Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в образовательной организации
Автор: Дьяченко Татьяна Владимировна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 08.11.2015
Статья просмотрена: 1401 раз
Библиографическое описание:
Дьяченко, Т. В. Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в образовательной организации / Т. В. Дьяченко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9115/ (дата обращения: 16.12.2024).
Приоритетной задачей ближайших десятилетий XXI века является реализация «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации», как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания.
Содержание стратегии определяется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 гг.», Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010–2015 гг»., в которых отражаются актуальные и перспективные задачи воспитания молодежи в России.
«Система гражданско-патриотического воспитания МБОУ «Хорошковская СШ им. Г. Ф. Цыбенко», направлена формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Управление воспитательной системой школы осуществляется через структурные компоненты школы как образовательного учреждения: детские объединения, отряды, кружки, спортивные секции, трудовые объединения. В школе работает ученическое самоуправление — Союз старшеклассников и Союз Мальчишек и девчонок. В сфере познавательной деятельности большую роль играет организация работы НОУ, телекоммуникационные проекты, конкурсы различных уровней. Тесные контакты связывают школу с социальными партнёрами: КДЦ, сельская библиотека, районный краеведческий музей, ДЮЦ.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации» на период до 2025 года, в части приоритетов воспитания: детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья.
В стратегии развития воспитания в Российской Федерации определена исключительная роль семьи в воспитании ребёнка. В связи с этим обращение к богатейшим традициям семейной педагогики, истории семьи, участия ее членов в Великой Отечественной войне, в общественной жизни страны помогает решать воспитательные задачи. Велика и неоценима роль социума и различных социальных институтов общества. Все это учитывается педагогами школы в процессе воспитания учащихся, при разработке проектов.
Воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина стали основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Оно позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы — научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
Любовь к Отечеству начинается с малого — с любви к родному уголку, родной стороне.
При планировании краеведческой работы в школе учитываются план мероприятий, проводимых как на муниципальном, так и региональном уровне.
Краеведческая работа реализуется: через школьную историки — краеведческую экспозицию, через внеклассную и внешкольную деятельность, посредством участия в Интернет-проектах, конкурсах.
Большое внимание краеведению уделяется и на внеклассных мероприятиях.
В стратегии развития воспитания предусмотрено развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
Так же отдельно выделено патриотическое воспитание, которое предусматривает «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания.
Воспитательная работа школы строится на основе программы «Школа как центр изучения наследия Омского Прииртышья в условиях села».
Цель — создание условий для формирования успешной личности, духовно и интеллектуально развитой, образованной, творческой, нравственно и физически здоровой, способной к сознательному выбору жизненной позиции, к самоопределению в современных социокультурных условиях.
Программа рассчитана на 5 лет. Целесообразность принятия программы обусловлена необходимостью проектировать систему воспитательной работы в школе в соответствии с новыми тенденциями гуманизации образования, сформулированными в ряде документов. (Закон РФ «Об образовании», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»).
Актуальность программы состоит в раскрытии возможностей детей, изучении исторического прошлого и настоящего своего села, края; поддержка талантливых детей и их сопровождение в течение всего периода становления личности, повышение интереса к делам школы, села, района, региона.
Воспитательная программа «Школа как центр изучения наследия Омского Прииртышья в условиях села» — это учебная деятельность, социальный успех, психологический успех. Учащимся предоставляется возможность реализовать себя в различных направлениях.
Реализация программы осуществляется в рамках проектов «Победы славные страницы», «Вахта памяти», «В краю родном», «Война 1941- 1945 годов — 70-летие Победы», День памяти жертв политических репрессий, мини проектов.
За время реализации программы накоплен богатейший опыт краеведческой деятельности у ребят, умение вести диалог, отбирать необходимый материал.
Проекты программы естественно вписываются в деятельность Хорошковской школы по гражданскому и патриотическому воспитанию, отражают педагогическую деятельность коллектива школы на протяжении многих лет.
В основу гражданского воспитания школы положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества.
Социальные проекты дают учащимся нашей школы возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе реализации проекта, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, города, страны в целом.
