Организация социального партнерства дошкольной организации с учреждениями социума на основе Проекта «Детский мюзикл» при реализации федерального государственного образовательного стандарта
Авторы: Зимукова Татьяна Ивановна, Бледнова Елена Юрьевна, Буянова Алла Юрьевна, Купцова Антонина Васильевна, Пименова Зинаида Николаевна, Шапирова Лилия Рафаиловна
Рубрика: Медицинские и педагогические инновации
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.
Дата публикации: 14.11.2016
Статья просмотрена: 1084 раза
Библиографическое описание:
Организация социального партнерства дошкольной организации с учреждениями социума на основе Проекта «Детский мюзикл» при реализации федерального государственного образовательного стандарта / Т. И. Зимукова, Е. Ю. Бледнова, А. Ю. Буянова [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 74-79. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1629/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время Россия находится в состоянии глобальных перемен. Происходит модернизация системы образования, в том числе и дошкольного.
Дошкольное образование является первым уровнем общего образования (Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273 — ФЗ ст.10 п.4). Утвержден (Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013г. № 1155) и вводится в действие ФГОС дошкольного образования. Реализуются новые финансово-экономические модели (муниципальное задание, подушевое финансирование и пр.).
Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе является осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образовательных услуг, рост профессиональной компетентности педагога. Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг.
ФГОС ДО диктует новые требования к содержанию, условиям и результатам реализации дошкольного образования. Одной из образовательных областей (направлений развития личности) является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. [3]
Основные условия социально-коммуникативного развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО направлены на:
– поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
– учет этнокультурной ситуации развития детей.
Решение задач по данному направлению предполагает:
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. [1]
Представляем организацию социального партнерства ДОУ с учреждениями социума «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей».
Миссия: Обеспечение условий для полноценного и эффективного социокультурного развития детей, вовлечение в образовательную деятельность родителей, успешное сотрудничество с социумом.
Цель: создание качественно новой модели образовательной деятельности ДОУ, ориентированной на социокультурное образование детей.
Задачи:
- Апробировать и внедрить программно-методическое обеспечение образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
- Разработать и апробировать авторские проекты и пособия по социокультурному образованию детей дошкольного возраста.
- Актуализировать содержание предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО по направлению социокультурного развития детей.
- Повысить кадровый потенциал ДОУ в соответствии с требования ФГОС ДО.
- Создать единое информационное пространство семьи и ДОУ и реализовать ОП ДО.
- Достичь результатов освоения ОП ДО в виде целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО, в том числе по направлению социокультурного образования детей. [1]
Задачи развития субъектов образовательного процесса:
– Ребенок— Развивать интересы и потребности, физическое психическое и социальное здоровье — как основа жизни и прогрессивного развития человека.
– Педагог — Создать условия для творческой, инновационной работы, содействовать в формировании авторского опыта и повышении квалификации.
– Семья— важнейший фактор воспитания и развития дошкольника; деятельность ДОУ должна быть направлена на потребности семьи в воспитании, образовании и развитии ребенка, соблюдение партнерских отношений при взаимодействии с семьей.
Ожидаемый результат:
В функционировании ДОУ:
– создана действующая модель образовательной деятельности ДОУ, ориентированная на социокультурное развитие детей;
– создана обновленная развивающая предметно-пространственная среда, включающая в себя компоненты социокультурной направленности;
– обеспечена конкурентоспособность и востребованность МДОУ на рынке дошкольных образовательных услуг.
В работе педагогических кадров:
– создано программно-методическое обеспечение социокультурного образования детей, в том числе авторскими проектами и пособиями;
– сформирован достаточный уровень профессиональной компетенции педагогов МДОУ по вопросам социокультурного развития и воспитания детей;
– обеспечение дальнейшего развития условий для успешного освоения педагогических технологий;
– высокий уровень творческого инновационного потенциала педагогических кадров МДОУ.
