Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. Так же следует сказать, что это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Этот возраст характеризуется некоторыми изменениями в сознании ребенка. Он начинает осознавать себя как часть окружающего мира, воспитывается эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде и обществу, формируются базовые основы морально-нравственных и экологических аспектов личности, которые являются основополагающими факторами в развитии ценностного отношения ребенка к природе, а также его поведения в условиях окружающего мира.
Основополагающий аспект дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры. Стандарт нацелен на то, чтобы у детей сформировалась мотивация к творчеству и познанию, он ориентирован на поддержку любых программ, которые способствуют формированию и непрерывному развитию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде. Научно доказано, что природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.
Задачи экологического образования в детском саду:
‒ формирование у детей дошкольного возраста экологического сознания, суть которого состоит в развитии экологических знаний об устройстве окружающего мира, роли в нем человека, пониманием основных взаимосвязей в отношениях человек-природа;
‒ развитие навыков экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, уважения к объектам природы и грамотное взаимодействие с ними
‒ развитие положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы;
‒ формирование сознательного отношения к окружающему миру на основе создания и присвоения личностно-значимых экологических ценностей.
Технология эколого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста предусматривает обязательное включение игровой деятельности, обучающих ситуаций в систему эколого-педагогических мероприятий во всех группах.
Дидактические игры — своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Игра представляет собой метод обучения дошкольников, форму воспитания, самостоятельной деятельностью, и, что самое важное, одним из путей всестороннего формирования полноценной личности ребенка.
Использование дидактических игр, как средств формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста является важной и неотъемлемой частью воспитательного процесса по следующим причинам:
‒ Игра развивает познавательные способности, формирует различные навыки и умения, способствует формированию и становлению личности ребенка, воспитывает ценностное отношение к окружающему миру, обществу и собственному здоровью;
‒ Помогает ребенку и взрослому установить партнерские, равные отношения;
‒ Комплекс игровых мероприятий включает в себя игры, направленные на развитие анализаторных систем, мыслительных процессов, развитие внимания и памяти;
‒ Помогает развить у детей младшего возраста всевозможные положительные качества, такие как: товарищеские отношения в коллективе, уважение к ближнему, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки, формируется культура поведения;
‒ Игра позволяет отмечать и учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Целью дидактических игр является повышение эффективности экологического образования дошкольников.
В период дошкольного детства у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возник интерес к миру животных и растений, закрепилось чувство сострадания к живой природе необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание в ДОУ можно рассматривать и как нравственное воспитание (воспитание стремления защищать и беречь природу).
Формирование гуманного отношения к окружающему миру подразумевает под собой воспитание в ребенке уважения к природе, ребенок должен понимать неразрывную связь человека и природы. Тесная связь и непрерывное взаимодействие человека и природы показывается на примере сделанных своими руками кормушек и скворечников для птиц, разрушенных муравейников. Перед воспитателем стоит очень важная задача — показать и объяснить детям, что в отношении природа-человек, они занимают более сильную позицию и именно на их плечи ложится ответственность за окружающий мир, поэтому они должны не только покровительствовать, но и беречь, сохранять и заботиться о природе.
Для развития у детей дошкольного возраста этического и гуманного отношения к окружающему миру — необходимо включать их в практическую деятельность — создать условия для постоянного и полноценного общения с живой природой. Воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания дошкольников, поэтому активное гуманное отношение к природе должно поддерживаться и укрепляться, а создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей — радость от выполненной работы (например, выращенный самостоятельно овощ, расцветший цветок, вылеченный птенец) способствует дальнейшему развитию у дошкольников чувств сострадания и сопереживания. Во время прогулок по экологической тропе необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить их наблюдать за состоянием растений и поведением птиц, животных и насекомых, способствовать тому, чтобы дети получали удовольствие от увиденного ими.
Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Безусловно, с детства надо учиться жить в согласии с природой, её законами и принципами. Экологическое воспитание должно быть направлено на то, чтобы целенаправленным педагогическим воздействием формировать у детей интерес к явлениям природы, понимании специфики живого, желании сберечь его; эмоциональном отклике на любые проявления природы, её красоту [2, c. 62–64.].
Таким образом, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое воспитание дошкольника — это процесс, который направлен на формирование экологической культуры, проявляется в положительном отношении к природе. Ребенок должен ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде, соблюдать моральные нормы [1, c. 80–82].
В конечном счете, и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Содержание экологического воспитания должно способствовать формированию у ребенка представлений о человеке как части природы и о самоценности природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете, благоговение перед всеми ее проявлениями [3, c. 126].
Таким образом, у ребенка можно и нужно формировать систему научных экологических понятий, однако их содержание может быть объяснено через специфически дошкольные виды деятельности; даже в дошкольном возрасте ребенок должен получать только научно достоверную информацию.
Литература:
- Артамонова, Н. В. Формирование у дошкольников представлений о природе [Текст] / Н. В. Артамонова // Коррекц. педагогика. — 2011. — No 5. — c. 80–82.
- Диканова, И. На экологической тропе [Текст] / И. Диканова // Дошк.воспитание. — 2013. — No 3. — c. 62–64.
- Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004. — c. 320