Создание эколого-развивающей среды в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Костина, К. А. Создание эколого-развивающей среды в ДОУ / К. А. Костина, В. Л. Зубрилина, Н. Е. Мелентьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 30 (529). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/529/116818/ (дата обращения: 17.12.2024).



Всем известны выражения «разбрасывать камни» и «собирать камни». Человечество длительное время «камни разбрасывало», пользуясь природными ресурсами. Сейчас приходится «камни собирать». Природа в беде. Как никогда раньше, важно экологическое воспитание. Воспитание дошкольников — начальный этап формирования человеческой личности. В этот период важно уделять особое внимание ценностной ориентации ребенка в окружающем мире.

«Годы детства — это прежде всего воспитание сердца» — писал В. Сухомлинский. К сожалению, срок для этого воспитания очень короток — 7 лет. Позже это сделать очень сложно, а может, и невозможно.

Любой педагог помнит о том, что экологическое воспитание осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников и нацелено на следующие направления:

— Формирование знаний по экологии

— Формирование осознанного бережного отношения к окружающей среде.

Для того чтобы реализовать успешно данные направления, необходимо создать комфортную эколого-развивающую среду, соответствующую всем требованиям федеральной образовательной программы. Что такое эколого-развивающая среда? Под эколого-развивающей средой подразумеваются выделенные в групповых помещениях и на территории образовательного учреждения пространства, на которых объединены объекты, позволяющие постоянно и непрерывно изучать экологию. Например, Николаева С. Н. так говорит об экологической среде в детском саду: «Это конкретные, отдельно взятые растения и животные, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. При этом важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности и потребности каждого объекта природы — его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается [1] Предметно пространственная среда должна быть:

— Насыщенной,

— Разнообразной

— Мобильной

— Трансформируемой

— Безопасной

Эколого-развивающая среда —- одно из важнейших условий экологического образования детей дошкольного возраста.

Серебрякова Т. А. вместо понятия «экологическая развивающая среда» употребляет термин «экологический ландшафт». По её мнению, компонентами экологического ландшафта являются:

— уголки природы в групповых помещениях

— зимний сад

— комната природы

— живой уголок

— экологическая тропа

— экологическая лаборатория

— экологическая лаборатория

— озеленение пространства территории участка [2]

Среда должна быть развивающей и развивающейся.

Основные направления работы по созданию

— пополнение уголков природы;

— оформление уголков для экспериментирования, центров воды и песка;

— создание экологической тропы

— обустройство комнаты природы

— создание зимнего сада;

— создание экологической библиотеки,

— пополнение фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования

— создание экологической тропы;

— создание уголка нетронутой природы;

— оформление цветников

— создание огорода овощных культур

— создание огорода на подоконнике

В ходе использования в педагогической ситуации экологического ландшафта происходит делении территории на определённые зоны (тематические площадки), предусматривающие организацию разных видов деятельности.

Рассмотрим некоторые из них:

Тематическая площадка «Летний театр» (данная площадка предполагает совместную со взрослыми или самостоятельную творческую активность детей)

Тематическая площадка «Сельский дворик» (эта площадка создаёт благоприятную обстановку для имитации повадок и движений животных, изучения жизни и труда людей в сельской местности.)

Тематическая площадка «Поляна сказок » (даёт детям возможность вспомнить уже знакомые сказки, придумать к историям новые оригинальные концовки или даже сочинить новый рассказ)

С целью экологического воспитания дошкольников большое значение имеет создание экологической тропы маршрут которой пролегает через различные остановки (например, «птичья столовая», «ягодный рай», «водоём», «зелёная аптека», «фруктовая сказка», «хвойный аромат» и др.).

Продумывая, как оформить пространство детского сада, педагоги помогают каждому ребёнку расширить свой кругозор, выплеснуть энергию, получить новые знания и впечатления.

Литература:

  1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие сред. пед. учебн. заведений.- Москва: Издательский центр «Академия» 2006
  2. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия» 2006
  3. Шнякина Е. В., Серикова И. Е. Эколого — развивающая среда на территории ДОО //Справочник старшего воспитателя.- 2014. — № 10.- с. 35–40
  4. Загребина Е. В. Создание эколого-развивающей среды на прогулочных площадках ДОУ //Справочник старшего воспитателя.- 2012. — № 9.- с. 47–50
  5. Давыдова О. И. Создание детского игрового ландшафта на территории ДОО //Справочник старшего воспитателя.- 2015. — № 6.- с. 51–57
  6. https://interactive-plus.ru/e-articles/collection-20131209–1/collection-20131209–1–357.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая тропа, детский сад, тематическая площадка, эколого-развивающая среда, зимний сад, создание, экологическая лаборатория, экологический ландшафт, экологическое воспитание.


Похожие статьи

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников

Проект «Создание предметно-развивающей среды под свои интересы детьми старшего дошкольного возраста»

Обогащение предметно-пространственной развивающей среды через проектную деятельность учителя-логопеда

Создание адаптивного развивающего образовательного пространства на уроках

Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада по ФГОС ДО

Формирование безопасной здоровьесберегающей среды на уроках химии

Инновационные подходы к внедрению в практику ДОУ элементов воспитывающей среды музейно-педагогической направленности

Создание здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры

Мини-музей казачьей культуры как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

Похожие статьи

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников

Проект «Создание предметно-развивающей среды под свои интересы детьми старшего дошкольного возраста»

Обогащение предметно-пространственной развивающей среды через проектную деятельность учителя-логопеда

Создание адаптивного развивающего образовательного пространства на уроках

Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада по ФГОС ДО

Формирование безопасной здоровьесберегающей среды на уроках химии

Инновационные подходы к внедрению в практику ДОУ элементов воспитывающей среды музейно-педагогической направленности

Создание здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры

Мини-музей казачьей культуры как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

Задать вопрос