Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Вопросы воспитания
30.09.2020
104
Поделиться
Библиографическое описание
Сидельникова, Е. П. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста / Е. П. Сидельникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5547/.


Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.

Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям [1].

Бережное отношение к природе формируется в дошкольном детстве, закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры.

Успешным экологическим воспитанием является создание атмосферы, способствующей развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей.

деятельность дошкольников под руководством педагога в уголке природы (уход за растениями и животными), на огороде, в цветнике, на прогулках, на экскурсиях влияет на воспитание гуманных чувств у ребёнка.

В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание беречь и защищать природу, понимать важность охраны природы, нормы поведения в природе выполнять осознанно. Всё это возможно в результате грамотного планирования работы по воспитанию детей дошкольного возраста.

Одним из главных направлений работы нашего детского сада является экологическое воспитание дошкольников. Детский сад участвует в природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята — Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. В начале учебного года проходит «Посвящение в эколята» детей старшего дошкольного возраста.

Разработан и реализуется долгосрочный проект «Юный эколог».

Цель проекта: Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста элементов экологической культуры, бережного отношения к природе родного края посредством знакомства с животным и растительным миром участка детского сада

Задачи проекта:

– разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром;

– обогащать и систематизировать экологические знания детей средствами экологической тропы;

– познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

– формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;

– воспитывать эстетические чувства у дошкольников, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;

– способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам создания экологической развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

повысить экологическое просвещение родителей.

Ожидаемые результаты:

Дети: Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе. Формирование у детей гуманистического поведения в природе. Развитие представлений о растительном и животном мире родного края

Родители: Активное участие в совместных с детьми мероприятиях: экспериментально-познавательных, трудовых и экскурсионных.

Педагоги: Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами по экологическому воспитанию. Повышение педагогической компетентности воспитателей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Для реализации проекта в детском саду оформлена экологическая тропа.

Экологическая тропа специально оборудованный маршрут в образовательных и воспитательных целях, проходящий через различные природные объекты. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать прогулки с детьми для экологического воспитания и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропе можно проводить наблюдения, опыты, эксперименты, игры, театрализованные представления, экскурсии.

Работа по созданию экологической тропы проводилась в несколько этапов:

Первый этап организационный :

Создание творческой группы для организации работы экологической тропы. На этом этапе были определены задачи, объем работы, порядок действий. Составлен общий план работы по созданию экологической тропы и план действий.

Второй этап:

Определение маршрута экологической тропы.

Третий этап:

Оформление экологической тропы.

Четвертый этап:

Начало работы экологической тропы. Заведующий детского сада утвердил паспорт экологической тропы

Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов:

1 — Деревья

2 — Кустарники

3 — Цветочная полянка

4 — Жужжащий и ползающий мир (луг)

5 — Огород

6 — Летняя лаборатория (песочница)

Деревья (хвойные, лиственные). Кустарники.

В течение всего календарного года велись наблюдения за сезонными изменениями деревьев и кустарников. По этой теме мы создали альбом, в который поместили фотографии деревьев в разное время года, почки, весенние, летние, осенние листья, хвою, с деревьев и кустарников которые находятся на участке детского сада.

Цветочная поляна. Проводили наблюдения за миром растений и миром насекомых.

Лекарственные растения . Изучили лекарственные растения и их свойства.

Цветы . Познакомились с цветами, которые растут не только на клумбе нашего детского сада, но и на лугу, в саду и с декоративными цветами.

Огород. Весной мы оформляем «Огород на подоконнике» где выращиваем рассаду, а летом мы трудимся на огороде. Мы научились ухаживать за растениями, выращиваем картошку, помидоры, капусту, перцы, огурцы, кабачки, морковь, свеклу, редиску, лук, чеснок, укроп, лекарственные травы. Весь урожай мы собираем и отдаем для приготовления поварам на кухню.

Летняя лаборатория. Втеплое время года на участке проводим игры, опыты, эксперименты с песком и водой.

В течение всего года проводятся тематические экологические экскурсии: в парк, на реку, на огород.

Родители являются полноценными участниками образовательного проекта.

Родители вместе с детьми принимают участие в экологических конкурсах поделок из бросового материала: «Осень золотая», «Мастерская деда мороза», «Эко-мода». Акция «Накорми птиц зимой»: родители вместе с детьми изготовили кормушки для птиц, которые были развешаны по всему участку детского сада, и дети с родителями всю зиму кормили птиц.

Ежегодно в озеленение участка детского сада принимают участие родители и дети. Приняли участие в поселковой акции «Дерево победы» дети, родители и коллектив детского сада высаживали саженцы деревьев в парке.

В результате реализации проекта наблюдается динамика форсированности экологических представлений у детей дошкольного возраста. Значительно вырос уровень экологических знаний о природе Забайкальского края, повысился уровень познавательной и речевой активности, экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для дошкольников, так и для самой природы; повысился уровень экологического просвещения родителей; повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

Литература:

  1. Николаева С. Н. Экологическое воспитание в детском саду — И: Мозайка-Синтез, 2018
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный