Историко-краеведческая работа как одно из приоритетных направлений гражданско-патриотического воспитания школьников
Автор: Черняева Наталья Николаевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (30) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 29.09.2020
Статья просмотрена: 1002 раза
Библиографическое описание:
Черняева, Н. Н. Историко-краеведческая работа как одно из приоритетных направлений гражданско-патриотического воспитания школьников / Н. Н. Черняева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 33-37. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5566/ (дата обращения: 16.12.2024).
Совсем недавно всеобщим голосованием россиян были приняты поправки к Конституции РФ. В ходе обсуждения поправок президентом страны В. В. Путиным было предложено внести в статью 67 некоторые изменения, касающиеся детей. Поправка к статье была одобрена и принята в новой версии: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики» и «государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также уважения к памяти защитников Отечества и старшему поколению». Эта формулировка не только легла в основу изменённого законопроекта «Об образовании в Российской Федерации», но и определила механизм организации воспитательной работы в предстоящем учебном году. Для образовательных учреждений гражданско-патриотическое воспитание является ключевым и влечёт за собой корректировку рабочих программ по данному направлению.
Каждая образовательная организация имеет свой положительный опыт по организации гражданско-патриотического воспитания, который необходимо учитывать при изменении программ. В своей статье я поделюсь опытом работы школы по данному направлению.
Изменения отношений к событиям в стране, к отдельным личностям, к Родине, нравственные ценности влекут за собой изменения в обществе, поэтому перечисленные аспекты для нашего образовательного учреждения являются ключевыми и актуальными по гражданско-патриотическому воспитанию. В Программе по воспитанию выделены следующие направления работы:
− историко-краеведческое (познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, ответственности за происходящее в обществе);
− гражданско-патриотическое (формирование гражданской позиции служения своему Отечеству);
− литературно-музыкальное (духовное становление личности ребёнка через эмоционально-образные возможности произведений искусства и литературы);
− спортивно-патриотическое (пропаганда лучших образцов здорового образа жизни);
− семейное (сотрудничество с семьями по вопросам патриотического воспитания).
Историко-краеведческая работа, направленная на формирование у школьников любви к родному краю, является одним из важных средств гражданско-патриотического воспитания.
В школе сложилась определённая система историко-краеведческой деятельности (см. рис.1).
Рис. 1
Историко-краеведческая работа в образовательном учреждении строится на следующих принципах гражданского патриотического воспитания:
− тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания;
− научность, гуманизм, демократизм;
− приоритетность исторического, культурного наследия России, её духовных ценностей и традиций;
− системность, преемственность и непрерывность развития школьников;
− многообразие форм, методов и средств, используемых в целях эффективности воспитания;
− направленность на развитие возможностей и способностей каждой личности на основе индивидуального подхода.
Краеведение — это раздел истории, который предоставляет возможность учителю организовать со школьниками исследования, поиск и сбор интересного материала. Опыт показывает, что это та деятельность, которой легко увлечь обучающихся в любом возрасте, начиная с дошкольного.
Более двадцати лет в школе действует музей «Село моё родное», в котором размещены тематические выставки, рассказывающие о разных этапах развития сельской территории.
Исторические источники в музее представлены различными формами: материальными (книги, орудия труда, предметы быта и т. д.); нематериальными (фильмы, старинная музыка, устные рассказы очевидцев); письменными (письма, газеты, надписи);неписьменными (фотографии, традиции и обычаи). Все эти источники широко используются учителями в образовательном процессе.
Особый интерес представляет собой экспозиция «Село в годы войны», которая рассказывает о военных событиях, происходящих в селе Дмитриевка, о земляках-участниках Великой Отечественной войны. В этом уголке бережно хранятся семейные реликвии, подтверждающие причастность дмитриевцев к военным действиям. Отдельная стендовая выставка посвящена выпускникам школы, воинам-интернационалистам, участникам боевых действий в Чечне и Афганистане.
