Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 29.04.2020

Статья просмотрена: 933 раза

Библиографическое описание:

Шикуткина, Е. В. Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников / Е. В. Шикуткина, И. Н. Дворникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 416-418. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69375/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматриваются основные трудности, возникающие в процессе взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников, предлагаются формы и направления взаимодействия, способствующие оптимизации работы ДОУ с семьей.

Ключевые слова: взаимодействие, педагогическая культура, педагогическая компетентность, совместная деятельность.

В условиях введения ФГОС ДО взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи рассматривается как установление партнёрских отношений, предполагающих объединение усилий для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизацию воспитательных умений родителей, их подготовку к восприятию нового опыта.

В настоящее время педагогический процесс дошкольного учреждения трансформируется в более гибкий, свободный, дифференцированный, гуманный со стороны педагогического коллектива, ориентацией для педагогов становятся сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами, что говорит о том, что детский сад постепенно преобразуется в открытую образовательную систему.

Взаимодействие ДОУ и семьи предполагает наличие разнообразных связей. С одной стороны, это связи, направленные на оптимизацию воздействия семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей. С другой стороны, это связи характеризующие включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада и направленные на его совершенствование.

Система дошкольного образования обновляется, что приводит к необходимости активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. В соответствии с основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность системы дошкольного образования, одной из основных целей дошкольного учреждения является обеспечение полноценного развития личности ребенка в рамках взаимодействия с семьей [2].

Введение ФГОС ДО способствовало решению проблемы вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ по следующим направлениям:

a) работа с педагогами по организации эффективного взаимодействия с семьей, их ознакомление с системой новых форм работы с родителями.

b) повышение уровня педагогической культуры и компетенотности родителей.

c) вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом [36].

Анализ работ, посвященных проблемам взаимодействия воспитателей дошкольного образовательного учреждения и семьи, позволяет сделать вывод о том, что проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи является актуальной.

Современные родители нуждаются в знаниях о воспитании ребенка, однако подобные знания могут быть получены различными путями (не только в дошкольном учреждении, но и при помощи интернет, чтение литературы, от своих родителей и др.). Необходимо научить родителей пользоваться этим знаниями, видеть и слышать своего ребенка, гибко применять методы воздействия на него.

Взаимопонимание и согласованность действий педагогических работников и родителей является важнейшим условием успешного формирования личности ребенка. Дошкольное образование можно рассматривать как стартовую ступень образовательной траектории, во многом определяющую дальнейший жизненный путь ребенка.

В дошкольном возрасте образование ребенка требует постоянного тесного контакта педагогов и родителей. Взаимодействие педагогов и родителей, участвующих в процессе дошкольного воспитания, — это стержень, вокруг которого выстраивается «социализационное путешествие» ребенка [3].

Несмотря на это как отечественные, так и зарубежные исследователи отмечают, что в реальности между субъектами образовательно-воспитательного процесса нередко отсутствует взаимопонимание, связанное с низкой педагогической культурой педагогов или родителей, рассогласованностью их действий, конфликтностью и агрессивностью одной или обеих сторон, проявляющейся в категоричности, безапелляционности, общении, выстраиваемом на взаимных претензиях [4].

На сегодняшний день важен новый взгляд на взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников, его построение на основе социальнокультурных реалий современной жизни, и на основе новых положений законодательства в образовании. Работа с родителями, как правило, делится на три основных блока. Информационно-аналитический блок включает сбор и анализ сведений о родителях, изучение особенностей семей, трудностей и запросов, выявление готовности семьи ответить на запросы детского сада.

Просветительский блок предполагает предоставление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей, включающей такие компоненты как знания о развитии, воспитании и обучении детей; понимание и осознание ответственности за их воспитание; умения организовывать жизнь и деятельность детей в семье; осуществление воспитательной деятельности; поддержание продуктивной связи с другими воспитательными институтами.

