Сотрудничество педагогов с семьями воспитанников как современная форма работы с родителями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 01.10.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Карачарова, Л. Е. Сотрудничество педагогов с семьями воспитанников как современная форма работы с родителями / Л. Е. Карачарова, Т. А. Авдеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 156-159. — URL: https://moluch.ru/archive/539/117983/ (дата обращения: 16.10.2024).



Семья и дошкольная образовательная организация — два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на приобретение социального опыта, формирование личностных качеств ребенка. Каждый из этих институтов, обладает своими специфическими возможностями в формировании картины мира и становлении характера будущего взрослого человека. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

В современном обществе выявляется проблема несовпадения ожиданий и потребностей между родителями и детскими учреждениями. Эта тенденция обусловлена изменениями в семейной структуре, доступностью современных технологий и финансовыми реалиями. Для эффективного взаимодействия необходимо продумать новые методы и подходы в области общения и понимания. Важным фактором на пути к успешному воспитанию детей является гармония между семьей и детским садом, которые вместе определяют будущее нашего общества.

Работа с семьёй в свете новой ФОП ДО требует индивидуального подхода, учитывающего социальный статус родителей, их запросы и заинтересованность в деятельности ДОО, а также культуру педагогической грамотности семьи и микроклимат семьи. Важно подчеркнуть, что сотрудничество — один из ключевых принципов дошкольного образования. В ФОП ДО содержатся конкретные требования к взаимодействию с родителями. Эффективная организация работы с семьёй позволяет оказывать помощь в воспитании детей, поддерживать и укреплять их здоровье, развивать индивидуальные способности и корректировать нарушения в развитии.

Для соблюдения психолого-педагогических условий необходимо активно участвовать в восприятии поддержки со стороны семьи и повышении родительской компетентности в области образования, развития и заботы о здоровье детей. Важно создавать образовательную Программу Организации с участием родителей, педагогов и детей, учитывая их образовательные потребности, интересы и мотивы, устанавливаемые участниками образовательного процесса. В целом, успешное взаимодействие семьи и детского сада основано на партнерстве, взаимопонимании и совместной работе в интересах ребенка. Воспитатели и родители, следуя вышеперечисленным принципам, могут создать благоприятную среду для развития и успешной адаптации воспитанников.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) взаимодействие с родителями (законными представителями) названо важным психолого-педагогическим условием реализации образовательной программы, а также условиями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей.

В этом документе также говорится о необходимости информирования родителей (законных представителей) и общественности о целях дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Взаимодействие рассматривается сегодня как необходимое условие единства требований детского сада и семьи, успешного воспитания. Оно включает в себя взаимопомощь, взаимное уважение и взаимное доверие, знание и учёт педагогом условий семейного воспитания, а родителями — условий воспитания в детском саду. Взаимодействие предполагает позитивное отношение всех сторон к совместной работе, определению целей, планированию, организации и подведению итогов.

Для предоставления качественного образования и гармоничного развития личности ребенка, важно установление взаимосвязей между детским садом и семьей на основе общих ценностей и плодотворного сотрудничества всех участников общественно-культурной среды, как описано в пункте 29.3.5 Федеральной Образовательной Программы дошкольного образования. Педагоги и родители признаны законодателем Российской Федерации равноправными участниками образовательного процесса с равными правами и обязанностями, согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года.

Целями такого сотрудничества в соответствии с ФОП ДО являются:

«– наилучшим образом обеспечить единый подход в развитии, воспитании и обучении детей как в ДОО, так и дома.

— эффективно оказывать психолого-педагогическую поддержку семье и повышать грамотность родителей (законных представителей) по вопросам образования, охраны и укрепления здоровья дошкольников» [5, с. 30].

В ФОП ДО указаны принципы взаимодействия с родителями (законными представителями):

«1. Приоритет семьи: В статье 44 ФЗ указано, что важнейшей ролью обучения и воспитания несовершеннолетних детей обладают именно родители (законные представители), в обязанность которых входит положить начало физическому, нравственному и интеллектуальному развитию личности ребенка для реализации нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

2. Семья основополагающий институт развития ребенка и играет решающую роль в формировании его духовно-нравственных ценностей, убеждений и поведения, принятых в России. Но активное сотрудничество семьи с педагогами благоприятно сказывается на детях и является помощью и поддержкой для родителей.

3. Взаимное доверие и уважение: Детский сад и семья должны уважать, дополнять и поддерживать друг друга в воспитании и обучении детей. Важными моментами общения являются культура, положительные эмоции, этика, эстетика и разумное использование полученной информации.

4. Открытость: Воспитатели и семьи должны обязательно обмениваться информацией о способах, особенностях и процессе развития детей, о трудностях, возникающих у них и успехах.

5. Индивидуально-дифференцированный подход: В процессе выстраивания доверительных отношений, необходимо использовать новые методы взаимодействия. Принимать во внимание изменения в образовательных программах, потребностях, пожеланиях и возможностях семьи, для осуществления качественных партнерских отношений в образовательном процессе.

