Роль экологического воспитания в дошкольном детстве
Авторы: Свалова Елена Викторовна, Талужина Ольга Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 05.05.2016
Статья просмотрена: 1078 раз
Библиографическое описание:
Свалова, Е. В. Роль экологического воспитания в дошкольном детстве / Е. В. Свалова, О. Н. Талужина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 222-223. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10408/ (дата обращения: 16.12.2024).
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница жизни, а впереди — взросление и самостоятельная жизнь. Мы, воспитатели, стремимся помочь детям войти в реальный современный мир и познать его, приобщить к общечеловеческим ценностям, научить быть умелыми, способными войти в реальные деловые связи со взрослыми и сверстниками. Для этого в своей работе применяем различные виды деятельности: игра, наблюдение, экспериментирование и т. д.
Одним из видов деятельности является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, т. е. экологическое воспитание. Дошкольникам прививаем такие ценности как: родная земля, заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. Проблема экологического состояния природы в настоящее время очень актуальна. Эта проблема обострилась вследствие экологически неграмотного ведения хозяйства и безответственного отношения к природе.
Главной задачей в дошкольном экологическом воспитании зародить семя правильного, бережного отношения к окружающему миру. Природа — эта живая, чувствительная, очень сложная система: даже самый тихий наш шаг для неё ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям. Дети — это будущие взрослые. Необходимо вложить в умы детей понимание того, что ответственность за все живое лежит на каждом человеке. Каждое растение, каждое животное играет огромную роль в любой экосистеме, а значит бесценно и для всей природы. Человек — сам часть природы.
Сущность экологического воспитания состоит не только в том, чтобы передать знания о природе и человеке как субъекте окружающего мира, но и формирование мотивов, ориентирующих действия о природе и поступки человека на гуманистические отношения с природой и самим собой. Экологическое воспитание направлено на осознанную деятельность по сохранению жизни на Земле для настоящих и будущих поколений.
Оптимальным для экологического воспитания детей в детском саду «Малыш» является проведение экологических проектов «Здравствуй дерево!», «Чтобы слышалось пение птиц!»; создание экологической тропы «Хозяева леса»; совместные экологические игры с родителями «В гостях у Берегини»; акция «Сделаем свой посёлок цветущим». В познавательной деятельности воспитанники получают представления об окружающем мире, заповедниках родного края. При проведении экологических праздников («Именины березки», «Поём вместе с птицами») устраиваются выставки рисунков, поделок, плакатов, с помощью которых дети получают представление о масштабности экологического движения.
Мы всегда в свое работе обращаемся к игре: как дидактической, так и исследовательской. Они являются неотъемлемой частью экологического воспитания дошкольников. Они по своему содержанию доступны, выразительны и поучительны. Эти игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, повышению экологической грамотности. Экологические игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности. Важно понимание уникальной ценности природной среды и формирования экологической ответственности. Детский сад необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создаёт необходимые условия для экологического, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития воспитанников.
Литература:
- «В союзе с природой» / Л. И. Грехова — М.: Сервисшкола, 1999 г.
- Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. — М.: ВАКО, 2005 г.
- Ковинько Л. В. Секреты природы — это так интересно! — М.: Линка-Пресс, 2004 г.
- Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.
- Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. — 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. — Волгоград: Учитель, 2008 г.
- Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» — современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2006.
- Казаручик Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. — 2005. — № 2.
- Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. — 2002. – № 10.