Всем известны выражения «разбрасывать камни» и «собирать камни». Человечество длительное время «камни разбрасывало», пользуясь природными ресурсами. Сейчас приходится «камни собирать». Природа в беде. Как никогда раньше, важно экологическое воспитание. Воспитание дошкольников — начальный этап формирования человеческой личности. В этот период важно уделять особое внимание ценностной ориентации ребенка в окружающем мире.
«Годы детства — это прежде всего воспитание сердца» — писал В. Сухомлинский. К сожалению, срок для этого воспитания очень короток — 7 лет. Позже это сделать очень сложно, а может, и невозможно.
Любой педагог помнит о том, что экологическое воспитание осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников и нацелено на следующие направления:
— Формирование знаний по экологии
— Формирование осознанного бережного отношения к окружающей среде.
Для того чтобы реализовать успешно данные направления, необходимо создать комфортную эколого-развивающую среду, соответствующую всем требованиям федеральной образовательной программы. Что такое эколого-развивающая среда? Под эколого-развивающей средой подразумеваются выделенные в групповых помещениях и на территории образовательного учреждения пространства, на которых объединены объекты, позволяющие постоянно и непрерывно изучать экологию. Например, Николаева С. Н. так говорит об экологической среде в детском саду: «Это конкретные, отдельно взятые растения и животные, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. При этом важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности и потребности каждого объекта природы — его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается [1] Предметно пространственная среда должна быть:
— Насыщенной,
— Разнообразной
— Мобильной
— Трансформируемой
— Безопасной
Эколого-развивающая среда —- одно из важнейших условий экологического образования детей дошкольного возраста.
Серебрякова Т. А. вместо понятия «экологическая развивающая среда» употребляет термин «экологический ландшафт». По её мнению, компонентами экологического ландшафта являются:
— уголки природы в групповых помещениях
— зимний сад
— комната природы
— живой уголок
— экологическая тропа
— экологическая лаборатория
— экологическая лаборатория
— озеленение пространства территории участка [2]
Среда должна быть развивающей и развивающейся.
Основные направления работы по созданию
— пополнение уголков природы;
— оформление уголков для экспериментирования, центров воды и песка;
— создание экологической тропы
— обустройство комнаты природы
— создание зимнего сада;
— создание экологической библиотеки,
— пополнение фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования
— создание экологической тропы;
— создание уголка нетронутой природы;
— оформление цветников
— создание огорода овощных культур
— создание огорода на подоконнике
В ходе использования в педагогической ситуации экологического ландшафта происходит делении территории на определённые зоны (тематические площадки), предусматривающие организацию разных видов деятельности.
Рассмотрим некоторые из них:
Тематическая площадка «Летний театр» (данная площадка предполагает совместную со взрослыми или самостоятельную творческую активность детей)
Тематическая площадка «Сельский дворик» (эта площадка создаёт благоприятную обстановку для имитации повадок и движений животных, изучения жизни и труда людей в сельской местности.)
Тематическая площадка «Поляна сказок » (даёт детям возможность вспомнить уже знакомые сказки, придумать к историям новые оригинальные концовки или даже сочинить новый рассказ)
С целью экологического воспитания дошкольников большое значение имеет создание экологической тропы маршрут которой пролегает через различные остановки (например, «птичья столовая», «ягодный рай», «водоём», «зелёная аптека», «фруктовая сказка», «хвойный аромат» и др.).
Продумывая, как оформить пространство детского сада, педагоги помогают каждому ребёнку расширить свой кругозор, выплеснуть энергию, получить новые знания и впечатления.
Литература:
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие сред. пед. учебн. заведений.- Москва: Издательский центр «Академия» 2006
- Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия» 2006
- Шнякина Е. В., Серикова И. Е. Эколого — развивающая среда на территории ДОО //Справочник старшего воспитателя.- 2014. — № 10.- с. 35–40
- Загребина Е. В. Создание эколого-развивающей среды на прогулочных площадках ДОУ //Справочник старшего воспитателя.- 2012. — № 9.- с. 47–50
- Давыдова О. И. Создание детского игрового ландшафта на территории ДОО //Справочник старшего воспитателя.- 2015. — № 6.- с. 51–57
- https://interactive-plus.ru/e-articles/collection-20131209–1/collection-20131209–1–357.pdf