6. Возрастосообразность: Эффективным обучение будет, если брать в расчет возрастные особенности развития ребенка, т. е. его психологические и физиологические свойства и принимать во внимание характер построения взаимоотношений с мамой и папой» [5, с. 15].

Сотрудничество педагогов с семьями воспитанников подразумевает использование разнообразных методов и приемов, как традиционных, так и инновационных. Это позволяет установить тесные партнерские связи между работниками образовательного учреждения и родителями детей дошкольного возраста. Основная цель этого взаимодействия заключается в эффективной просветительской деятельности и создании атмосферы взаимопонимания и поддержки. Педагоги сами выбирают способы взаимодействия, ориентируясь на поставленные перед ними задачи и стремясь к развитию позитивных отношений с родителями (законными представителями) учащихся.

Педагогический труд призван облегчить родителям взаимодействие с детьми в разнообразных образовательных обстановках и повседневных жизненных ситуациях. Это указано в качестве задачи для педагогов дошкольного образования — увеличить понимание родителями значения и сложности образовательного процесса. Родители в свою очередь играют ключевую роль в формировании образовательной среды, они должны мобилизовать свои усилия, чтобы принять активное участие в процессе, а не ждать пассивно в стороне. Это также дает им право считать себя главными заказчиками услуг в дошкольных учебных заведениях.

Взаимодействие образовательных организаций с родителями сегодня характеризуется широким диапазоном используемых форм, которые условно можно разделить на регламентированные и неформальные. Регламентированные формы взаимодействия — это такие формы взаимодействия, рамки и сущность которых определены в законодательных актах и в локальных нормативных документах образовательной организации. Они проявляются в совместном управлении педагогами и родителями воспитательным процессом, в совместной экспертизе данного процесса, в профессиональном консультировании друг друга.

К регламентированным формам взаимодействия относятся:

  1. Коллегиальный орган государственно-общественного управления образовательной организацией — это управляющий совет. В его состав входят представители местного сообщества, учредители, обучающиеся, руководитель и педагоги учреждения. Основной функцией управляющего совета является стратегическое управление образовательной организацией.
  2. Попечительский совет образовательной организации — это форма общественного управления, которая создается на добровольной основе, занимается обеспечением образовательного процесса дополнительными финансовыми ресурсами и их распределением.
  3. Коллектив образовательной организации и семьи должны гармонизироваться и сотрудничать, а родители сами должны управлять своим коллективом. Это достигается путем деятельности родительского комитета, который способствует обширному содействию образовательному учреждению.
  4. Когда возникают споры между участниками образовательного процесса, вступает в дело Комиссия по разрешению конфликтов. Это орган, который создается в рамках образовательного учреждения с целью решения недопониманий между участниками образовательных взаимоотношений. Задача комиссии — рассмотреть различные аспекты права на образование, включая ситуации нарушения прав учителя, применение местных нормативных актов и обжалование решений о дисциплинарном взыскании в отношении детей.
  5. Родительское собрание — это основная и обязательная форма совместной работы воспитателя/классного руководителя с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности детей в образовательной организации и дома.

По мнению А. С. Альчиковой: «Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы» [1, c. 62].

Для успешного привлечения законных представителей в образовательный процесс, важно использовать специально подобранные обучающие материалы для родителей и детей, способствующие совместной активности в домашних условиях согласно образовательным целям, предусмотренным в дошкольном образовательном учреждении. Эти материалы должны снабжаться подробными инструкциями по применению и рекомендациями по взаимодействию с ребенком в зависимости от его возраста. Также необходимо эффективно использовать образовательный потенциал семьи для достижения познавательных и воспитательных целей, привлекая родителей к участию в специальных образовательных событиях.

Важнейшим аспектом в установлении позитивного делового взаимодействия между родителями и образовательным учреждением является общение с педагогами. Через диалог можно вместе анализировать поведение и сложности, выявлять корни проблем и искать решения. Родителям предоставляется информация и консультации по выбору пути обучения для своего ребенка, а также оговариваются совместные шаги, которые могут быть предприняты для помощи детям в обучении.

Разнообразие потенциальных форм обеспечивает вариативность взаимодействия образовательной организации и родителей. Эффективности и качества взаимодействия образовательной организации с родителями можно добиться с использованием различного инструментария.

Литература:

  1. Альчикова А. С. Методика конструктивного взаимодействия ДОУ и семьи / А. С. Альчикова, И. В. Зотова // European science. — 2019. — № 4 (46). — С. 61–66.
  2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в доо: Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2019. — 112 с.
  3. Кравчук Н. Г. Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников // Совушка. — 2020. — № 4 (22). — С. 1–8.
  4. Рылькова Т. А. Современные формы работы с родителями ДОУ в условиях ФГОС // Инновационная наука. — 2019. — № 3. — С. 156–158.
  5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования // СудАкт: Судебные и нормативные акты РФ [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/ (дата обращения: 21.09.2024).
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ (ред.от 29.07.2017) Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012года. [Электронный ресурс] / Консультант плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 21.09.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, образовательный процесс, родитель, Детский сад, дошкольное образование, образовательное учреждение, взаимодействие, представитель, ребенок, Российская Федерация.


Похожие статьи

Задать вопрос