Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Школьный музей как основа для формирования гражданской идентичности учащихся

Общеобразовательная школа
25.11.2023
108
Поделиться
Библиографическое описание
Чуприкова, А. Д. Школьный музей как основа для формирования гражданской идентичности учащихся / А. Д. Чуприкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8799/.


Ключевые слова: краеведческий музей, музейная педагогика, поисковая работа, гражданственность, школьный музей.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, — он, как правило, равнодушен к своей стране.

Академик Д. С. Лихачев

Начинать педагогическую карьеру в своей родной школе я считаю большой удачей. Кому, как не активной ученице, знать о школьных традициях и опыте прежних лет. Одной из таких традиций в МБОУ СШ № 23 является наличие и активная деятельность школьного краеведческого музея.

Школьный музей возник как результат многолетней поисковой, исследовательской и краеведческой работы учащихся многих поколений. Работа в школьном музее предоставляет большие возможности для организации самостоятельной исследовательской, и, что особенно важно, творческой работы учащихся с эффективной формой организации и подачи учебного материала.

Для учителя истории и обществознания музей является прекрасным подспорьем для формирования гражданской идентичности учащихся средствами музейной педагогики. Ведь именно музейная педагогика, используемая в качестве эффективного педагогического ресурса, способствует формированию у школьников активной гражданской позиции, воспитанию внутренней свободы, желанию участвовать в общественно-политической жизни, складыванию системы нравственных ценностей. Музейная деятельность позволяет учащимся максимально самореализоваться.

Без учета опыта прошлого невозможно построить хорошее будущее. Для того, чтобы достигнуть этой цели, необходимо углубленно ознакомиться с историческим опытом предшествующих поколений. И здесь особую роль играет школьный музей и краеведческая работа.

Если попытаться рассмотреть школьный музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе, то можно прийти к выводу, что он является уникальной точкой преломления культуры и образования. Поэтому «музейность» в современное время приобрела новое качество. Передача социальной памяти осуществляется как бесконечный акт творческой реализации и творчества его создателей и «пользователей», к которым относятся руководитель школьного музея, школьный актив, а также, в той или иной степени, учащиеся школы, педагоги и добровольные помощники.

Историческое краеведение в современной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно — ориентированной личности.

В процессе становлении личности гражданина страны детям важно умом и сердцем осмыслить опыт прошлого, чтобы впитать в себя идею любви к Родине. Это возможно, когда человеческие ценности раскрываются перед умом и сердцем ученика в ярких эмоциональных образах, когда они пробуждают чувства гордости и сопереживания, благодарности и сердечной боли, когда соприкосновение с прошлым побуждает бороться за торжество правды и справедливости в жизни.

Наш школьный краеведческий музей был основан в 1967 году. И вот уже 50 лет он является прекрасной базой воспитания гражданских качеств учащихся средствами краеведения. Традиционными формами работы в музее являются линейки памяти выпускника Павла Шилина, погибшего в Чечне, посвященные Дню освобождения города и Дню Великой Победы, Дни воинской славы и многие другие.

В музее около 230 экспонатов. Среди них и личные вещи участников Великой Отечественной войны, их документы и награды, письма с фронта, фронтовые газеты, каски, гильзы, снаряды, предметы домашнего обихода, монеты, фрагменты посуды, найденные во время раскопок в окрестностях поселков, старинные книги и многое другое.

Краеведческий музей МБОУ СШ № 23 имеет комплексный характер экспозиций, включающий отделы природы, дореволюционной истории, истории советского общества и летопись родной школы. Изучение разнообразных естественнонаучных материалов местной природы в тесной связи с экономикой города и края, общественными процессами создают предпосылки формирования у учащихся гражданско-патриотических чувств, миропонимания, расширения кругозора и воспитания познавательных интересов и способностей.

Конечно, большим воспитательным потенциалом в формировании патриотизма является тема Великой Отечественной войны. Здесь важно помочь ребятам не только оценить подвиг земляков, но и увидеть героизм в повседневной жизни обычных людей, находящихся в тылу или оккупации.

