В статье рассматривается значимость взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между домом и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно достичь главной цели — воспитать настоящего человека.
Ключевые слова: детский сад, ребенок, родители, семья, дошкольное учреждение.
Что же такое семья? По мнению Ю. А. Королева: «Семья — это сообщество, основанное на браке супругов, помимо которых включает и их детей (собственных и усыновленных), связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью» [1, с. 61]. Семья для каждого человека это самое дорогое и ценное. А для рожденного в семье ребенка, она является путеводителем в жизнь. Семья определяет, кем мы будем, какими будем, какими будут наши моральные принципы, взгляд на жизнь, цели и приоритеты.
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности ребенка, одним из важнейших является семья. В современном обществе семья рассматривается, как институт первичной социализации ребенка и важность ее обусловлена тем, что в ней он находится в течение значительной части своей жизни.
Приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка отчетливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровней: в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе, Законе «Об образовании в Российской Федерации». В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль иных социальных институтов, призванных помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка [4, гл. 4 ст. 44].
Семья и дошкольная образовательная организации — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Сотрудничество между образовательными учреждениями и семьей играет важную роль в формировании нравственных качеств у детей. Создание подходящих условий для того, чтобы дети могли осознать разницу между хорошим и плохим, является ключевым аспектом их социализации.
По мнению Н. А. Кочетковой, родители и другие взрослые в окружении ребенка должны быть примером нравственного поведения. Их действия и поступки оказывают огромное влияние на формирование моральных ценностей у детей. Положительные примеры помогают детям понять, какие поступки ценятся в обществе, а какие являются недопустимыми [2].
Очень важно обсуждать с детьми нравственные вопросы и поощрять их задумываться о последствиях своих действий. Родители могут помочь детям развивать эмоциональный интеллект, помогая им понимать свои чувства и чувства других людей. Это поможет им различать правильные и неправильные поступки и развивать эмпатию.
Использование примеров из повседневной жизни, литературы и кино может быть эффективным способом объяснить детям сложные нравственные понятия. Обсуждение нравственных действий других людей и персонажей может помочь детям увидеть различные стороны нравственных вопросов и сформировать собственное мнение.
В своих отношениях с семьями детские сады должны полагаться на родителей не только как на помощников, но и как на равноправных участников личностного развития своих детей. Именно поэтому так важны тесные взаимоотношения между педагогическим персоналом, детьми и родителями. Совместная работа и согласие по основным вопросам воспитания ребенка определяют его развитие. Только при таких условиях можно воспитать целостную личность.
Работа с семьей — важный и сложный аспект деятельности педагогов и других сотрудников дошкольного учреждения. Ее цель — решение следующих задач:
– Установление единства в воспитание ребенка;
– Педагогическое просвещение родителей;
– Изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
– Информирование родителей о жизни и работе ДОУ [3].
Вопрос взаимодействия дошкольного учреждения и семьи стал одним из самых актуальных в последнее время. Изменения в современной семье (экономическое и социальное расслоение, распространение современных информационных технологий и расширение образовательных возможностей) заставляют нас уходить от заорганизованного и скучного шаблона, побуждая родителей быть настоящими друзьями и авторитетными лидерами для своих детей, а не потребителями образовательных услуг. Мы ищем новые формы взаимодействия там, где они могут быть. Родители должны помнить, что детский сад — это только помощник в развитии ребенка. Дом и детский сад не могут заменить друг друга. У них свои функции и свои методы воспитания. Ребенок дошкольного возраста — это не эстафета, которую семья передает воспитателю. Здесь важен не принцип параллелизма, а принцип взаимопроникновения двух социальных систем.
Сотрудничество между дошкольным учреждением и семьей предполагает совместную постановку целей деятельности, планирование работы, распределение ресурсов и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а также прогнозирование новых целей, задач и результатов. Детский сад ежегодно разрабатывает и согласовывает с родителями воспитанников совместный план деятельности. Мероприятия разрабатываются с учетом задач школы, интересов и потребностей родителей, компетенций педагогов.
Дошкольное учреждение решает проблему вовлечения родителей в общее дело развития ребенка с трех сторон:
Молодые педагоги часто пугаются, когда родители приходят к ним с жалобами или претензиями. Многие неопытные педагоги, вместо того чтобы разобраться в ситуации, автоматически переводят таких родителей в разряд трудных и конфронтационных, пытаются переубедить их, доказать им обратное и убедить, что на самом деле все в порядке. Такая позиция воспитателя, конечно же, насторожит родителей, которые в последствии будут накапливать негативные чувства по отношению к детскому саду и не станут жаловаться этому педагогу на свои проблемы. Ответ на жалобу должен быть конструктивным и направлен на исправление ситуации, принятие срочных мер по разрешению спорного вопроса, контакт с родителями ребенка и готовность улучшить работу детского сада по тому или иному вопросу. Во время первой встречи необходимо выслушать родителей, дать им почувствовать, что педагог готов профессионально разобраться в ситуации, и назначить дополнительные встречи для обсуждения последствий принятых мер.
Взаимодействие с семьей — сложная задача, и здесь нет готовых техник или рецептов. Его успех зависит от интуиции, инициативы, терпения и умения педагога быть профессиональным помощником семьи.
Важной частью профилактики проблем с семьями воспитанников является установление личного контакта между педагогами и родителями, ежедневные отчеты родителям о том, каких ребенок провел день, чему научился и каких успехов добился. Если информации не хватает, родители пытаются получить ее из других источников, например, от других родителей. Такая информация может быть искажена и привести к развитию конфликтных ситуаций.
Всей своей работой сотрудники дошкольного учреждения должны показывать родителям, что их участие в образовательной деятельности и заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хотят сами педагоги, а потому, что это необходимо для развития их собственных детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание и развитие детей невозможно без участия родителей. Чтобы родители стали помощниками педагогов и творчески развивались вместе со своими детьми, их нужно убедить в том, что они могут это сделать, что они должны научиться понимать своих детей, что они должны понимать их, что они должны сотрудничать во всем, быть терпеливыми и чуткими, что если они это сделают, то все получится.
Дом и детский сад — два образовательных феномена, каждый из которых по-своему обеспечивает ребенка социальным опытом, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для выхода маленького человека в большой мир. Только при гармоничном взаимодействии детского сада и дома каждый из них может дополнять и смягчать другой. Взаимодействие между родителями и детским садом редко происходит сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпения и неуклонного следования выбранным целям.
Литература:
- Королев, Ю. А. Семья как субъект права / Ю. А. Королев // Журнал российского права. — Москва: Норма, 2000. — № 10. — С. 61–66
- Кочеткова, Н. А. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова, М. А. Тверетина. — Волгоград: Учитель, 2014. — 218 с.
- Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. — Москва: Аркти, 2005. — 221 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».