Литературное краеведение как одно из направлений патриотического воспитания школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 03.04.2017

Статья просмотрена: 5147 раз

Библиографическое описание:

Круцких, М. В. Литературное краеведение как одно из направлений патриотического воспитания школьников / М. В. Круцких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 722-724. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41466/ (дата обращения: 16.12.2024).



Изучение литературы Воронежского края интересно и плодотворно. Город Воронеж-родина А. В. Кольцова и И. С. Никитина, И. А. Бунина и А. Платонова. Наша земля богата своими литературными традициями. С ними связаны имена Г. Н. Троепольского, С. Я. Маршака, Осипа Мандельштама, А. А. Ахматовой, Анатолия Жигулина, Д. В. Веневитинова, В. А. Кораблинова

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания учащихся о своей ‘’ малой родине, пробуждает интерес и любовь к родному краю, его традициям, литературе родного края, истории, помогает ощутить и осознать связь литературы с окружающей действительностью. Краеведение создает условия для исследовательской работы, помогает развитию активной проектной деятельности.

Особенности развития России, её национальной культуры и традиции исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека. На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в школе остается «Литература». К знанию литературных произведений учащиеся обращаются во время сдачи ЕГЭ по русскому языку, так как одним из критериев оценки выполнения задания с развернутым ответом (часть С–сочинение-рассуждение) является аргументация своего мнения с опорой на читательский опыт выпускника.

Обращение к литературному краеведению является основой для современных подходов к изучению творчества писателей, художественных текстов с учетом соотношения основного и регионального компонентов в литературном образовании. Изучение литературы родного края — это одно важных направлений преподавания литературы в школе.

Цели:

‒ Изучить и возродить традиции литературного краеведения; вызвать у учащихся интерес к своей «малой родине»;

‒ Пробудить чувство любви к своему городу; литературе и культуре родного края;

‒ Развить творческие способности учащихся;

‒ Выявить и поддержать талантливых ребят.

Задачи:

‒ Познакомить учащихся с литературным процессом в Воронежской области, раскрыть своеобразие литературы малой Родины.

‒ Строить преподавание на активных формах работы: исследовательские задания, проектная деятельность, экскурсии, встречи с писателями и поэтами.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим — все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, любовь к литературе своей ”малой родине”.

Изучение литературы родного края дает возможность выпускникам использовать произведения писателей Воронежской земли в качестве аргументов при написании сочинения (ЧастьС). Тема взаимоотношений человека и природы, нравственная тема привлекает все больше писателей. Произведение нашего земляка Г. Н. Троепольского ”Белый Бим Черное ухо” известно всем. ” Это слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми», — так написал Гавриил Николаевич Троепольский. “Белый Бим Черное ухо” — трогательная лирическая повесть о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, об отношении людей к “братьям меньшим”, которая как рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную подлость, а в других — благородство, способность сострадать и любить, отличать добро от зла, уметь прийти на помощь.

Эта повесть не только о доброте и черствости, благородстве и подлости, но и о бережном отношении к природе. Главный герой преклоняется перед природой, потому что она дарит человеку радость бытия, врачует раны человеческой души. Ему хочется, чтобы каждый человек мог получить эти благородные минуты общения с природой. Она щедро дарит людям свои богатства, удивляет гордым величием и неповторимой красотой, вдохновляет. Природа учит нас быть человечными, гуманно относиться ко всему живому, противостоять любому проявлению зла и жестокости.

При изучении темы природы в среднем звене знакомимся со стихами Анатолия Жигулина, который воспевает красоту природы нашей земли, в которых незаметно складывается образ “малой родины “: любовь к белым домикам Россоши, к Чернавскому мосту, улицам города. Использование литературного краеведения позволило заинтересовать школьников своим предметом. Доказательством этому служат победы обучающихся на конкурсах по литературному краеведению..

Проблемно-поисковый метод, используемый на уроках литературы, представляет собой самостоятельный поиск учащихся, анализ полученной информации, умение ответить на проблемные вопросы и задания учителя, активизирует важнейшие речевые умения, совершенствует умение работать с текстом. Достоинство этого метода и связанных с ним приемов состоит в том, то он позволяет соединить в рамках одного урока элементы программы федерального стандарта и регионального. Например, при изучении творчества А. Платонова был проведен урок» Железная дорога в творчестве А. Платонова». Были даны задания, способствующие развитию необходимых навыков работы с литературным материалом (кроме того, он же является одним из ключевых в ЕГЭ по литературе). Это тема заинтересовала ребят, так наша школа находится в поселке Отрожка, профессии многих родителей связаны с железной дорогой, названия улиц говорят о специфике железной дороги: Электровозная, Паровозная, Тепловозная, Машинистов. Много было собрано материла, подтверждающего связь Платонова с железной дорогой, о профессиях родителей. На первой городской краеведческой конференции «Имена писателей поэтов на карте Воронежской области» в секции «Край наш вами воспетый» Корнилов Артем за сочинение-эссе по теме «А. Платонов и железная дорога» занял первое место, Ахмад Диана заняла первое место в конкурсе исследовательских работ «Мой Платонов».