В работе ссемьями воспитанников:
– создано единое информационное пространство ДОУ, семьи и социума с целью социокультурного воспитания личности дошкольника;
– активное взаимодействие МДОУ и семей воспитанников с целью социокультурного воспитания личности дошкольника;
– созданная система дополнительного образования доступна и качественна;
В работе сдетьми:
– сформированность социокультурных качеств у дошкольников в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
Концепция решения проблемы:
Цель: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Задачи:
- Приобщать детей к родной истории и культуре;
- Формировать содержания общего социально-гуманитарного образования через обеспечение разнообразия мировоззренческих подходов, обеспечения благоприятных условий для формирования духовно-нравственной личности, воспитания российской гражданственности и патриотизма, исторического сознания. [3]
Остановимся на этапах реализации Проекта социокультурного развития дошкольников
1 этап — мобилизационный. Цель: Обеспечение готовности всех участников педагогического процесса к реализации Проекта. |
|||||
Задачи |
Направление деятельности |
Исполнитель |
|||
Создание механизма разработки Проекта |
Разработка Проекта |
Творческая группа педагогов |
|||
Информировании о реализации Проекта |
Подготовка материалов о деятельности ДОУ на конкурсы: областные, районные, городские и др. |
Творческая группа педагогов |
|||
Выпуск методической продукции по материалам Проекта. |
Творческая группа педагогов |
||||
Размещение информации на сайте ДОУ |
Творческая группа педагогов |
||||
Кадровое обеспечение |
Разработка плана повышения квалификации всех педагогов ДОУ |
Заведующий |
|||
2 этап — инновационно-поисковый. Цель: Разработка проектов социокультурного образования воспитанников. |
|||||
Задачи |
Направление деятельности |
Исполнители |
|||
Программное обеспечение , методики, технологии |
Разработка и реализация основной образовательной программы МДОУ «Детский сад «Рябинка» р.п.Новая Майна» разработанной на основе ФГОС ДО. Обновление дополнительных образовательных программ. Внедрение ИКТ, проектной деятельности в образовательный процесс ДОУ. |
Творческая группа |
|||
Организационно-педагогическая и методическая работа |
Педагогический совет «ФГОС ДО — ориентир развития системы дошкольного образования в РФ» |
Ст.воспитатель |
|||
Формирование банка данных нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровня, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО. |
Заведующий |
||||
Организация работы постоянно действующего внутреннего практического семинара «Изучаем и работаем по ФГОС ДО». |
Заведующий, ст.воспитатель |
||||
Организация работы постоянно действующего внутреннего практического семинара «Изучаем и работаем по ФГОС ДО». |
Ст.воспитатель, Педагоги |
||||
Организация работы постоянно действующего внутреннего практического семинара «Изучаем и работаем по ФГОС ДО». |
Ст.воспитатель |
||||
Педагогический час, семинары-практикумы по актуальным проблемам перехода на ФГОС ДО. |
Ст.воспитатель |
||||
Введение инноваций в организацию образовательного процесса: – обновление форм воспитания и обучения детей используя различные варианты деятельности – обновление методов воспитания, направленных на личностно-ориентированную модель взаимодействия «ребенок-педагог»; – обновление РППС, в соответствии с требованиям ФГОС ДО. |
Заведующий, ст.воспитатель, Педагоги |
||||
Разработка и апробация рабочих программ |
Творческая группа |
||||
Разработка и апробация индивидуальных программ развития детей. |
Творческая группа |
||||
Кадровое обеспечение |
Разработка диагностики профессионального мастерства и определение личных потребностей педагогов в обучении. Проведение самоанализа |
Заведующий Ст. воспитатель |
|||
Диагностика образовательных потребностей профессиональных затруднений педагогических работников ДОУ по реализации ФГОС ДО. |
Заведующий, ст.воспитатель |
||||
Составление индивидуальных перспективных планов повышения квалификации педагогов. |
Ст.воспитатель |
||||
Курсы повышения квалификации педагогов ДОУ по программе «Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). |
Заведующий |
||||
