Социализация личноcти ребенка-дошкольника на основании взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
Авторы: Муляр Надежда Владимировна, Черниговских Евгения Васильевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (14) октябрь 2017 г.
Дата публикации: 18.09.2017
Статья просмотрена: 250 раз
Библиографическое описание:
Муляр, Н. В. Социализация личноcти ребенка-дошкольника на основании взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения / Н. В. Муляр, Е. В. Черниговских. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 4 (14). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/67/2708/ (дата обращения: 22.12.2024).
Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов — чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на современном этапе. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование. В последнее время проблема социального развития ребенка очевидна. Проблемы личностного развития волнуют не только педагогов, но и родителей, которые обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, добрым и успешным.
Сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку адаптироваться в мире людей, усвоить нормы нравственного поведения; научить, не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; достойно выходить из конфликтных ситуаций; обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности.
Так как же организовать современный образовательный процесс, чтобы создать оптимальные условия для успешности дошкольников в различных видах деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми, в познании жизни во всех ее проявлениях? Таким педагогическим инструментом может стать программа «Мир открытий» под редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой, которая ориентирована на формирование интегративных качеств личности дошкольника и развитие универсальных способностей, дающих человеку ключ к успешной самореализации в быстро изменяющемся мире.
Данная программа ставит следующие цели для социального воспитания детей дошкольного возраста. Это формирование:
‒ базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного — к людям, бережного — к достояниям культуры как результатам человеческого труда, уважительного — к истории семьи, детского сада, страны, толерантного — ко всему иному в человеке — возрасту, полу, национальности, физическим возможностям и т. д.);
‒ готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
‒ уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству;
‒ представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
‒ основ безопасности в быту, социуме, природе.
Программа составлена в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, что является основой формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Большое значение в Программе уделяется взаимодействию дошкольного учреждения и семьи. При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье.
Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может заменить роль института семьи в формировании личности, какими бы квалифицированными кадрами первый не располагал. Именно в семье происходит первичная социализация, формируется первичное мировоззрение ребенка. Очень важно, чтобы родители это понимали и принимали непосредственное в образовательном процессе, а при необходимости не боялись обращаться за квалифицированной помощью в освоении способов построения детско-родительских отношений.
Основной целью взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьей является создание единого пространства или алгоритма (триады) «родители — дети — педагоги».
Для достижения данной цели перед сотрудниками ДОУ ставятся следующие задачи:
‒ создание условия для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;
‒ установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями;
‒ оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;
‒ непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей воспитанников.
Родительская активность, как и любое качество личности, имеет индивидуальный срок развития. Чем быстрее педагог заинтересует родителей, тем быстрее он приобретет помощников и единомышленников.
В зависимости от поставленной задачи педагогами используются следующие формы работы с родителями: информационная, просветительская, организационная, организационно — деятельная, участие родителей в педагогическом процессе.
Наиболее эффективными формами вовлечения родителей в образовательный процесс, процесс социализации и формировании личности ребенка является:
‒ Использование видеозаписей наблюдений деятельности ребенка. (Информационная форма)
В течение года ведется видеозапись образовательной деятельности по программе «Игралочка» Петерсон Л. Г., Кочемасовой Е. Е. Это позволит отследить достижения ребенка, рост его познавательной активности и самооценки, формирование смелости в высказывании своего мнения, рассуждениях. Можно предложить родителям видеосалон. Например, в середине года на родительском собрании показать видеозапись целого занятия.
‒ Информационные стенгазеты. (Информационная форма)
Где с помощью фотосъемки представлены интересные моменты жизнедеятельности ребенка в детском саду. Здесь так же используются рубрики «Дети говорят», «Мы рассуждаем...», «Интервью», «Что мы думаем о…», в которых раскрывается рассуждения детей о жизненных ситуациях, высказываются личностные отношения к тому или иному явлению, предмету, поступку и т. д.
‒ Совместная работа с детьми в индивидуальных тетрадях «Игралочка». (Организационно-деятельная форма)
Работая по программе «ИГРАЛОЧКА» необходимы тетради, которые помогают научиться вместе с детьми преодолевать трудности учения, чтобы не остаться в дальнейшем сторонним наблюдателем его продвижения по ступенькам знаний, а включиться в этот процесс, стать его заинтересованным участником. Важно, чтобы воспитатель объяснил родителям значимость для них и их детей этой совместной работы и то, как следует ее организовать. С этой целью в течение года проводятся индивидуальные консультации, родители посещают непосредственно образовательную деятельность. Для осуществления обратной связи в раздевалке группы помещаются коллажи образовательного процесса, папки-передвижки с советами.
‒ Интерактивные досуговые мероприятия. (Организационно-деятельная)
Всевозможные акции, праздники, мероприятия как на уровне ДОУ, так и муниципальном, участниками, которых являются дети, родители, педагоги. Где взрослые служат примером для подрастающего поколения активной жизненной позиции. Например, акции «Посади дерево», «Великая Победа», праздники «Яблочный спас», «День защиты детей», «Супер — папа».
‒ Детско-родительские проекты. (Организационно-деятельная форма)
Которые проводятся в течение года в рамках различной образовательной деятельности. Например, исследовательско-экспериментальной «Хочу всё знать». Дети не только открывают что-то новое совместно с педагогом в ДОУ, но закрепляют свои знания благодаря экспериментированию вместе с родителями вне детского сада. Например, при изучении свойств воды в детском саду дети во время прогулки замораживают воду (зимой) в формочке, а вечером с родителями узнают, что вода может кипеть и исчезать, превращаясь в пар. На следующий день происходит обмен мнениями и знаниями, и закрепление свойств воды.
‒ День открытых дверей. (Участие родителей в педагогическом процессе)
Является одной из интерактивных форм работы с родителями. На открытых занятиях и мероприятиях они могут познакомиться с задачами, правилами и традициями ДОУ.
‒ Практика круглых столов. (Просветительская форма)
Способствует формированию взаимодоверия, потребности тесного взаимодействия родителей и педагогов в жизнедеятельности дошкольного учреждения. Темы могут самые разные, например «Особенности социального развития», «Мой ребенок. Кто он?», «Какие общие «открытия» могут делать взрослые вместе со своими детьми».
Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.
Литература:
- Доронова, Т. Н. Соловьева, Е. В. Жичкина, А. Е. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений /Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина — М., 2001.- 125с
- Козлова, А. В. Дешеулина, Р. П. Работа с семьей. Методические рекомендации/А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина- М., 2009.-143с.
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л. Г. Петерсон / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. — 383 с. 2 изд-е, перераб. и доп.
- Рылеева Е. В., Барсукова Л. С. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ: Пособие для руководителей и методисᴛᴏʙ/Е. В. Рылеева, Л. С. Барсукова- М.: Айрис-пресс, 2004.-228с