Формирование экологической культуры детей раннего возраста
Автор: Маттис Ольга Ивановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)
Дата публикации: 02.10.2016
Статья просмотрена: 1576 раз
Библиографическое описание:
Маттис, О. И. Формирование экологической культуры детей раннего возраста / О. И. Маттис. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 35-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11121/ (дата обращения: 16.12.2024).
Сегодня на этапе введения ФГОС ключевой установкой дошкольного детства является поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребёнка, его всестороннего личностно-нравственного и познавательного развития. Система дошкольного образования предполагает полноценное воспитание и гармоничное развитие ребёнка по всем его направлениям. Одним из приоритетных направлений остаётся формирование экологической культуры. В период дошкольного детства закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.
Целью экологического воспитания малышей является обеспечение эмоционально-нравственного, экологически ориентированного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи:
– Формировать элементарные экологические знания и представления;
– Развивать умения разнообразной деятельности в природе и становление осознанно правильного взаимодействия с объектами;
– Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, эмоционально-положительное отношение ко всему живому;
– Содействовать накоплению позитивного социального опыта в процессе общения с природой.
В соответствии с новыми стандартами реализация образовательных задач предполагает проектирование условий социальной ситуации развития, при которых у детей формируется способность к целенаправленной познавательной деятельности, к позитивному восприятию окружающего мира, к саморазвитию личности.
В группе создана необходимая развивающая среда, способствующая формированию основ экологического мировоззрения малышей. Уголок живой природы, где дети рассматривают комнатные растения, знакомятся с характерными особенностями. Наблюдают, сравнивают, закрепляют знания об их строении. Формируется представление о комнатных растениях как о живых существах, появляется желание ухаживать за ними, любоваться, развиваются первейшие трудовые навыки ухода за растениями, воспитывается бережное отношение.
Центр «Песок и вода» предоставляет возможность знакомить маленьких детей с неживой природой. Здесь предполагается познавательно-исследовательская деятельность, дети экспериментируют, исследуют границы дозволенного, знакомятся со свойствами воды и песка, со свойствами предметов, открывают правила взаимодействия и присваивают социальный опыт. Особое внимание уделяю беседам и правилам безопасного поведения во время игр с песком. Центр имеет многофункциональное значение, малыши не только приобретают знания о неживой природе, но развивают координацию движения руки и пальцев. Игры способствуют снятию эмоционального напряжения малышей, обеспечивают комфортное пребывание ребёнка в группе и психологическому благополучию.
Работу по экологическому воспитанию малышей планирую с учётом регионального компонента нашего края, знакомлю детей с картинами «Ягоды северного леса» — брусникой, черникой, морошкой, экологическими играми «Деревья на севере» — рябиной, берёзой, елью.
С целью ознакомления и обогащения знаний и представлений экологической направленности использую игрушки домашних и диких животных, макеты фруктов и овощей, картинки с изображением домашних животных и их детёнышей, иллюстрации с красочными пейзажами с характерными сезонными явлениями, книги, альбомы. С помощью макета «Домашний двор» у детей появляются первейшие экологические знания и представления. Они знакомятся с домашними животными и птицами, отмечают характерные особенности внешнего вида, особенности питания, учатся звукоподражанию, приобретают навыки правильного ухода за животными, формируют эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам.
Различные дидактические игры «Чей малыш?», «Кто в каком доме живёт?», «Кто что ест» и другие предоставляют возможность детям закреплять знания о животном мире. Дети с удовольствием составляют животных из нескольких частей в единое целое, что способствует развитию не только познавательного интереса, но и совершенствованию ручной и пальцевой моторики. Система игровых ситуаций: «Что растёт на грядке», «Что нам осень принесла», «Фруктовый сад», «Вкусные ягоды» и другие и игр по ознакомлению детей с овощами и фруктами позволяет сформировать определённый уровень знаний у детей, развивающий умение уверенно определять овощи и фрукты, дифференцировать их на группы.
Определённую ценность имеют современные развивающие игры- пособия «Домашние животные и птицы», где малыши увлечённо распознают детёнышей взрослых животных и птиц. Закрепляя знания о домашних и диких животных, использую подвижные игры различной двигательной активности, рассказываю сказки, главными героями которых являются сами животные в роли детей, вместе рассматриваем картинки, имитируем движения животных, что способствует развитию творческого воображения, фантазии. У детей формируется доброжелательное отношение к живым существам. Применение различных видов деятельности по ознакомлению с животным миром стимулирует развитие речевых навыков детей, они быстрее запоминают потешки, стихи про животных, вырабатывают интонационную выразительность речи.
На прогулке обращаю внимание на красоту и неповторимость природы, на характерные особенности времён года Крайнего Севера, на сезонные явления природы. Знакомство с птицами, живущими на севере, воробьями, синицами, снегирями, голубями позволяет формировать у малышей элементарные знания о птицах, их отличительных особенностях, строении частей тела. Создаю условия, побуждающие в детях проявлять заботу, желание покормить птиц, бережно относиться к живым существам. Способность видеть красоту окружающего мира, экологически ориентированного взаимодействия с ним позволяет воспитать эмоционально-положительное отношение к природе.
Через изобразительную деятельность малыши передают свои эмоции и чувства, изображая красками — капли дождя, листопад, снежинки, солнышко. Из пластилина лепят зёрнышки для птичек, орешки для белочки, ягоды рябины и т. д.
Признавая приоритетную роль семьи в воспитании и развитии ребёнка, организую тесное сотрудничество с родителями. Использование различных форм работы с родителями позволяет активизировать родительскую включённость в жизнь детского сада. Родители вместе с детьми участвуют в экологических акциях, смотрах, конкурсах семейного творчества. Совместная деятельность родителей, детей и педагогов определяет главную цель — организацию новой культурно-образовательной среды, где основной ценностью является личность ребёнка, развитие его способностей и позитивного отношения к окружающему миру.
Литература:
- Белая К. Ю. Первые шаги. Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 2002 г.
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.Москва, 2002.
- Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2013 г.
- Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста, Москва, ВЛАДОС, 2003 гг.