Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 26.05.2021

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Пронькина, А. А. Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания / А. А. Пронькина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 472-475. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81577/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества с родителями.

Ключевые слова: социализация, дошкольники, система воспитательной работы, воспитатель, педагогическая деятельность, группа кратковременного пребывания

Актуальность темы социализации детей 4–6 лет, находящихся в группах кратковременного пребывания, обусловлена стоящими перед педагогами задачами из национальных программ, ФГОС ДО и влиянием социокультурных, технологических, политических изменений в жизни общества.

Мы понимаем социализацию как формирование у дошкольников социальных норм и ценностей, установок, образцов поведения, в результате которого происходит развитие индивидуальных свойств личности дошкольника при организации его взаимодействия с окружающей средой и принятии им социального опыта. Социализация тесно связана с социально-коммуникативным развитием ребенка.

Процесс социализации находится в постоянной взаимосвязи с социокультурными изменениями в обществе [3]. Исполнение задач ФГОС ДО сопровождается необходимостью подстройки педагогов под актуальные образовательные тенденции [1]. На сегодняшний день в дошкольном образовании получают распространение группы кратковременного пребывания, разновозрастные группы, появляется необходимость выбора оптимальных форм работы с детьми в новых условиях. На практике это сопровождается затруднениями в эффективном сотрудничестве с родителями, организации стимулирующей образовательной среды и применении педагогических условий, направленных на социально-коммуникативное развитие дошкольников.

Разновозрастная группа детей дошкольного возраста предполагает дифференцированный подход в обучении, индивидуализацию и учёт особенностей развития детей на разных возрастных этапах одновременно.

Группа кратковременного пребывания детей обуславливает необходимость в короткий срок (как правило, не более 5 часов) организовать деятельность педагога и воспитанников так, чтобы вовлечь детей в образовательный процесс с наивысшей мотивацией к обучению, интересом и результатом деятельности. Вследствие этого при анализе специализированной литературы, игра как основной вид деятельности и коммуникация являются основными средствами социализации детей 4–6 лет групп кратковременного пребывания.

Анализ литературы и практики позволил выявить противоречие, которое заключается в осознании педагогами важности социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания и недостаточно эффективной реализации мероприятий для её обеспечения.

Цель статьи — разработка системы педагогических действий, направленных на социализацию детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания.

На основе анализа законодательных актов и психолого-педагогической литературы мы выделили формы педагогической деятельности по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания, результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Формы педагогической деятельности

Вид деятельности

4–5 лет

5–6

6–7 лет

Коммуникативная деятельность

– Игровое упражнение

— Индивидуальная игра

— Совместная с воспитателем игра

— Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе)

— Чтение

— Беседа

— Наблюдение

— Рассматривание

— Педагогическая ситуация

— Праздник

— Ситуация морального выбора

— Поручение

—Дежурство

— Свободная игра

– Чтение

— Беседа

— Наблюдение

— Рассматривание

— Педагогическая ситуация

— Праздник

— Экскурсия

— Ситуация морального выбора

— Поручение

—Дежурство

— Игровое упражнение

— Индивидуальная игра

— Совместная с воспитателем игра

— Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе)

— Свободная игра

– Индивидуальная игра.

— Совместная с воспитателем игра

— Совместная со сверстниками игра

— Чтение

— Беседа

— Наблюдение

— Педагогическая ситуация.

— Экскурсия

— Ситуация морального выбора.

— Проектная деятельность

— Интегративная деятельность

— Праздник

— Совместные действия

Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач.

—Экспериментирование — Поручение и задание

— Свободная игра

Игровая деятельность

– подвижные игры

— игры-забавы

— настольно-печатные игры

— словесные игры

— дидактические игры

— строительные игры

— драматизации

— сюжетно-ролевые

— Свободная игра

– сюжетно-ролевые

— настольно-печатные игры

— словесные игры

— дидактические игры

— строительные игры

— драматизации

— Свободная игра

– сюжетно-ролевые

— настольно-печатные игры

— словесные игры

— дидактические игры

— строительные игры

— драматизации

— Свободная игра

Речевая деятельность

– Рассматривание

— Игровая ситуация

— Дидактическая игра

— Ситуация общения.

— Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых).

— Интегративная деятельность

— Хороводная игра с пением

— Игра-драматизация

— Чтение

— Обсуждение

— Рассказ

— Игра

– Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых)

— Рассматривание

— Игровая ситуация

— Дидактическая игра

— Ситуация общения

— Интегративная деятельность

— Хороводная игра с пением

— Игра-драматизация

— Чтение

— Обсуждение

— Рассказ

— Игра

– Чтение

— Беседа

— Рассматривание

— Решение проблемных ситуаций

— Разговор с детьми

— Игра

— Проектная деятельность

— Создание коллекций

— Интегративная деятельность

— Обсуждение

— Рассказ

— Инсценирование

— Ситуативный разговор с детьми

— Сочинение загадок

— Проблемная ситуация

— Использование различных видов

театра

Следующим направлением педагогической деятельности является взаимодействие с семьями дошкольников. Рассмотрим подробно.

