Твой след на Земле
Авторы: Бикташева Галина Алексеевна, Волкова Татьяна Сергеевна, Губайдуллина Рашида Сабыровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.
Дата публикации: 31.03.2021
Статья просмотрена: 24 раза
Библиографическое описание:
Бикташева, Г. А. Твой след на Земле / Г. А. Бикташева, Т. С. Волкова, Р. С. Губайдуллина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 90-93. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6234/ (дата обращения: 16.12.2024).
В русском языке есть выражение «оставить свой след в чем-либо/ где-либо». Оно означает, какой вклад внес человек в общее дело, чем он запомнился другим людям, какую память оставил после себя. Известные писатели оставляют свой след в литературе, художники — в искусстве, политики — в истории. А какой след на земле могут оставить дошкольники?
Можно сколько угодно быть против мусорных полигонов или вредных заводов. Но это слова! Пока все не научатся мыслить экологически, никакие единичные призывы что-то исправить действовать не будут.
А начинать приучать к экологическому мышлению нужно с самого раннего детства, еще до школы! Первое, что должен понять ребенок про экологию, это то, что все мы друг от друга зависим. Все взаимосвязано: живые и неживые, разумные и неразумные, растения и животные, камни и реки... Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе.
Начнем с маленьких, но очень важных шагов, чтобы сделать нашу планету немного чище. Так появился в нашем детском саду экологический проект «Твой след на Земле». Это помогло сформировать у детей культуру поведения в природе, направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности. Исходя из целей были выделены следующие задачи:
- Расширить знания о лесе: правила поведения, как выжить в лесу, как сохранить природу.
- Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
- Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться ее красотой в разное время года.
- Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании ее беречь и охранять.
- Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.
Образовательные области:социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приемы:наглядные, словесные, игровые, практические:
– наблюдения,
– рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений,
– беседы,
– чтение художественной литературы,
– заучивание стихов, пословиц, поговорок
– разгадывание загадок
– игры
– экскурсии,
– экспериментирование
Ожидаемые результаты:
Для детей: на основе полученной информации у детей будут достаточные знания о значении леса (природы) в жизни людей ; слаженная работа в коллективе, оказание помощи сверстникам.
Для педагогов: взаимодействие с родителями воспитанников.
Для родителей . взаимодействие с педагогами ДОО, положительные эмоции
Участники проекта: родители, дети, педагоги.
Продукт проекта:
– Рекомендации и консультации для родителей
– Выставка творческих работ детей
– Участие в городских конкурсах исследовательских работ «Я познаю мир», «Птицы Кузбасса»
– Художественная литература и иллюстрированный материал по теме «Лес — богатство»
– Создание лепбука «Лесная жизнь»
– Акции: «Живи, родник», «Чистый берег», «Отходы в доходы», «Первоцветы Кузбасса», «Охота на шкаф» и т. д.
– Театрализованная постановка экологической сказки «Берегите природу!»
Основные направления работы в данном направлении — это формирование предметно — развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.
Развивающая предметно — пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок. Представлены макеты по темам проекта.
Особое место занимает экспериментирование — в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Немаловажную роль в развитии экологического воспитания играют такие формы работы, как участие в общероссийских и городских акциях.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместные организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу — воспитать экологически грамотного человека.
Работая над экологическим воспитанием детей, по экологическому проекту «Твой след на Земле», мы заметили, что у ребят появился устойчивый интерес к миру природы, который способствовал пониманию экологических проблем, развитию милосердия, любви к природе. Экологические знания позволили развивать логику, мышление, интеллект, творчество. Мы уверены, что пройдет время, дети вырастут, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить ее для последующих поколений.
Литература:
- Грунина С. О. Теория и методика экологического образования детей// С. О. Грунина-Йошкор-Ола:2006,-226с.
- Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.-Волгоград, 2007.- 285с.
- Николаева С. Н. «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду/ С. Н. Николаева. — М.: Мозайка-синтез, 2017. — 292 с.
- Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве/С. Н. Николаева. — М.: Педагогика, 2005. — 296 с.