, питанием ДОО.
Шаг 2 « Знакомство с жизнью детского сада »
— Основными методами работы на этом этапе становятся: просветительские, консультационные:
— информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей;
— тренинги и ролевые игры, педагогические гостиные;
— родительские клубы и круглые столы с обсуждением практических вопросов воспитания и развития детей для того, чтобы обеспечить для детей преемственность и последовательность действий взрослых;
— проведение открытых занятий и дней открытых дверей.
Шаг 3 « Взаимодействие »
Получение у родителей информации об их специальных знаниях и умениях и использование их в организации образовательной деятельности, при ее планировании; получение информации об ожиданиях в отношении их ребенка:
— родительские конференции, круглые столы, семинары-практикумы;
— медиа-репортажи и интервью;
— выставки детских работ, фотографий, совместных работ родителей и детей;
— досуговые формы: совместные праздники, утренники с привлечением родителей, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и праздниками;
— знакомство с профессиями родителей;
— выставки семейных достижений;
— коллективные творческие дела.
Шаг 4 « Анализ. Совместные действия »
— выяснение критериев оценки родителей результата образовательного процесса;
— включение родителей в оценку результата образовательного процесса, своего «вклада» в процесс воспитания;
— практическая реализация воспитательных и образовательных проектов;
— работа с картой индивидуального маршрута ребенка;
— обсуждения, способствующие обмену обычаями и практикой воспитания детей;
— реализация индивидуальных программ развития;
— посещение культурных мероприятий, театров, музеев;
— привлечение родителей к закреплению образовательного и коррекционно-развивающего материала в домашних условиях.
Шаг 5 «Партнерство, сотрудничество»
— отчеты об успехах каждого ребенка, коррекция индивидуального маршрута развития;
— сбор портфолио каждого ребенка (образцы творчества);
— просветительская работа по вопросам повышения эффективности сбережения здоровья детей, за счет привлечения профильных специалистов (медиков, нейропсихологов, физиологов и других специалистов).
— участие родителей в принятии решений по созданию условий, направленных на развитие ДОО;
— вовлечение семьи в управление ДОО: планирование (учет особых интересов семьи, персонала и других членов местного сообщества;
— опора на размышления родителей о процессе развития детей, педагогические знания и практический, жизненный опыт;
— сотрудничество в вопросах организации РППС и образовательных мероприятий.
Организация работы с родителями является важной составляющей образовательного процесса в детском саду. Тесное сотрудничество педагогов с семьями воспитанников способствует повышению компетентности родителей, обеспечению единства подходов к воспитанию и обучению детей, а также развитию ответственной и осознанной позиции родителей в воспитании своих детей.