Личные консультации на основе педагогического наблюдения. Беседы с родителями по вопросам точек роста ребёнка, обсуждение индивидуальной образовательной траектории, образовательных потребностей, разбор проблемных вопросов, выбор оптимальных методов и средств обучения и развития.

Групповые тренинги и собрания. Обучение родителей основам эффективного общения с детьми, информирование о возрастных особенностях, обсуждение образовательных тенденций группы, выбор вектора развития и поддержки благоприятного эмоционального фона.

Обмен психолого-педагогической информацией через социальные сети, создание электронной и бумажной библиотеки. Обеспечение оборота информационными ресурсами.

Проведение мастер-классов от детей — родителям, родителями — детям. Включение родителей в образовательный процесс . Проведение совместных занятий и кружков, создание поделок. Данная форма работы позволяет лучше понять возрастные особенности и способности, укрепляет умение коммуницировать с разными детьми.

Выездные экскурсии и мероприятия с родителями. Данная форма работы направлена на сплочение сверстников и взрослых, развитие умения общаться, быть единой командой.

Тематические беседы с включением педагога, родителей и ребенка. Совместное чтение и обсуждение сказок и др. Создание среды для общения и выражения собственного мнения, аргументации своей позиции.

Организация развивающей предметно-пространственной среды — следующее направление деятельности педагога. Организация среды должна максимально обеспечить условия для развертывания свободной игры, которой уделяется значительное место в режиме дня.

Создание атмосферы спокойствия и уюта . Ребенок должен чувствовать себя комфортно и физически, и психологически [2].В этом случае непосредственная педагогическая деятельность будет наиболее эффективной, а игры — более мотивированными.

Интерьер детской группы . Тщательно продуманный дизайн помещения, использование предметов декора, способствующих развитию эстетизма, воображения и фантазии.

Учет возрастных и иных особенностей детей . Среда группа должна быть продумана таким образом, чтобы дети разных возрастных групп могли чувствовать себя безопасно и защищенно.

Таким образом, коммуникативная и игровая деятельности являются ведущими в процессе социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания и реализуется через направления педагогической деятельности: выбор оптимальных форм деятельности, организации стимулирующей среды, сотрудничестве с родителями.

На основе ФГОС ДО можно и важно строить образовательный процесс сочетая на занятиях индивидуальный подход, индивидуализацию, интеграцию разных стилей взаимодействия между педагогом и детьми, форм обучения и образовательных областей.

Литература:

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России): [от 17 октября 2013 г. N 1155 г] // Рос. Газета. — 2013. — 25 ноября
  2. Файзуллаева, Е. Д. Открытый стиль педагогической коммуникации как ключевая компетенция современного педагога дошкольного образования / Е. Д. Файзуллаева // Томск: Вестник ТГПУ. — 2017. — № 1(178). — С. 9–15.
  3. Ханова, Т. Г. Специфика процесса социализации в дошкольном возрасте / Т. Г. Ханова, А. Н. Егорова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. — 2016. — № 1 (6). — С. 120–123
  4. Шумакова, Н. А. Современные теоретические представления о социализации как предпосылка ее историко-педагогического анализа (на материале 20-х годов xx века) / Н. А. Шумакова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). — 2013. — № 12 (140) — С. 178–182.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, кратковременное пребывание, свободная игра, педагогическая деятельность, ребенок, социализация детей, условие групп, Индивидуальная игра, моральный выбор, Педагогическая ситуация.


Похожие статьи

Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания

В статье рассматриваются вопросы организации необходимой адаптации детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации. В связи с этим особое внимание обращено на одну из вариативных форм дошкольного образования — группу кратковременного преб...

Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи

В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

Обоснование актуальности комплексного подхода в подготовке ребенка младшего дошкольного возраста к посещению ДОУ

В статье рассматривается проблема отсутствия у родителей устойчивого положительного отношения к деятельности по подготовке ребенка раннего возраста к посещению младшей группы дошкольного образовательного учреждения и актуальность решения этой проблем...

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенств...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей

В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования

В статье рассматриваются особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования. Представлены результаты коррекционной работы, основанной на целенаправленном повышении уровня познавательной активн...

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...

Похожие статьи

Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания

В статье рассматриваются вопросы организации необходимой адаптации детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации. В связи с этим особое внимание обращено на одну из вариативных форм дошкольного образования — группу кратковременного преб...

Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи

В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

Обоснование актуальности комплексного подхода в подготовке ребенка младшего дошкольного возраста к посещению ДОУ

В статье рассматривается проблема отсутствия у родителей устойчивого положительного отношения к деятельности по подготовке ребенка раннего возраста к посещению младшей группы дошкольного образовательного учреждения и актуальность решения этой проблем...

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенств...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей

В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования

В статье рассматриваются особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования. Представлены результаты коррекционной работы, основанной на целенаправленном повышении уровня познавательной активн...

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...

Задать вопрос