Формирование у детей основ экологической культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (173) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 29.09.2017

Статья просмотрена: 1531 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, Т. В. Формирование у детей основ экологической культуры / Т. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 102-103. — URL: https://moluch.ru/archive/173/45782/ (дата обращения: 22.12.2024).



Сегодня возникла актуальная проблема по экологическому воспитанию. Почему этому уделяется большое внимание? Безграмотная деятельность человека ведет к нарушению экологии, в результате чего исчезают некоторые виды растений и животных, что ведет к нарушению экологического равновесия.

Экологическое воспитание — это воспитание духовности, интеллекта, нравственности, и его нужно начинать с самых маленьких.

Природа производит огромное влияние на ребенка, она одаряет его звуками, запахами, заставляет радоваться, удивляться и восхищаться увиденным, красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

«Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Именно поэтому уделяется большое внимание воспитанию экологических знаний в дошкольном возрасте, и оно наиболее продуктивно.

Научить ребенка видеть окружающую красоту природы, дать ему элементарные представления о живой и неживой природе, о роли человека, как самого разумного существа, от которого зависит будущее нашей планеты.

Вот задачи, которые стоят перед педагогом:

1. Нравственное воспитание.

‒ Воспитание гуманного, эмоционально положительного, заботливого отношения к окружающей среде на основе знакомства с объектами ближайшего окружения.

‒ Воспитывать способность видеть красоту окружающего мира; развитие чувства симпатии к объектам природы.

2. Интеллектуальное развитие.

‒ Формирование у детей понятий о живой и не живой природе.

‒ Формирование элементарных представлений о взаимосвязях в природе; умение предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

‒ Способствовать пониманию у детей значимости живых существ в природе; воспитывать желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами).

3. Развитие эстетических чувств.

‒ умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её.

4. Формировать основы экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками с миром, через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом.

Принципы реализации задачи:

‒ постепенное наращивание объема материала;

‒ первоочередное использование природного окружения: растений и животных зеленой зоны детского сада и участков;

‒ продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих впечатлений, затем — к конкретным представлениям, затем — к обобщению представлений;

‒ широкое использование разных видов практической деятельности;

‒ подача познавательного материала с помощью приемов, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции.

Экологическое воспитание не может быть обособленным, оно взаимосвязано. В группе создан уголок природы, где во время ухода за цветами, дети приобретают умение правильно ухаживать за цветами, узнают, что каждый цветок уникален, по своему красив, нуждается в заботе. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности — это показатель степени их экологической воспитанности и культуры.

Во время прогулок обращаем внимание детей на клумбы с цветами, деревья, птиц, изменения, происходящие с ними в разное время года. Дети с помощью воспитателя делают выводы, о продолжительности дня, погоде, изменениях в жизни растений и животных.

Для развития познавательного интереса проводятся опыты, происходит знакомство со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.

Во время опыта раскрываем причину наблюдаемого явления, подводим детей к самостоятельным суждениям, умозаключениям.

Организовываются игры с природным материалом.

Также во время прогулок проводятся дидактические игры, такие как «Назови плод», «Времена года», «Найди по описанию», «Когда это бывает» и т. д.

С помощью игрушек, приводимых в действие ветром, мы узнаем направление ветра и его силу.

На занятиях используем художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводим беседу, задаем вопросы. Дети выражают сочувствие, сопереживание, радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, в которых проявляется забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?", «А они не замёрзнут?", «А почему ему никто не помог?" В этих случаях мы стараемся донести до детей смысл произведения.

В группе проводятся викторины, интеллектуальные игры «Знатоки природы родного края», «Сохрани природу», «День птиц». Они направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы). Были проведены акции: «Посади дерево», «Помогите птицам», «Первоцветы». Совместно с родителями в акции участвовали и дети. В группе проходит выставка поделок из природного материала. Для детей очень важен пример и отношение их родителей к окружающей природе.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Литература:

  1. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — Москва: Мозаика-Синтез, 2004.
  2. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. — Москва: ТЦ Сфера, 2011.
  3. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. — Москва: ТЦ Сфера, 2015. — 112 с. — (Библиотека Воспитателя).
  4. Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2005. — № 6.- С. 16–20.
  5. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001. — 128с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, экологическое воспитание, практическая деятельность, природа, время прогулок, окружающая среда, окружающий мир, природный материал, художественная литература.


Задать вопрос