Проект экологической направленности «С чего начинается детский сад»
Автор: Загребина Елена Васильевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 06.12.2016
Статья просмотрена: 274 раза
Библиографическое описание:
Загребина, Е. В. Проект экологической направленности «С чего начинается детский сад» / Е. В. Загребина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 35-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1681/ (дата обращения: 16.12.2024).
Одна из важнейших проблем современности, которой занимаются поколения педагогов, практиков, родителей — это проблема социального становления личности. А обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной работы по формированию экологического сознания, культуры природопользования. Эколого-развивающая среда детского сада является одним из условий экологического воспитания.
Именно создание развивающей среды позволяет проводить разнообразную работу с детьми. С. Н. Новосёлова определяет развивающую среду «как систему материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующую содержание развития его духовного, физического облика; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка» [3, с. 13]. В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему всестороннего развития личности, считал, что её системообразующий признак — нравственное воспитание [4, с. 24] Специфика программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» в том, что содержание отражает «биоцентрический взгляд на природу и прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания» [1, с. 3].
Работая по экологическому образованию детей, изучая новые современные подходы, возникла необходимость расширения содержания данного направления. В основу создания эколого-развивающей среды заложена идея интеграции, поэтому одним из ведущих аспектов педагогической деятельности является связь экологического образования с другими направлениями, что является актуальным для данного проекта.
На сегодняшний день эффективным остаётся форма совместной деятельности детей и взрослых — технология — метод проекта, которая позволит нам решить данные проблемы. Обновление эколого-развивающей среды для обеспечения более качественного воспитания детей — педагогов — родителей, основываетсяна принципах:
Принцип комплексирования и гибкого зонирования— предполагает легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования;
Принцип информативности — разнообразие тематики материалов и оборудования и активность воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
Принцип вариативности— определяется видом дошкольной организации, содержанием воспитания, культурными традициями;
Принцип стабильности и динамичностипредметного окружения — сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
Цель проекта— создание условий для экологического и нравственного образования воспитанников на основе социального партнерства как способа эффективного взаимодействия педагогического коллектива, детей и родителей. Задачи:
- Учить детей с помощью взрослых создавать эколого-развивающую среду на прогулочных площадках ДОО. Привлекать внимание детей детского сада к проблемам загрязнения территории через проведение акций, десантов;
- Привлечь внимания педагогической, родительской общественности к вопросам создания здоровьесберегающей и комфортной среды, стимулирования деятельности ОО по разработке и внедрению проектов;
- Обобщить опыт работы ОО по созданию здоровьесберегающих, безопасных, психологически комфортных, эстетически и экологически воспитывающих условий организации образовательного процесса;
- Воспитывать патриотизм, любовь к детскому саду, малой Родине.
Перспективный план методической работы с кадрами.
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов по социально-нравственному развитию дошкольников и модернизации развивающей среды.
1 этап: организационный— анализ образовательной ситуации в ДОО, диагностика готовности педагогов, ознакомление с научно-методической литературой, изучение инноваций и передового педагогического опыта по данной проблеме.
2 этап — методический — организация коллективного творческого поиска через создания экологических пространств на территории ДОО.
3 этап — практический — показ лучших экологических пространств на территории ДОО; апробация воспитателями разнообразных форм и методов работы с детьми; воспитание доброжелательного отношения к объектам природы.
4 этап — аналитический — проведение контрольных срезов, анализ результатов диагностики уровня профессионального развития педагогов, анализ уровня нравственной и экологической воспитанности дошкольников и родителей, обобщение передового педагогического опыта по проблеме.
Описание мероприятий для педагогов, детей и родителей:
− Анкетирование, диагностирование родителей, детей; изучение литературы;
− Обновление прогулочных площадок; проведение субботника по очистке территории;
− Природоохранные акции «Очистим участок от мусора», «Зелёная иголочка» — посадка деревьев (ель, сосна);краткосрочные проекты «Наш участок самый лучший»;
− Интегрированные занятия для детей старшего дошкольного возраста: «Зелёный патруль», «Природоохранные акции», «Как подружиться с природой»;
− Мониторинг промежуточных результатов;
− Конкурс детского рисунка «Наш любимый детский сад»;
− Создание проектов «Как создаётся красота?», «Цветочные фантазии»;
− Создание «Экологического зелёного патруля»;
− Создание мини-проектов детьми «Мой любимый цветок», «Мои первые открытия», «Гости на клумбе», «Коллекция детских идей», «Дружба с солнцем, землей, водой»;
− Конкурс «Лучшая петунья», «Лучший цветник», Праздник «Твори добро»;
− Контрольно-оценочная деятельность; мониторинг. Определение перспектив.
− Подведение итогов конкурса «Лучший цветник». Детский сад победитель городского конкурса «Лучший цветник».
В результате реализации проекта детский сад превратился в современное развивающее экологическое пространство. Красочная территория привлекает жителей и гостей города. Повысился имидж детского сада и города. Родители и дети гордятся результатами совместной работы. На территории ДОО появились дополнительные зоны отдыха для детей, родителей и педагогов.
Таким образом, на территории дошкольной организации создана экологически благоприятная среда; 100 % сотрудников и 90 % родителей приняли участие в работе по благоустройству территории и понимают свою роль, выбирают правильные приёмы при взаимодействии с детьми.
Детский сад обратился в органы законодательной власти города с предложением о закреплении за дошкольной организацией статуса — особо охраняемой природной зоны, учитывая важную экологическую, оздоровительную и нравственную роли.
Литература:
- Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия её реализации в детском саду — М.: Мозаика — Синтез, 1999 г. — 224 с.
- Новицкая М. Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. — М.: Линка-Пресс, 2003 г.
- Новосёлова С. Н. «Развивающая предметная среда». Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах. М.: Центр инноваций в педагогике. 1995 г. — 61 с.
- Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. — М. — 1973 г.