Контрольно-оценочный блок предполагает анализ проведеных мероприятий. Для определения уровня взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, сразу после проведения того или иного мероприятия можно использовать такие методы, как опрос, книга отзывов, экспресс-диагностика, наблюдение.

Формы работы, которые используются педагогами и психологами дошкольных образовательных организаций при работе с родителями:

– семинар-практикум, предполагающий обсуждение различных точек зрения, разбор проблемных ситуаций.

– диспут, дискуссия, позволяющие родителям участвовать в обсуждении важнейших проблем и способствующие формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт.

– родительские лектории, содержащие обсуждение форм и методов семейного воспитания, возрастных особенностей детей, подходов к их воспитанию.

– индивидуальное консультирование, включающее расширение их психолого-педагогических знаний и представлений;

– родительские тренинги, предназначенные для отработки различных навыков, развитию личности самих родителей.

– семейные клубы, создаваемые для решения практических задач воспитания.

– вечера вопросов и ответов необходимые для обсуждения актуальных вопросов, беспокоящих семью в данный момент [5].

Таким образом, условия и микроклимат дошкольного учреждения должны создавать и поддерживать открытую и доброжелательную среду, способствовать гармоничному объединению интересов педагогов, детей и их родителей, принимающих активное участие в совместной деятельности. В работе педагога с родителями важными ориентирами становятся потребности и запросы семьи, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях, активизация и развитие воспитательных умений родителей.

Взаимодействие должно осуществляться по нескольким направлениям: с одной стороны создание необходимых условий для развития и самореализации педагогов, с другой стороны приобщение родителей к педагогическому процессу, расширение их участия в организации жизни ДОУ, а также совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию и развитию ребенка, уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Литература:

  1. Евдокишина О. В. Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросе формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста. Мир науки, культуры, образования.2014. № 4 С.47–48.
  2. Корноухова М. В. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей. Педагогическая наука: история теория. № 2. 2010. С 34–37.
  3. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. М.: Айрис-пресс, 2006. 144 с.
  4. Павлова Л. Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста. Дошкольное воспитание, М.: Мозаика-Синтез, 2002. № 8. С. 8–13.
  5. Пульникова Н. П., Меньшенина А. А. Проблемы взаимодействия семьи и детского сада в процессе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. № 2. С. 42–44
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, дошкольное учреждение, детский сад, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, семья, воспитательное умение родителей, педагогическая культура, педагогический процесс, совместная деятельность.


Похожие статьи

Психологическая помощь педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников

В статье автором раскрываются особенности взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников, а также рассмотрены возможности психологической помощи педагогам ДОУ в организации данного взаимодействия.

Изучение особенностей психолого-педагогического взаимодействия родителей и педагогов ДОУ

В данной статье рассмотрены психолого-педагогические особенности взаимодействия родителей и педагогов ДОУ; подобраны диагностические методики, направленные на изучение особенностей взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия

В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований

В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...

Психолого-педагогические основы взаимодействия с родителями учащихся

Взаимодействие с родителями учащихся является ключевым фактором для успешного обучения и развития ребенка. В статье рассматриваются психолого-педагогические основы такого взаимодействия, включающие понимание и уважение потребностей, интересов и особе...

Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи

Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...

Похожие статьи

Психологическая помощь педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников

В статье автором раскрываются особенности взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников, а также рассмотрены возможности психологической помощи педагогам ДОУ в организации данного взаимодействия.

Изучение особенностей психолого-педагогического взаимодействия родителей и педагогов ДОУ

В данной статье рассмотрены психолого-педагогические особенности взаимодействия родителей и педагогов ДОУ; подобраны диагностические методики, направленные на изучение особенностей взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия

В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований

В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...

Психолого-педагогические основы взаимодействия с родителями учащихся

Взаимодействие с родителями учащихся является ключевым фактором для успешного обучения и развития ребенка. В статье рассматриваются психолого-педагогические основы такого взаимодействия, включающие понимание и уважение потребностей, интересов и особе...

Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи

Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...

Задать вопрос