Социально-педагогическое партнерство с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (77) июль 2024 г.

Дата публикации: 11.06.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Лабутина, Н. С. Социально-педагогическое партнерство с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации / Н. С. Лабутина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7 (77). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9300/ (дата обращения: 18.07.2024).



В статье автор делится опытом по взаимодействию родителей с дошкольной образовательной организацией.

Ключевые слова: семья, партнерство, открытость.

Современное образование находится на новом этапе развития — идет его модернизация. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольной образовательной организации. Обусловлено это тем, что система управления дошкольной организацией, сложившаяся ранее была ориентирована, главным образом, на результат, а не на сам педагогический процесс и его участников.

Интерес к проблеме взаимодействия дошкольной организации и семьи в последнее время заметно возрастает. Исследования и опыт показывают, что отношения, основанные на сотрудничестве, могут приносить большое удовлетворение для воспитателей и воспитанников. Взаимодействие родителей и педагогов является ключевым моментом успешного осуществления любой программы воспитания, показателем качества программы и ее успеха.

Одной из главных задач, стоящих перед дошкольной организацией, является обеспечение преемственности между детским садом и семьей за счет предоставления семье возможности участия во всех аспектах программы.

Введение в дошкольное образование федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) повлекло за собой не только переработку содержания образовательных программ, но и необходимость формирования готовности педагогов к инновационной деятельности для организации социально-педагогического партнерства дошкольной организации с родителями воспитанников.

Социально-педагогическое партнерство — взаимодействие педагогов и родителей по созданию социокультурных условий воспитания и развития детей дошкольного возраста. Одним из направлений социально-педагогического партнёрства в ДОУ является: разработка и реализация моделей воспитательного потенциала, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, повышение эффективности образовательной деятельности учреждения.

Модель (от лат. modulus — мера, образец) — образ (в том числе условный или мысленный — изображение, описание, схема, чертёж, план, карта и т. п.) или прообраз (образец) какого-либо объекта или системы объектов («оригинала» данной модели, используемый при определённых условиях в качестве их «заместителя» или «представителя» [2,с.98].

В. А. Михеев, говоря о мотивации и эффективности партнёрских отношений в России, выделяет и анализирует две модели социального партнёрства: инициативную и формально-принудительную.

Модель партнёрского взаимодействия отражает основные направления:

В учреждении в целом:

— традиционные для детского сада структура и содержание образовательной и воспитательной деятельности детей;

— дополнительные образовательные услуги, соответствующие социальному (общественному) заказу на развитие и образование подрастающего поколения;

В работе с семьей и общественностью:

— опытно-экспериментальная деятельность по изучению и организации взаимодействия и взаимовлияния ДОУ и семьи на уровне социально-педагогического партнёрства;

— организационное и научно-методическое обеспечение социально-педагогического партнёрства семьи и ДОУ;

— образовательные учреждения: постепенное приобретение имиджа компетентного социального партнёра по различным направлениям их образовательной деятельности и реализации совместной образовательной программы;

В организации психолого-педагогического просвещения родителей:

— изучение образовательных потребностей представителей различных социальных групп такого рода подготовке;

— использование инновационных, традиционных фронтальных и индивидуальных форм в данном вопросе;

Организация эффективной работы с родителями и вовлечение их в образовательный процесс — одно из условий оптимального функционирования дошкольной организации. Проблема заключается в том, что содержание взаимодействия не отражается на практике в полном объеме, несмотря на разработанность данного аспекта образовательной деятельности.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка, как отмечает в своей статье КопцоваГ.А. [7]. В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника дошкольной образовательной организации по созданию единого пространственного развития ребенка лежат следующие принципы.

1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада — этого единого пространства, объективной реальности — состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиции обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности.

2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и образовательной организации. Признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

3. Открытость. Новые социальные изменения в обществе требует от воспитателя дошкольной организации открытости по отношению к семье воспитанника. Подобный подход будет действенным в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов дошкольной образовательной организации, социальное окружение.

4. Индивидуальный подход к каждой семье. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиции семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий,

5. Обратная связь. Партнерство родителей и педагогов предполагает хорошо налаженную обратную связь. Родители хотят знать: учитывают ли воспитатели их мнение, реагируют ли на замечания, предложения, с их стороны. Воспитатели, в свою очередь, — как реагируют родители на предложения и советы со стороны воспитателей, имеют ли встречные предложения.

6. Поэтапность реализации. Содержание взаимодействия дошкольной организации и семьи основывается на поэтапности, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности. Современная модель партнерства детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Задачами партнерства педагогов с родителями являются:

1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей.

2. Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

3. Активация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Главный момент в контексте «семья — дошкольная организация» –личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада [8].

Реализовать открытость дошкольной образовательной организации «внутрь» — это означает сделать образовательный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.

Для этого необходимо создать следующие условия:

— личностную готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах. Важно соблюдать такт и избегать панибратства;

— — вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Это могут быть эпизодические мероприятия (бабушка шьет одежду куклам, папа делает кормушку, мама помогает нарисовать рисунок). Дети готовятся к ним вместе с родителями, братьями и сестрами, приносят фотографии и поделки в детский сад, угощают любимыми сладостями, показывают домашних животных. Открытость детского сада «наружу» означает, что детский сад открыт влиянию микросоциума, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательной или музыкальной школой, спортивным комплексом, библиотекой, картинной галереей и т. д.

Родители и воспитатели детей дошкольного возраста оказывают неоценимое влияние на развитие дошкольников, несмотря на то что они действуют в разном социальном контексте. Для того, чтобы служить интересам детей с сознанием всей ответственности, родители и воспитатели должны наладить сотрудничество на основе взаимного уважения, понимания взглядов друг друга и сознание того глубокого влияния, которое это партнерство будет иметь на благополучие всех, кто вовлечен в этот процесс.

Таким образом, семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их партнерство, взаимодействие.

D:\гр Аленький цветочек 2020\СТАТЬИ группы\Субботник-наведем красоту и порядок на своем участке!\22-10-2022_15-07-31\IMG_20221021_172108.jpg

Литература:

1. Антонова Т. В. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка: из опыта работы/ Т. В. Антонова, Е. М. Волкова, Н. П. Мишина // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 6.- С.10–14.

2. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей / Е. П. Арнаутова // Управление дошкольным образовательным учреждением. -2008.- № 4.- С.82–88.

3. Бутырина Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н. М. Бутырина, С. Ю. Боруха, Т. Ю. Гущина. — Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. — 177 с.

4. Взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка: программа и практическое руководство / сост. Л. И. Пономарева, В. А. Нетаева, Г. В. Заостровных.- Шадринск.: Курган, 2004.-134с.

5. Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. А. Данилина // Дошкольное воспитание.-2011.-№ 1.- С.34–41.

6. Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. -М.: Сфера, 2005. — 80с.

7. Зверева О. Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями / О. Л. Зверева // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2006.-№ 4.-С.84–87.

8. Тулькибаева Н. Н. Актуальные понятия современной педагогики: педагогическая энциклопедия / Н. Н. Тулькибаева, Л. В. Трубайчук. — М.: Восток, 2003. — 274с.

Задать вопрос