Реализация задач гражданского образования осуществляется через эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект учебно- воспитательного процесса.
В рамках учебно-воспитательного процесса школы определился проектный метод, нацеленный на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска, когда учащийся включён в активный познавательный процесс, самостоятельно осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Представляемый метод проектной деятельности охватывает всех учащихся и учителей, а также родителей учащихся. По опыту предыдущих лет можно утверждать, что проектная деятельность заинтересовывает ученический и педагогический коллективы, если они знают, что их проект будет востребован и оценен.
В настоящее время в школе сложилась система гражданско-патриотической работы построенная на проектной деятельности. Составляющими системы являются историко- краеведческий компонент (проект) «Привольный край, родная Павлоградка. Село родное — Хорошки», посвященный 100-летию села Хорошки, литературно-исторический компонент (проект) «Великие имена России. А. С. Пушкин», посвящённый 210-летию со дня рождения великого русского писателя и основоположника русской литературы Александра Сергеевича Пушкина, историко-краеведческий компонент (проект) «Победы славные страницы», «В краю родном», «Война 1941- 1945 годов — 70-летие Победы». Выбор тематики проектов в разные годы представлялся в зависимости от цели, поставленной педагогическим коллективом.
В системе управления проектом от начальной стадии — планирования до получения конкретного результата важна согласованность и упорядоченность в работе на основе общей идеи и цели команды единомышленников. Немаловажно в системе работы менять характер взаимодействия «управляющий — управляемый», постоянно меняясь местами, выполняя разные роли и функции, достигается оптимизация выполнения проекта.
Работая над проектами последних лет, отмечается уменьшение доли единоличного участия, возрастает объём действий по координации, наблюдается регулирование связей, отношений, взаимодействий между всеми участниками проекта. Доминирующую роль при этом играет моральная ответственность, так как на каждом этапе проекта различным творческим объединениям участников проекта приходится выполнять главную роль.
Построение проекта следующего года делается только при условии успешности предыдущего, благоприятности перспектив, реализации поставленных целей. У всех участников проекта свои роли, функции, предназначения. Нормативная база проекта представлена Положением, где чётко прописан функционал проекта.
Результатом работы стал богатый материал о ветеране нашего села, документы военных лет, фотографии, изучали исторические факты и доказывали своё отношение к событиям сороковых.
Реализуя направление «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, педагогическим коллективом нашей школы проводилась большая работа по патриотическому воспитанию. В юбилейный год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, школа работала в рамках проекта «Война 1941- 1945 годов– 70-летие Победы».
Результатом работы стал список жителей села, чьё детство пришлось на военное лихолетье, благодаря которому мы могли собирать краеведческий материал.
В условиях современного общества все большее значение приобретает приоритет человеческих ценностей. Но воспитание гуманной личности возможно только тогда, когда ребенок будет принимать непосредственное участие в общественно-полезных делах. Тимуровская работа для наших детей является необходимым и естественным делом, а также воспитывает в них такие качества, как доброта, отзывчивость, любовь к своей Родине, порядочность и честность.
Главный принцип в работе с детьми — это занятость добрыми и полезными для окружающих и интересными для самих ребят делами, которые воспитывают в них настоящих людей.
В заключение хотелось сказать: «На земле нет лучше края того, где ты родился и вырос» — эти слова могут стать эпиграфом ко всей краеведческой работе в школе как основе патриотического воспитания.
В Стратегию развития воспитания, в приобщение детей к культурному наследию добавлено: эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического; создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей, в этом направление необходимо определить методы работы, так как именно культурное наследие музейной и театральной культуры должно полностью реализовываться в условиях села.
Согласно стратегии необходимо создавать такие условия как, информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями.
Литература:
- Беспятова Н. К., Яковлев Д. Е. «Военно-патриотическое воспитание детей и подростков», методическое пособие М.2013 год.
- Белибихина Н. А. «Патриотическое воспитание школьников» 2010 год.
- Данцевич Н. Ю.«Патриотическое воспитание в современной школе». Национальный проект «Образование».
- Кадашникова Н. Ю. «Воспитываем патриота и гражданина» 2012 год
- «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации»(2015–2025)