В старших классах наиболее развиты способности к самостоятельному поиску информации, ее отбору, систематизации, обобщению и выведению на основе накопленного материала новых знаний. При изучении творчества Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. А. Жуковского обязательно вспоминаешь нашего земляка, лауреата Нобелевской премии И. А. Бунина. Ребятам предлагается самостоятельно изучить статьи И. А. Бунина о Чехове, о Л. Н. Толстом и подготовить виртуальную экскурсию «И. А. Бунин и наш город»

Перед изучением творчества И. А. Бунина были даны темы исследовательских работ «Дворянский род семьи Буниных», «Воронеж в воспоминаниях Бунина» и предлагалась экскурсия по Воронежу и музей Бунина. Затем был организован круглый стол, где учащиеся еще раз продемонстрировали свои знания, совершенствовали навыки речевого взаимодействия, коммуникации — умение слушать, вступать в дискуссии. Интересно было узнать, что наш земляк не забывал город, где родился. В 1907 году он приезжал в Воронеж для участия в вечере, который устраивался в пользу воронежского землячества. Это событие описано в новелле «Натали» в 1942 году, вошедшей в цикл рассказов «Темные аллеи».

При изучении творчества Анны Ахматовой обязательно вспоминаем о ее приезде в 1936 году в наш город. Прибыла она в Воронеж, чтобы поддержать опального поэта Осипа Мандельштама, который отбывал здесь ссылку. Ему посвящено стихотворение “Воронеж “. К уроку были предложены темы исследовательских работ “ Дружба двух поэтов “, “Ахматова и Мандельштам“, ”Воронеж в жизни Анны Ахматовой”

В Воронеже установлен памятник выдающемуся поэту Осипу Мандельштаму, который расположен в парке «Орленок», напротив дома № 13 по улице Фридриха Энгельса, где Мандельштам писал знаменитые «Воронежские тетради». Воронеж стал третьим городом России, увековечившим таким образом память опального поэта. Именно здесь, в Воронеже, Осип Эмильевич сказал Анне Андреевне знаменательные слова: «Поэзия — это власть, раз за неё убивают, ей воздают должный почет и уважение, значит, её боятся, значит, она власть…» У каждого ученика на уроках литературы закладываются основы формирования системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей малой Родины. Наше будущее — в нашем настоящем. И задачей учителя является формирование осознанного отношения к ценностям родного края, истории, литературе. Дмитрий Лихачев писал: ’’ Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена”. Формирование истинного патриота своей Родины — дело благодатное, значимое.

Литература:

  1. Ласунский О. Г. Литературная прогулка по Воронежу. Воронежкая энциклопедия. Центр духовного возрождения Черноземного края. 2006 Воронеж
  2. Васильев В. В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества. -М.,1990.
  3. Н. Корниенко,Е. Шубина. Андрей Платонов:Воспоминания современников. Материалы биографии. -М.,1994.
  4. Архив газеты’’Вперед’’. 1999.
  5. Бунин И. А. О Чехове. Собрание сочинений: в 6томах,т. 6. -М,1996
  6. Бунин И. А. Освобождение Толстого. Собрание сочинений:т. 6. -М,1996. стр. 103
  7. Акаткин В. Поэт и эпоха. ’’Воронежские тетради’’. О. Мандельштам. стр. 109
  8. Акаткин В. ‘’Я с вами до конца... ’’. О лирике А. А. Ахматовой. стр. 93–94
  9. http://www.school78-vrn.narod.ru/
  10. http://www.ucheba.ru/referats/3775.html
  11. http://ilibrary.ru/text/1194/p.1/index.html
  12. http://bookz.ru/authors/platonov-andrei/aplatonov20.html
  13. http://lk.vrnlib.ru/?p=post&id=100
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, Воронеж, литературное краеведение, малая Родина, изучение литературы, изучение творчества, Воронежская область, опальный поэт, Черное ухо, Чехов.


Похожие статьи

Историко-краеведческая работа как одно из приоритетных направлений гражданско-патриотического воспитания школьников

Экологическое воспитание как одно из современных направлений в дошкольном образовании

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Хоровое пение как одна из форм художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Развитие творческих способностей у младших школьников как одно из средств развития личности

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие младших школьников как предмет педагогического исследования

Похожие статьи

Историко-краеведческая работа как одно из приоритетных направлений гражданско-патриотического воспитания школьников

Экологическое воспитание как одно из современных направлений в дошкольном образовании

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Хоровое пение как одна из форм художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Развитие творческих способностей у младших школьников как одно из средств развития личности

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие младших школьников как предмет педагогического исследования

Задать вопрос