Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Твой след на Земле

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
31.03.2021
27
Поделиться
Библиографическое описание
Бикташева, Г. А. Твой след на Земле / Г. А. Бикташева, Т. С. Волкова, Р. С. Губайдуллина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 90-93. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6234/.


В русском языке есть выражение «оставить свой след в чем-либо/ где-либо». Оно означает, какой вклад внес человек в общее дело, чем он запомнился другим людям, какую память оставил после себя. Известные писатели оставляют свой след в литературе, художники — в искусстве, политики — в истории. А какой след на земле могут оставить дошкольники?

Можно сколько угодно быть против мусорных полигонов или вредных заводов. Но это слова! Пока все не научатся мыслить экологически, никакие единичные призывы что-то исправить действовать не будут.

А начинать приучать к экологическому мышлению нужно с самого раннего детства, еще до школы! Первое, что должен понять ребенок про экологию, это то, что все мы друг от друга зависим. Все взаимосвязано: живые и неживые, разумные и неразумные, растения и животные, камни и реки... Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе.

Начнем с маленьких, но очень важных шагов, чтобы сделать нашу планету немного чище. Так появился в нашем детском саду экологический проект «Твой след на Земле». Это помогло сформировать у детей культуру поведения в природе, направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности. Исходя из целей были выделены следующие задачи:

  1. Расширить знания о лесе: правила поведения, как выжить в лесу, как сохранить природу.
  2. Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
  3. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться ее красотой в разное время года.
  4. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании ее беречь и охранять.
  5. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.

Образовательные области:социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приемы:наглядные, словесные, игровые, практические:

– наблюдения,

– рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений,

– беседы,

– чтение художественной литературы,

– заучивание стихов, пословиц, поговорок

– разгадывание загадок

– игры

– экскурсии,

– экспериментирование

Ожидаемые результаты:

Для детей: на основе полученной информации у детей будут достаточные знания о значении леса (природы) в жизни людей ; слаженная работа в коллективе, оказание помощи сверстникам.

Для педагогов: взаимодействие с родителями воспитанников.

Для родителей . взаимодействие с педагогами ДОО, положительные эмоции

Участники проекта: родители, дети, педагоги.

Продукт проекта:

– Рекомендации и консультации для родителей

– Выставка творческих работ детей

– Участие в городских конкурсах исследовательских работ «Я познаю мир», «Птицы Кузбасса»

– Художественная литература и иллюстрированный материал по теме «Лес — богатство»

– Создание лепбука «Лесная жизнь»

– Акции: «Живи, родник», «Чистый берег», «Отходы в доходы», «Первоцветы Кузбасса», «Охота на шкаф» и т. д.

Театрализованная постановка экологической сказки «Берегите природу!»

Основные направления работы в данном направлении — это формирование предметно — развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

Развивающая предметно — пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок. Представлены макеты по темам проекта.

Особое место занимает экспериментирование — в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Немаловажную роль в развитии экологического воспитания играют такие формы работы, как участие в общероссийских и городских акциях.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместные организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу — воспитать экологически грамотного человека.

Работая над экологическим воспитанием детей, по экологическому проекту «Твой след на Земле», мы заметили, что у ребят появился устойчивый интерес к миру природы, который способствовал пониманию экологических проблем, развитию милосердия, любви к природе. Экологические знания позволили развивать логику, мышление, интеллект, творчество. Мы уверены, что пройдет время, дети вырастут, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить ее для последующих поколений.

Литература:

  1. Грунина С. О. Теория и методика экологического образования детей// С. О. Грунина-Йошкор-Ола:2006,-226с.
  2. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.-Волгоград, 2007.- 285с.
  3. Николаева С. Н. «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду/ С. Н. Николаева. — М.: Мозайка-синтез, 2017. — 292 с.
  4. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве/С. Н. Николаева. — М.: Педагогика, 2005. — 296 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный