Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста / Н. А. Белолипецкая, Н. А. Божескова, О. В. Галкина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46660/ (дата обращения: 24.12.2024).



Человек, конечно, хозяин природы,

но не всмысле ее эксплуататора,

а как ее понимающий и несущий

нравственную ответственность за

сохранение и совершенствование

в ней (а, следовательно, и в себе)

всего живого и прекрасного

А. С. Арсеньев

2017 год в России был объявлен годом Экологии.

Экологическое образование и воспитание детей актуально в настоящее время, ведь только экологическая культура общества может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Важность поднимаемой проблемы заключается в том, что природу нельзя воспринимать как кладовую, из которой можно только черпать в неограниченном количестве необходимое. Бездумное потребительство оборачивается деградацией и природы, и человеческой личности.

С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе. Пример собственного поведения родителей – мощный способ воздействия на ребенка. Воспитывать бережное отношение к природе необходимо с раннего детства. И детский сад должен стать транслятором природоохранной деятельности для детей и их родителей. Привлекая родителей к совместной работе, детский сад тем самым повышает компетентность родителей в вопросах экологического воспитания, а также напоминает о существовании неоспоримого факта, что поведение взрослых членов семьи – это пример для ребенка.

Поэтому мы стремимся вовлечь родителей в процесс формирования экологического мировоззрения, используя нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы доверия и взаимопомощи. Очень важен принцип взаимодействия и взаимопонимания между детским садом и семьей.

Мы активно сотрудничаем с семьями, используя нетрадиционные формы работы.

В начале года педагоги вместе с детьми провели родительское собрание, на котором демонстрировались фрагменты детских рассуждений об экологических проблемах страны, мира и нашего города. И предложили родителям поддержать нас и оказать посильную помощь в реализации наших идей.

Родители с энтузиазмом откликнулись и наш детский сад стал площадкой для создания проектов и акций по формированию гуманного, бережного отношения к природе. Вместе с детьми взрослые демонстрировали свое мастерство в создании поделок из природных материалов, рисунков – иллюстраций к экологическим сказкам, макетов природно-климатических зон, агитплакатов.

В результате совместного творчества у нас появился экологический мини-музей.

Кроме того, родители стали соавторами сборника экологических сказок «Дашенькины сказки», пополнили детскую библиотеку книгами о природе и энциклопедиями. Были выпущены газеты «Интересное рядом», которые содержали интересные факты о жизни растений и животных, явлениях природы, описание опытов с объектами живой и неживой природы.

Педагоги провели мастер-классы по изготовлению кормушек «мороженого для птиц», экологических елочных игрушек с участием родителей.

Не остались в стороне и бабушки, они рассказали детям о том, как можно сократить количество бытовых отходов, продемонстрировали детям тканевые сумки, плетеные «авоськи», с которыми раньше ходили в магазин за покупками.

Особым успехом у детей и родителей пользуются наши акции – агитации. Вместе с родителями мы изготавливаем плакаты и буклеты в которых призываем население к решению важных экологических проблем.

Мы провели такие акции, как «Уютный дом каждому!», «Посади дерево!», «Чистый город», «Покормите птиц зимой!», «Поможем братьям нашим меньшим!», «Бумажный бум!» в результате которых, на территории детского сада появились скворечники, высажены молодые деревья, открылась птичья столовая, был организован сбор корма для животных станции юннатов, на средства, полученные за сдачу макулатуры, приобретен посадочный материал для клумб.

Подобные акции помогают детям почувствовать себя непосредственными участниками экологических инициатив и обогатить образовательную деятельность интересными практикоориетированными формами.

С большим удовольствием мы приняли участие в городских экологических мероприятиях, посвященных таким проблемам как: вырубка хвойных лесов, переработка и утилизация бытовых отходов, ресурсосбережение, загрязнение окружающей среды, помощь животным.

Участие в данных мероприятиях принесло свои плоды. Коллектив детского сада вошел в число победителей городского экологического проекта «Вернисаж новогодней елки», городского экологического творчества «Эко-Инфо» в номинации «Экологическая грамота», воспитанница детского сада стала лауреатом городского фестиваля «Экологическая ассамблея» в номинации «Школа ресурсосбережения», два совместных проекта педагогов, родителей и воспитанников заняли первое место в разных номинациях в открытом городском конкурсе эколого-социальных проектов «Мы в ответе за жизнь на планете». Кроме того, при активном участии детей, родителей и педагогов созданы видеоролики «Отходы в доходы», «С чего начинается Родина?» в которых поднимались вопросы созидательного отношения к окружающему миру.

Сотрудничество с семьями воспитанников помогает не только обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносит в этот процесс необходимую ребенку особую эмоциональную окраску.

Литература:

  1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию», издательство «Детство-Пресс» 2-е изд., 2006. – 490 с.
  2. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.
  3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2002. — 144 с.
  4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./Авт. -сост.: Л. С. Киселева и др. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
  5. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. —432 с.
  6. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.: Методическое пособие: Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста.Детство-Пресс, 2016. – 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, родитель, бережное отношение, нетрадиционная форма работы, природа, семья воспитанников.


Похожие статьи

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольника

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника

Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей раннего дошкольного возраста

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Похожие статьи

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольника

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника

Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей раннего дошкольного возраста

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Задать вопрос