Система работы руководящего и педагогического коллектива по реализации поликультурного компонента в рамках опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Токарева, Н. Г. Система работы руководящего и педагогического коллектива по реализации поликультурного компонента в рамках опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении / Н. Г. Токарева, Л. В. Руфова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9362/ (дата обращения: 23.11.2024).



 

Россия относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном образовании как инструменте и принципе образовательной политики.

Культура — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Поликультурное образование (гр. — многокультурное) — это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию. В конце ХХ века в мире пошел процесс сближения стран и народов, произошла мощнейшая миграция населения (в мире 2000 народов и более 200 стран), превращая планету в «глобальную деревню». Это потребовало сменить ценностные ориентации и переориентироваться с монокультурного образования на многокультурное, т. е. поликультурное при сохранении в качестве стержня свою собственную культуру. Поликультурность также является качеством личности. В этих условиях особенно востребованной стала народная педагогика.

Согласно Концепции дошкольного воспитания (одобренной решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989г № 7/1) в детстве положительное отношение к народам мира, интернациональные чувства закладываются через выделение в национальном общечеловеческом начале: основной путь воспитания здесь — это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей национальной культуре — танцам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам. При этом нельзя ставить акцент на национальных особенностях в ущерб идеи общности всех людей на планете. Детям полезно дать элементы этнографических и этнопсихологических представлений (используя слайды, кинофильмы о разнообразии человеческих рас и национальностей). Следует формировать у них представление о многообразии человеческих языков одновременно с положительным отношением к ним.

Во ФГОС ДО из основных принципов дошкольного образования (п 1.4. п.п. 6, 9) можно выделить следующие:

          приобщение детей к социокультурным нормам, традициями семьи, общества и государства;

          учет этнокультурной ситуации развития детей.

Задачи стандарта (п. 1.6. п.п. 3, 5, 6):

          обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе и с ОВЗ);

          объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

          формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Россия относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном образовании как инструменте и принципе образовательной политики.

Поликультурное развитие в рамках дошкольного образования может быть определено как приобщение воспитанников к малоэтнической, общенациональной (российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения, как развитие планетарного сознания и формирование готовности и умения жить в многокультурной среде.

Дошкольный возраст — очень ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды в детском саду накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. Поэтому, если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которое у взрослого человека скорректировать очень сложно, а иногда невозможно. Исходя из выше сказанного, мы считаем, что знакомство дошкольников с традициями и обычаями разных народов будет способствовать их духовному обогащению, формированию готовности и умения жить в многокультурной среде.

Следуя данной Концепции, ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО в нашем дошкольном учреждении, несмотря на то, что в каждой группе (согласно перспективному календарно-тематическому планированию) проводится работа с воспитанниками по поликультурному образованию, с 01.09.2014г организована опытно-экспериментальная работа в группе дошкольного возраста по теме «Поликультурное образование дошкольников средствами народного творчества», главной задачей которой является не только ознакомление с культурой, бытом разных национальностей, но в первую очередь ознакомление воспитанников с русской народной культурой, т. к. все воспитанники данной группы имеют национальность РФ.

Работу по данной теме мы разделили на 3 этапа:

          первый этап (2014–2015 уч.г.) — аналитико-прогностический;

          второй этап (2015–2016 уч.г.) — организационно-практический;

          третий этап (2016–2017 уч.г.) — практико-обобщающий.

Свою работу мы начали с изучения научно-методической литературы, проведения педагогической диагностики воспитанников, анкетирования родителей.

По изучению и анализу научно-методической литературы, исходя из результатов первичной педагогической диагностики и результатов первичного анкетирования родителей, нами был составлен перспективный тематический план работы на учебный год.

Поликультурное образование дошкольников мы начали с изучения своей малой Родины и выделили следующие блоки:

  1. «Моя семья»;
  2. «Моя малая Родина — Арзамас»;
  3. «Народные умельцы Нижегородской области».

В результате проведенной работы по поликультурному образованию дошкольников (в рамках изучения русского народного творчества) мы сделали вывод, что задачи, поставленные перед экспериментальной группой на первом аналитико-прогностическом этапе, были решены:

  1.      Педагоги оформили и пополнили развивающую предметно-пространственную среду группы элементами русского быта, русского народного творчества.
  2.      У воспитанников достаточно сформированы (89 %) представления о традициях русского народа, его быте, культуре, различных видах народного декоративного творчества Нижегородского края за счет обогащения предметно-пространственной среды группы, проведении экскурсий, совместных мероприятий, участия в конкурсах на различном уровне.
  3.      Повысилась педагогическая компетентность родителей по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей за счет вовлечения в совместную деятельность.
  4.      Повысилась педагогическая компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей за счет изучения научно-методической литературы и обобщения педагогического опыта на муниципальном и региональном уровне.

В 2015–2016 учебном году экспериментальная группа дошкольного учреждения продолжит свою работу по данной теме эксперимента в ходе реализации второго (организационно-практического) этапа опытно-экспериментальной работы инновационной площадки, углубленно изучая тему «Ознакомление дошкольников с культурными традициями народов Нижегородского края».

 

Литература:

 

  1.      Концепции дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989г № 7/1);
  2.      Закон Российской Федерации от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  3.      Приказ министерства образования и науки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  4.      Письмо министерства образования и науки России от 28.02.2014г. № 08–249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
  5.      Бойчук И. А., Попушина Т. Н. «Ознакомление детей младшего и среднего возраста с русским народным творчеством». Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Спб, 2009г.
  6.      Бударина Т. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Спб, 2001г.
  7.      Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С. и др. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Спб, 2000г.
  8.      Данилина Г. Н. «Дошкольнику — об истории и культуре России». Изд. «Аркти», М., 2013г.
  9.      Комарова Т. С. «Народное искусство в воспитании детей». Изд. «Российское педагогическое агенство», М., 1997г.
  10. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ». Изд. «Творческий центр «Сфера», М, 2004г.
  11. Николаева С. Р. «Народный календарь — основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: план-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов ДОУ». Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Спб, 2009г.
  12. Савченко В. И. «Авторизированная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников». Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Спб, 2013г.
Основные термины (генерируются автоматически): поликультурное образование, научно-методическая литература, поликультурное образование дошкольников, дошкольное образование, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, духовное обогащение, Нижегородский край, образовательная политика, опытно-экспериментальная работа.

Похожие статьи

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Педагогическая модель формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля в образовательном процессе ссуза

Формы организации учебно-воспитательного процесса и позитивные результаты внеаудиторной работы студентов

Организация многоуровневой работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте поддержки семьи в воспитании дошкольника

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Похожие статьи

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Педагогическая модель формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля в образовательном процессе ссуза

Формы организации учебно-воспитательного процесса и позитивные результаты внеаудиторной работы студентов

Организация многоуровневой работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте поддержки семьи в воспитании дошкольника

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО