Духовно-нравственное воспитания подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях и стандартах. Особое внимание к данному вопросу вызвано ухудшением морально-нравственной обстановки в обществе, подменой ценностей. Такие понятия как долг, честность, уважение уже утратили свое былое значение, а их место заняли эгоизм, безразличие, бездуховность, завышенная ориентация на материальные благи, что особенно проявляется в подростковой и молодежной среде. Задача учителей не стоять в стороне от всего происходящего, а помочь детям постигнуть суть нравственности, показать возможности совершенствования своего духовного начала, сформировать культурные и общечеловеческие ценности.
Воспитание — это организованный и направленный процесс оформления личности. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, так как его назначение в широком социальном смысле — передача накопленного опыта от старшего поколения младшему.
Задача формирования духовного опыта и ценностей может осуществляться посредством приобщение детей к культуре, быту, традициям своего народа, как известно, издавна детей в семье приучали к почитанию старших, прививали такие качества, как честность, забота о ближнем, любовь к труду. Обращение к своим истокам сегодня является залогом развития и укрепления будущего, так как именно современные дети в большей степени подвержены негативным социальным влияниям, происходящим в нашем обществе. Приобщение к культурно-историческому наследию должно начинаться с познания своего края, малой родины. Источником «живой» культуры, в настоящее время выступает музей, в котором собраны подлинные предметы старины, коллекции, исторические документы, выстроены содержательные экспозиции, все это создает особую атмосферу погружения в прошлое, дает возможность изведать тайны своей земли, понять, прочувствовать, пережить историю своего народа. Только человек, знающий свое прошлое, лучше ценит и настоящее.
Музейная область является центральным звеном музейной педагогики, дисциплины, сформировавшейся на стыке психологии, педагогики и музееведения [1, 105].
Музейная педагогика имеет обширный запас форм образовательно-воспитательной работы, к основным относятся: лекция; экскурсия; консультация; научные чтения; кружки; студии, клубы; литературные вечера, киносеансы; концерты; встречи с интересными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины. Помимо основных существуют также и нетрадиционные формы работы: урок-сказка; урок-сюрприз; исследование; изобретательство; анализ первоисточников и многое другое. Все эти мероприятия способствуют более глубокому знакомству с историей и культурой нашей родины, а также развивают познавательную активность, творческие способности, духовные потребности и интересы.
Деятельность в условиях музея порождает единство словесно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства аудитории. Именно в музее информация приобретает наглядность, образность, способствует активизации воображения, визуального мышление, обогащает словарный запас, становится средством передачи культурного и духовного опыта. С методической стороны, данная культурно-образовательная деятельность требует от музейных работников, учителей, высокой квалифицированной подготовки, знания методики проведения музейной работы, а также понимание особенностей той аудитории, с которой приходится взаимодействовать.
В нашем исследовании при организации музейной деятельности с младшими школьниками мы придерживались следующих принципов:
1. Осуществлять связь музейных занятий с темой урока, внеклассными мероприятиями, праздниками;
2. Использовать разнообразные приемы и формы музейной деятельности, включать игровые и творческие задания;
3. Учитывать развитие познавательных процессов в данном возрасте: памяти, внимания, мышления, так как преобладающим является наглядно-образное мышление, на основе которого формируется и абстрактно-логическое;
4. При проведении музейной экскурсии учитывать главенствующую роль зрительного восприятия;
5. Исторические факты, события должны излагаться на доступном для детей языке;
6. Между занятиями должна прослеживаться связь, опора на принцип от простого к сложному;
7. Необходимо формировать самостоятельность и творческую активность учеников.
Школьники 7–11 лет уже имеют определенные представления о времени, но они еще не совсем готовы воспринимать абсолютно абстрактные понятия. В этом возрасте чрезвычайно важно предварительно подготовить детей к посещению музея, помочь установить связь между увиденным в экспозиции и своим прошлым опытом.
При реализации духовно-нравственного воспитания в пространстве музея, мы опирались на школьный курс предмета «Окружающего мира» по программе «Школа XXI века Н. Ф. Виноградова». Музеи города Белгорода (музей народной культуры, историко-краеведческий, музей диорама и т. д.) предоставляют существенные возможности для реализации школьной образовательной деятельности. Именно в начальных классах закладываются основы культуры, искусства, дается первоначальное представление об окружающей действительности.
Так, например, при изучении тема урока «По одежке встречают», мы проводили музейную экскурсию на тему «Народный костюм белгородской области». Экскурсии в музей народной культуры проводились по следующим разделам: народные ремесла и промыслы; народные праздники, обычаи, обряды русского народа; мозаика народного костюма; мифология крестьян; народные музыкальные инструменты. Историко-краеведческий музей дал расширенное представление о белгородском крае.
При проведении конкретной тематической экскурсии, прежде всего, необходимо провести вводную беседу, посвятить в тему экскурсии, выявить знания учеников по изучаемой теме, важно соблюдать принцип от общего к частному. После вводного этапа следует переходить к более подробному рассмотрению экспонатов, их взаимосвязи между собой, помимо сведений о назначении предметов, можно рассказать детям об интересных и занимательных фактах из истории этих предметов, что вызывает у младших школьников повышенный интерес и положительные эмоции.
Помимо основных маршрутных экскурсий в музее, мы включали и виртуальные экскурсии (храмы Белогорья, памятные места и т. д.). Данный вид экскурсии обычно сопровождается слайд–шоу, фото и видеорепортажем. Преимуществами являются, широкий диапазон охваченных объектов при минимальной затрате времени. Имеется возможность остановить фрагмент, приблизить, рассмотреть детально, прокомментировать, что способствует формированию у учащихся навыком наблюдения. На разных этапах виртуальной экскурсии мы применяли различные интерактивные задания, например: вставьте пропущенное слово; заполните таблицу; отгадайте загадку, кроссворд; соедините слова. На этапе рефлексии ученики дополнили предложения «сегодня я узнал о …», «больше всего понравилось…», «я хотел бы посетить…», «я задумался о том, что…».
Можно отметить, что музейные экскурсии, занятия, являются неоценимым средством развития положительных эмоций, эстетического вкуса учеников, его познавательной активности, обогащают духовный мир. Во время экскурсий у учащихся появилась возможность получить ответы на многие вопросы, расширить преставления об окружающем мире.
На музейных занятиях ученики активно участвовали в театрализованных представлениях с костюмированием, песнями, плясками, инсценировали сказки, разыгрывали бытовые ситуации (за обедом в крестьянской семье, на ярмарке, встреча масленицы). Такие представления помогают ученикам лучше понять, пережить определенные изучаемые события. От учителя, музейных работников требуется серьезная подготовка, но результатом является то, что ученики из пассивных слушателей, становятся активными участниками музейной деятельности, лучше усваивают духовно-нравственные ценности.
Музейные занятия способствовали становлению учащихся на путь усвоения общечеловеческих ценностей добра, истины, красоты, а также национальных ценностей любви к своей родине, гордости за подвиги своего народа, уважения к труду и творчеству своих предков и современников.
Для достижения высоких результатов духовно-нравственного воспитания, следует проводить музейную работу систематически и целенаправленно, а также учитывать и то, что именно дети младшего школьного возраста характеризуются повышенной восприимчивостью и доверчивостью ко всему происходящему.
Литература:
1. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие / Б. А. Столяров. — М.: Высшая шкала, 2004–216 с.