Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
Автор: Чумакова Наталья Юрьевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)
Дата публикации: 31.10.2013
Статья просмотрена: 1419 раз
Библиографическое описание:
Чумакова, Н. Ю. Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников / Н. Ю. Чумакова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4375/ (дата обращения: 22.12.2024).
Вопросы духовно-нравственного воспитания, формирования ценностно-смысловой сферы личности, мировоззренческих позиций занимают ведущую позицию в области педагогических интересов. Данной проблеме посвящено множество трудов. Глубоко был прав В. А. Сухомлинский, отмечая, что нравственное воспитание эффективно повлияет на развитие личности, если удастся сделать ребенка воспитуемым (восприимчивым к воспитанию). Решение данной задачи осуществляется все сложнее, нормы, ценности, правила поведения, которые ребенку прививают в школе, часто противоречат тому, с чем он сталкивается в повседневной жизни. Так, например, информационные технологии и их повсеместное использование, являются не только средством развития, приобретения необходимых навыков и умений, но также и средством пропагандистской деятельности, разрушающей традиционные ценности, взгляды, идеалы, что негативно влияет на нравственное развитие подрастающего поколения. Чтобы воспитать личность устойчивой в выборе жизненных ориентиров, необходимо начинать, как можно раньше формировать духовную активность, которая была бы направлена как на преобразования самой личности, так и окружающей действительности. Данные цели должны реализовываться педагогом совместно с семьей и другими субъектами социализации личности.
Нравственность и духовность человека в его становлении неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты. Нравственность — компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность — это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом. Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем целенаправленный организованный процесс, результатом которого должна стать система духовно-нравственных представлений, взглядов, убеждений, ценностей и мотивов поведения личности. Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для их усвоения, когда ребенок только начинает постигать новую систему отношений с окружающими людьми, включаться в новые виды и формы деятельности.
Духовно-нравственное воспитание, становление и развитие личности происходит путем освоения ею культурно-исторического опыта, который накопило человечество за время своего существования, ценностное значение хранит в себе и формировавшаяся на протяжении нескольких веков русская народная культура, ее обычаи и традиции. Народная культура всегда укрепляла нравственный облик своего народа, пропитывала глубоким содержанием всю его жизнь, протекающую в обычаях и обрядах, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов. Одним из средств накопления, сохранения и передачи культурного и духовного опыта является музей, его воспитательная и образовательная функция значительно возросла, как и роль музейного педагога. В настоящее время разрабатываются и совершенствуются музейные программы для разных категорий посетителей, которые выступают не только как объект, но в большей степени как субъект музейно-педагогического процесса. В связи с повышенным интересом к народной культуре, музей привлекает все больше специалистов, народных умельцев, песенных и танцевальных коллективом, педагогических работников и самих учащихся.
Музейная среда и музейные предметы являются важнейшим средством эмоционального воздействия в нравственном воспитании, грамотно выстроенные экспозиции, создают яркое впечатление, погружают учеников в мир прошлого, что позволяет дать им опыт разнообразных эмоциональных переживаний (удивление, интерес, сопереживание, радость познания и т. д.), затрагивают высшие духовные чувства, вносят гармонию в душевный мир ребенка. Музейная среда помогает лучше познать народную культуру, активная деятельность младших школьников, в условиях музея, реализующаяся при знакомстве с русскими семейно-бытовыми традициями, промыслами, ремеслами, с народными песнями и танцами, праздниками и обрядами, позволяет детям ощутить себя истинными носителями и продолжателями своей традиционной культуры.
Основными формами образовательно-воспитательной работы в музее, преимущественно с младшими школьниками являются: экскурсии; музейные уроки; кружки; студии, клубы; литературные вечера, киносеансы; концерты; встречи с интересными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины. Данные мероприятия способствуют более глубокому знакомству с историей и культурой своего народа, а также развивают познавательную активность, творческие способности, духовные потребности и интересы. Особое значение в процессе такой работы имеют музейные праздники, которые проводятся в музее народной культуры, и оказывают влияние на духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Праздники всегда вызывают у младшего школьника наибольший интерес, являются не только средством развлечения, но и обогащают мир его впечатлений и представлений, активизируют процесс восприятия, который создает благоприятную почву для нравственного и духовного воздействия на ребенка.
Автор книги «Русские народные праздники» Г. П. Блинова, трактует это понятие следующим образом: «Праздник представляет собой значительный общественный акт, который является более важной первичной формой человеческой культуры. Праздник — торжественная форма ознаменования различных событий личной и общественной жизни, основанная на поверьях и обычаях народа, день свободный от трудов и повседневных будничных забот» [1, с. 90]. С языческих времен праздники дожили до наших дней, подчас входя в современные религиозные системы. Например, празднование русским народом Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию. Современная жизнь дополняет этот праздник новыми элементами [2, с. 157]. Существуют также малые праздники, которые связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты, сбор урожая и т. п.
