Опыт работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста межнациональной толерантности и культуры межнационального общения
Автор: Панфилова Людмила Александровна
Рубрика: Общие вопросы дошкольной педагогики
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (26) ноябрь 2019 г.
Дата публикации: 05.11.2019
Статья просмотрена: 930 раз
Библиографическое описание:
Панфилова, Л. А. Опыт работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста межнациональной толерантности и культуры межнационального общения / Л. А. Панфилова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/141/4560/ (дата обращения: 17.12.2024).
В настоящее время в образовательном пространстве ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО проблема мультикультурного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из важных.
Отличительная особенность сегодняшнего мира — миграция. Люди переезжают из региона в регион, из одной страны в другую. Все чаще люди, говорящие на разных языках, носители разных культур живут рядом друг с другом. Их отношения во многом зависят от системы ценностей и воспитания, которые они получили в детстве. Это диктует необходимость использования в работе с дошкольниками принципов этнопедагогики, направленных на обеспечение комфортного пребывания каждого ребенка в поликультурном социуме и полноценного развития дошкольников независимо от их национальной принадлежности, на формирование у детей доброжелательного отношения и проявления интереса к другой культуре.
Проблема мультикультурного воспитания достаточно актуальна и для нашего детского сада, так как его посещали и посещают дети не только русской национальности, но и армяне, узбеки, испанцы, татары.
После проведениядиагностического обследования воспитанников с целью выявления особенностей освоения детьми содержания элементов национальной культуры (методика Рябцевой И. Б.), с целью выявления уровня межнационального общения (методики Э. К. Сусловой), встал вопрос о необходимости познакомить детей с особенностями, обычаями и традициями разных национальностей, что поможет воспитанию этики межнационального общения, как одного из необходимых моральных качеств личности.
Определив всех участников воспитательно-образовательного процесса — это воспитанники, родители, воспитатели и специалисты ДОУ и социальные партнеры, я перешла к реализации средств воспитания этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста.
Чтобы сделать воспитательно-образовательный процесс более интересным, я организовывала путешествия на ковре-самолете. Пролетая над разными странами мира, мы с детьми знакомились со столицами и символикой этих стран, народами, которые там живут, традициями и фольклором этих стран.
16 ноября — всемирный день толерантности. В этот день мы провели физкультурное развлечение, познакомив детей с национальными играми.
По возможности я привлекала родителей воспитанников — носителей другой культуры. Они рассказывали детям о своей культуре, национальных костюмах, праздниках. Выступления родителей в роли организаторов занятия или игры вызывало в детях чувство гордости, а у родителей поменялось отношение к участию в жизни детского сада.
Влияние художественной литературы на нравственное, толерантное воспитание дошкольников велико. Помимо книжных фондов групп, наш социальный партнер библиотека имени Гастелло предоставляет нам большой выбор литературы зарубежных писателей. Также некоторые родители подарили нам книги, включающие в себя сказки народов мира.
В сказках, особенно исторических, прослеживаются межнациональные связи народов. В них есть одобрительные высказывания о соседних народах, о том, что в чужих странах герои находят себе помощников и доброжелателей. При подборе художественных произведений я ориентировалась на то, что герои произведений любят своих самых близких и родную природу, умеют дорожить дружбой. А о маленьких неудачах сверстников разных национальностей, рассказывается с улыбкой, по-доброму; отрицательные же проявления высмеиваются.
Воспитание этики межнационального общения, симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит и в процессе подвижных игр. Игры проводятся как в группе, так и на прогулке.
Совместно с родителями мы создали картотеки русских народных подвижных игр, а также испанских, азербайджанских, татарских, северо-осетинских. Особенно детям понравились немецкая игра «3–13–30», украинская «Лисички и курочки» и татарская игра «Где платочек?».
С целью обогащения жизненного опыта мы также посещали библиотеку имени Гастелло, где нам была предложена презентация об истории создания русской матрешки. Была проведена викторина «Кто она золотая хохлома?». После этого дети предложили изготовить в подарок работникам библиотеки матрешек и отнести их в библиотеку вместе с родителями.
При организации взаимодействия с родителями использовались такие формы работы как:
– индивидуальные консультации
– оформление папок-передвижек и информационных стендов
– проведение мастер-классов по созданию народных игрушек
– на родительских собраниях затрагивались вопросы духовно-нравственного воспитания дошкольников.
– педагогом-психологом была проведена консультация с элементами тренинга «Учимся быть толерантными».
– привлечение родителей к участию в образовательной деятельности. Как было сказано выше, родители-носители других культур охотно знакомили детей с национальными играми, костюмами и обычаями своей культуры. Активно участвовали в проектной деятельности. Так после создания генеалогического древа, родители предложили создать лучшую книгу о семье, рассказывающую об ее истории и традициях, а впоследствии представить ее в своей группе.
Говоря о пополнении развивающей предметно-пространственной среды, необходимо отметить заслугу родителей в создании мини музеев народного быта в группе. Они с энтузиазмом разбирали чердаки своих деревенских домов, чтобы найти и подарить нам предметы русского народного быта. Приносили чугунки, самовары, утюги, коврики ручной работы. Также помогли в создании макетов русской избы и панно «Деревенский быт».
Испытывая трудности с размещением еще одного мини-музея — народной игрушки, и учитывая опыт коллег из Нижегородской области, мы с детьми и родителями разместили его в старом чемодане. Это мобильно, доступно и интересно. Все игрушки выполнены своими руками.
В настоящее время мы с ребятами собираем коллекцию кукол разных национальностей. Некоторых родители привезли нам экспонаты из зарубежных поездок. Другие решили изготовить кукол самостоятельно.
Уголки познавательного и художественно-эстетического развития значительно пополнились пособиями, знакомящими воспитанников с многообразием народов мира и их бытом, музыкальными произведениями разных стран и образцами народной росписи.
Были созданы картотеки народных пословиц и поговорок, в которых четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу людей других национальностей. Причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности и такту. А также картотеки подвижных игр (татарских, русских, азербайджанских и других).
Показателем того, что наша совместная работа не прошла даром и была результативной, является то, что дети переносят полученные знания в самостоятельную деятельность. Они охотно играют в уголке народного быта в группе. С интересом рассматривают иллюстрации национальных сказок, играют в лото и одевают кукол в национальные костюмы. Слушают музыкальные произведения разных стран и продолжают задавать вопросы относительно других культур.
Желание детей участвовать в календарно-обрядовых праздниках, утренниках, конкурсах, облачаясь в национальные костюмы разных народов и используя народный фольклор, также подтверждает, что в результате нашей работы дети приобрели первоначальные навыки социального общения и усвоили основы этики межнационального общения.
Литература:
- Н. Н. Волохова, Т. В. Тимофеева, В. Ф. Князева Приобщение старших дошкольников к традициям родного края, «Учитель», 2014 г.
- Э. К. Суслова Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, «Дошкольное воспитание», № 1, 1999г.
- Т. В. Макарова, Г. Ф. Ларионова Толерантность и правовая культура дошкольников, Методические рекомендации, М: Сфера, 2008г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Москва, 2014 г.