Большое внимание музей уделяет поисковой работе. Выполнение поисковых заданий позволяет учащимся знакомиться с новыми интересными биографиями, узнавать ранее неизвестное о профессиональных достижениях и судьбах своих знакомых. Сегодня школа и музей могут гордиться результатами поисковой работы: Туристический маршрут «Сохраним свою историю»: улица Ковалёва, памятник харьковским красногвардейцам, станция Гуково; сбор материалов для книги «Почетные граждане города Гуково», «Пожелтевшие фотографии в семейном альбоме», собран богатый материал о боевом пути 321и 47 гвардейской стрелковых дивизий, освобождавших рабочие поселки Гуково в феврале 1943 года, «Президенты школьной республики».

Особенностью музея в школе является его самобытность. Он служит неотъемлемой частью музейно-педагогического процесса, адресован детской аудитории, строит свою работу на фундаменте активного вовлечения учащихся в сотворческую деятельность с педагогами и родителями. Те, кто непосредственно создают музей (Совет музея, руководитель и педагогический состав), в то же время являются его активными пользователями. Школьный музей интегрирован в образовательный процесс, то есть, связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин, таких как история, география и другие.

Успех работы музея во многом зависит от степени вовлеченности школьников в его деятельность. И здесь перед педагогами стоит самая главная задача — сделать музей центром школьной общественной жизни. В таком виде деятельность музея строится на основополагающих принципах: проведение научно-исследовательского поиска, включающего в себя элементы краеведческой работы, как основы для существования школьного музея; использования в учебном процессе различных форм как учебной, так и внеурочной работы: музейных уроков, экскурсий, круглых столов, дискуссионных площадок, брейн-рингов, краеведческих и научно-исследовательских конференций, проектной деятельности.

В МБОУ СШ № 23 музейная деятельность опирается на предметные кружки и факультативы, созданы кружки «Юный краевед» и «Юный экскурсовод». Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Такой вид работы требует привлечения дополнительных знаний. У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями. В зависимости от интересов и склонностей учащиеся выбирают направление исследования — «Довоенная история нашего города», «Участники Великой Отечественной войны», «Участники локальных войн».

Для того чтобы задействовать в музейной деятельности максимальное количество учащихся, для 5–10 классов разрабатываются поисковые задания «Пожелтевшие фотографии в семейном альбоме», «След войны в моем доме», «Славное прошлое городов Восточного Донбасса» и другие.

Музей школы № 23 стал основной точкой соприкосновения и сотрудничества с Червонопартизанской школой № 2 в рамках Международного социально-гуманитарного проекта «Содружество».

Школьный краеведческий музей — одно из самых действенных орудий воспитания патриотизма, любви к своей земле. Этому способствует всестороннее и многообразное отражение в нем жизни края, его прошлого и настоящего, связей местной истории и культуры с процессами более общими. И сами ребята высоко оценивают краеведческий музей как источник познания природы, истории, культуры родного края. «Я теперь больше узнал историю Гуково — моего родного города, и представляю себе, каким он был и стал в наше время», — пишет после посещения музея ученик школы. «Впечатление огромное. Во-первых, гордишься нашим народом, так как видишь все сам — его жизнь, его труд. Во-вторых, чувствуешь любовь к своей Родине», — так отзываются о музее наши выпускники.

К слову, личностные характеристики выпускника школы определены Федеральным государственным образовательным стандартом, и они требуют формирования гражданской идентичности учащихся, в которых любовь к своей Родине, уважение народа, его культуры и духовных традиций, осознание сопричастности к судьбе Отечества, уважение закона и правопорядка, осознание ответственности перед семьей, обществом, государством и человечеством. Сегодня общество нуждается в личности, обладающей высокой гражданской культурой, и задача школы эту личность воспитать в каждом школьнике.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
краеведческий музей
музейная педагогика
поисковая работа
гражданственность
школьный музей

Молодой учёный