Воспитание нравственности, духовности и интеллекта в полной мере раскрывает понятие экологического воспитания. Учитывая то, что человек планомерно и насильственно вторгается в природу, она вполне естественно реагирует на это. Реакцией является постепенное исчезновение некоторых видов животных и растений, место которых занимают опасные, зачастую вредные для человека, организмы. Их болезнетворное влияние стремительно увеличивают количество детей, которые рождаются с отклонениями, а также повышает процент психических и аллергических заболеваний.
Почему-то испокон веков человек считает себя потребителем природных даров и не более. Никто и никогда, пользуясь природными ресурсами, не задумывался о последствиях своего потребления. Именно поэтому крайне важно с малых лет закладывать детям понятия бережного отношения к природе и стимулировать их желание её охранять. Известно, что именно дошколята могут наиболее продуктивно понять и усвоить самые необходимые основы экологических знаний. Ведь малыши пока еще неразрывно связаны природой. Для каждого маленького ребёнка природа — это нечто живое, что восхищает и погружает в необъятный океан чего-то нового. Звуки, запахи, тайны, загадки — всё это не даёт ребёнку пробежать мимо. Оно останавливает, восхищает, заставляет задуматься и присмотреться. Мир своей безграничной красотой порождает привязанность к тем местам, которые являются твоей Родиной, а привязанность в свою очередь порождает любовь к Отечеству.
Именно потому, что применять экологическое воспитание в дошкольном возрасте крайне необходимо, в нашей стране существует довольно четкая концепция, подразумевающая непрерывное экологическое образование. И самое первое звено — дошкольное воспитание.
Благодаря применению новейших технологии в педагогике, в воспитании дошкольников открываются всё новые и новые возможности. Проектная деятельность в наше время является одной из самых результативных технологий.
С помощью такой формы образовательной деятельности, как экологические проекты, с легкостью можно решить одну определенную проблему путем интеграции знаний из самых разнообразных областей. С помощью этой технологии довольно быстро развивается индивидуальная и коллективная деятельность дошкольников и наращивается их опыт в общении. Педагогу дается возможность применять личностно-ориентированный подход индивидуально к каждому ребёнку и восполнять недостающие представления детей о мире вокруг них.
На основании ФГОС ДО, именно познавательно-исследовательская деятельность в детском саду имеет первостепенную важность параллельно с другими видами деятельности.
В дошкольном образовании, для того чтобы усвоить определенные знания в какой-либо области, необходимо сделать акцент на методы добычи этих знаний и их применение в неких жизненных и учебных ситуациях.
Наш детский сад, пользуясь проектной деятельностью, решает обширный ряд задач в плане экологического воспитания.
- Дети узнают правила и экологические запреты, которых нужно придерживаться, контактируя с природой.
- Мы расширяем их кругозор, раскрывая необъятные тайны истории и экологии родного края.
- Стимулируем желание познать волшебный мир природы.
- Учим применять сравнение, анализ и устанавливать причинно-следственные связи. У нас дети познают методы обобщения и классификации.
- Каждый ребенок учится фантазировать, мыслить, быть внимательным, обретает навыки общения в коллективе и развивает речь.
- У детей формируется умение видеть все природные объекты и явления, которые находятся вокруг него на территории детского заведения и за его стенами.
- Ребёнок учится правильному взаимодействию с окружающей природой.
- Мы привлекаем к воспитанию родителей, проводя просветительские консультации с ними, чтобы ещё лучше сформировать экологические представления ребёнка.
- Мы планомерно строим начальную систему ценностей с раннего возраста.
- Постоянно наблюдаем и оцениваем дошкольников на имеющиеся у них экологические представления и на то, насколько они их понимают.
Экологические проекты очень хорошо развивают познавательные интересы ребёнка. Дошкольный период является тем промежутком времени, когда объединяются общие способы решения учебных и творческих задач, а также общие способы мыслительной и других видов деятельности. Таким образом, путём объединения самых разных областей знаний, окружающий мир для ребенка предстает, как единое целое.
Проекты всегда направлены на решение дошкольником определенной проблемы. Это своего рода педагогическая технология, в которой прописан порядок действий ребёнка и способы, помогающие педагогу организовать эти действия.
Главной целью метода проектов является предоставление возможности каждому дошкольнику самостоятельно получить знания во время решения каких-либо практических задач, для которых необходимо интегрировать знания из разнообразных предметных областей.
Подталкивая детей заниматься исследованием и творчеством, мы предоставляем в их распоряжение огромное количество интересных материалов и необходимое оборудование. Всё, что находится в ближайшем окружении, может послужить важными элементами исследования, которые помогут воспитателю и ребенку провести совместную исследовательскую деятельность.
Благодаря комплексному подходу в экологическом воспитании, дети в дошкольном учреждении ежедневно находят что-то новое в окружающем мире, проявляя исследовательские способности.
Работая над экологическим проектом, воспитатель первоочередно должен:
– формировать у ребёнка понятия ценности природы и осознание себя ее частью;
– научить культуре поведения, независимо от личных предпочтений, по отношению ко всем животным и растениям;
– формировать понятия дошкольников, касаемо основ экологической безопасности и грамотного поведения в повседневности;
– заложить основы взаимосвязей в природе и понимание того, что вмешательство в одну связь может много чего изменить;
– научить видеть красоту и неповторимость каждого природного элемента и объяснить, что никто не имеет право ломать то, что не может сам создать.
– стимулировать желание охранять природу и сформировать понятия отрицательного воздействия человека на окружающую среду.
Для того чтобы в процессе воспитания экологической культуры у дошкольников поставленные цели были достигнуты, крайне важно систематически использовать проектную технологию, отталкиваясь от интересов самих детей и привлекая родителей. Используя проектный метод в период дошкольного детства, можно с легкостью сформировать экологически грамотную и развитую личность.
Литература:
- Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. — Москва: ТЦ Сфера, 2011. — 128 с. — (Библиотека воспитателя).
- Мазильникова, Н. Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н. Н. Мазильникова, С. В. Терехина. — Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. — 96с.
- Рыжова, Н. А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н. А. Рыжова, С. И. Мусиенко. — 2-е изд. — Москва: Обруч, 2013. — 208с.: ил.