Организация наставничества для профессионального становления молодых специалистов |
Заведующий |
||||
Выявление творческого потенциала педагогов |
Консультации: «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах» «Участие родителей в проектной деятельности» |
Педагоги |
|||
Семинар-практикум: «Метод проектов в дошкольном образовании» |
Педагоги |
||||
Педагогический совет «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ» |
Ст.воспитатель |
||||
Разработка проектов |
1. «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию и постановку мюзикла» |
Муз. |
|||
2. «Детский мюзикл – как форма сотрудничества с семьей в ДОУ» |
Воспитатели, Муз.руководитель |
||||
3. «Одаренный ребенок» |
Педагог-психолог |
||||
4. «Театр детям» |
Учитель-логопед, Муз.руководитель |
||||
5. «Наши любимые сказки» (книга, как форма общения) |
Воспитатели |
||||
3 этап — преобразующий. Цель: Реализация и апробация авторских проектов и методических материалов |
|||||
Задачи |
Направление деятельности |
Исполнители |
|||
Обобщение и распространение опыта по развитию творческих способностей дошкольников средствами детского мюзикла. |
Апробация и подготовка авторского Проекта «Детский мюзикл». |
Творческая |
|||
Разработка методических рекомендаций для педагогов |
Творческая группа |
||||
Реализация и апробация проектов: 1. «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию и постановку мюзикла» 2. ««Детский мюзикл» — как форма сотрудничества с семьей в ДОУ» 3. «Одаренный ребенок» 4. «Театр детям» |
Муз.руководитель Воспитатели, Муз.руководитель Педагог-психолог Учитель-логопед, Муз.руководитель |
||||
4 этап — рефлексивно-обобщающий. Цель: Анализ и оценка результатов реализации Проекта. |
|||||
Задачи |
Направление деятельности |
Исполнители |
|||
Обработка информационно-аналитических материалов. Определение динамики развития |
Провести мониторинг образовательного процесса в группах. Организовать проведение итогового семинара: анализ, выводы, рекомендации. Оформить результаты работы по реализации Проекта в виде методических рекомендаций или пособий для музыкальных руководителей и педагогов. |
Ст.воспитатель Заведующий. Творческая группа |
|||
Анализ влияния инновационных технологий на развитие ДОО.Выявить положительные и отрицательные тенденции в реализации Проекта |
Организовать круглый стол «Социокультурное развитие детей дошкольного возраста». Провести проблемно- аналитический семинар. Обеспечить индивидуальное консультирование воспитателей по проблемным вопросам. Организовать работу методической мастерской по созданию тематических проектов. |
Заведующий, ст.воспитатель., творческая группа |
|||
Трансляция педагогического опыта |
Организовать проведение открытых мероприятий для родителей по данному вопросу. Провести мастер-класс для педагогов и музыкальных руководителей района «Элементарный музыкальный театр или детский мюзикл». Обобщить опыт работы. Разместить материал на сайте ДОУ. Создание сайтов педагогов для обмена опытом по данной теме. |
Заведующий, Ст.воспитатель, Муз. руководитель, Творческая группа |
|||
Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано:
– в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;
– в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;
– в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
– в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
– в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.
Опыт работы ДОУ с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.
Организация социокультурной связи между ДОУ и учреждениями позволяет:
– использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей;
– решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования. [2]
Литература:
- Иванова, Н. В. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие / Н. В. Иванова, Е. Ю. Бардинова, А. М. Калинина.// Управление ДОУ приложение. -М.: ТЦ Сфера, 2008.-128с.
- Ривина, Е. К. Социум микрорайона- ступенька в большой мир / Е. К. Ривина, В. К. Толстых, Е. Ю. Башлай // Управление ДОУ.-2004.-№ 5.-с.72–80.
- Сушкова, И. В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. / И. В. Сушкова // Программы ДОУ; Управление ДОУ приложение. –М.: ТЦ Сфера, 2008.-128с.