Сегодня школьный музей является составляющей открытого образовательного пространства. Цель работы музея — формирование у обучающихся гражданско-патриотических качеств, расширение их кругозора и воспитание познавательной активности. За последние годы краеведческая работа в школе находится на качественно новом этапе. Она ведётся по нескольким направлениям:
− фондовая;
− поисково-исследовательская;
− экспозиционная;
− просветительская;
− издательская;
− участие в процессе обучения;
− научно-методическая.
Становление, развитие современного школьника немыслимо без неустанного творческого труда. Мы не забываем и прошлый накопленный опыт: походы и экскурсии, экспедиции и поиск. Но вместе с тем, внедряем новые не менее эффективные формы работы.
Проектно-исследовательская деятельность дает детям первые элементарные сведения о приемах и способах научного поиска, помогает им исследовать различные исторические события, происходившие в нашем селе. Работа в различных архивах, музеях, связанная с исследованием, позволяет педагогу воспитывать гармонично развитого человека, побуждать его к стремлению заниматься творчеством, а также повышать познавательную деятельность и делать его жизнь эмоционально насыщенной. Встречи и беседы с местными старожилами дают возможность учащимся постигать новые формы общения.
В рамках реализации регионального проекта «Изучаем памятные места малой родины» обучающиеся проводят работу по изучению истории своего села, школы, участвуют в районных и областных олимпиадах и конференциях. Как результат — обучающихся нашей школы становятся победителями и призёрами в творческих конкурсах различных уровней.
В юбилейный год Великой Победы наши школьники внесли ощутимый вклад в создание новой версии Книги Памяти Дмитриевского сельского поселения.
Большую помощь в краеведческой деятельности школьников оказывает районный Центр духовно-нравственного и патриотического воспитания «Русский мир», созданный на территории поселения. Школа и Центр являются социальными партнёрами по гражданско-патриотическому воспитанию. Здесь реализуются многие интересные исследовательские проекты по изучению родного края, проходят как рабочие мероприятия по формированию качеств гражданина-патриота, так и торжественные: приём в кадеты, встречи с ветеранами различных войн и труда.
Важным партнёром школы по гражданско-патриотическому воспитанию является Дмитриевская модельная библиотека — лидер модельных библиотек Белгородской области. Библиотека — победитель областного проекта «Конвент-партнёрство: «Дмитриевские библиотеки», который был реализован в течение двух последних лет. Основными исполнителями этого проекта были четыре муниципальных учреждений культуры: «ЦБС Ракитянского района», «ЦБС Яковлевского района», «ЦБС Шебекинского района» и «ЦБС Старооскольского района». Школьникам, пользователям библиотеки, в ходе практических мероприятий удалось познакомиться с историей сел Белгородчины, их традициями, культурными наследиями.
В тесном сотрудничестве работает наше образовательное учреждение с Дмитриевским Центром культурного развития, где создан уникальный музей самоваров. Русский самовар считается брендом Дмитриевского сельского поселения. В коллекции находятся более 4-х десятков самоваров, подаренных как жителями поселения, так и гостями Центра. С чувством гордости наши школьники представляют бренд-самовар ежегодно на Дне района.
В данной работе я сделала попытку описать и систематизировать педагогическую деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию в общеобразовательном учреждении. Уверена в том, что только системная краеведческая работа в тесном сотрудничестве с социальными партнёрами поможет нам, педагогам школы, успешно продолжить приобщение молодого поколения к изучению родного края, а также воспитывать в каждом из них гражданина- патриота, уважающего историю и традиции нашей Родины.
Литература:
- Архивные материалы школьного музея «Село родное».
- Краеведческая работа. — URL:http: //nsportal.ru (дата обращения 10.08.2020).
- Краеведческая работа по патриотическому воспитанию. URL:http: // studopedia.ru (дата обращения 04.08.2020)