В музее народной культуры для младших школьников проводятся такие праздники как «Осенины», «Яблочный спас», «Покров», «Троица», «Святки», «Масленица», «Сороки», «Рождество». Праздник «Осенины» посвященный собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию, направлен на воспитания уважительного отношения к крестьянскому труду, к хлебу, на формирование представлений о традициях, обрядах осеннего праздника. Праздник «Масленица» пробуждает эмоциональное отношение к жизни, природе, знакомит с традициями проводов зимы и встречи весны, содействует воспитанию щедрости, доброжелательности, а также уважение к укладу жизни, быту, обычаям наших предков.
Встреча праздников часто сопровождалась закличками, зазывалками. Заклички имеют напевную, ритмичную форму, через них люди выражали уважение, восхищение природой, обращались к силам природы с просьбой тепла, плодородия, мира и благополучия. Использование закличек при проведении народных праздников способствует формированию у младших школьников любви и эмоциональной привязанности к природе, а также формирует познавательный интерес к явлениям окружающей среды. Заклички часто совмещаются с игровыми, ритуальными действиями, имитирующими процесс поклонения и обожествления природы, а также с плясками, песнями, хороводами. Народные праздники выросли на почве мифологического сознания древних славян, но всегда выражали интересы человека труда — земледельца, скотовода, охотника и рыбака. Все благополучие его жизни зависело от природных условий. Нужно было договориться с силами, которые управляли Солнцем, Небом, Матушкой-Кормилицей-Землей, эти силы воспринимались славянами как живые и властные существа, они олицетворялись и обожествлялись.
В праздник Сороки, когда день с ночью меряется, у русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок, главную роль играли дети, их одаривали печеньем в виде птичек. Ученики могут проявить свое творчество в подготовке к празднику, изготовить из теста жаворонков, ласточек, сорок, соловьев, синичек. На основе усвоения традиций, ученики лучше познают жизнь своих предков, их быт, впитывают духовный опыт общения с окружающим миром, учатся наблюдать красоту, особый смысл в отношении людей к природе, в их общности. Как известно на всех празднованиях самым важным было совместные действия. Это проявлялось в общем веселье, совместных обрядах, а также и каждый отдельный участник праздника вносил свой определенный вклад, например женщины, девушки, готовили и устраивали трапезу, дети изготавливали обрядовые куклы. Совместные действия учеников в организации и проведения народных праздников улучшает их взаимоотношения, а особая эмоциональная окраска вызывает чувство духовной связи и единства.
Народные праздники часто сопровождались песнопением. Яркость и доступность музыкально-поэтических образов народных песен способствует более глубокому усвоению нравственных норм, в народных песнях воспевалась родная земля, выражались думы и чувства тружеников, их мечты о лучшей жизни, о свободе. Все, что происходило в жизни народа, воспето в народных песнях. Особое настроение передают и календарно-обрядовые песни — это веселые шуточные напевки, которые пелись на Святки, Масленицу и т. д.
Религиозные народные праздники, такие как «Троица», «Пасха», «Рождество», помогают детям познать православные традиции, их историю и ценностное значение. Посредством праздников дети усваивают нравственные правила, которые завещал нам Бог и по которым должен жить каждый человек: быть добрым, верным, любящим, честным.
В музее имеется специальный уголок для проведения православных праздников с соответствующими атрибутами, в первую очередь это красный угол с иконами. Если это праздник «Троица», то зал украшается зеленью, ветками березы, праздник «Святая Пасха» празднуется в ярких радостных тонах. Дети изготавливают и раскашивают пасхальные яйца, которые по традиции нужно дарить друг другу. Перед подготовкой к празднику необходимо провести беседу о значении православного праздников, о том, как готовились, праздновали его православные люди. Также большое значение имеет работа над притчами, пословицами и поговорками, например: «Молитва и труд все перетрут», «Господь терпел и нам велел», «На Бога надейся, да сам не плошай». Помимо этого обязательно нужно познакомить детей с народный календарем, который является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Необходимо обратить внимание детей на то, что у простого народа, в основном крестьян исчисление было не по месяцам и дням, а по церковным праздникам и постам. Не было дня в году, не отмеченного поминовением какого-либо одного, а чаще нескольких святых — поэтому народ прекрасно обходился без привычных для нас чисел и месяцев. О смене времен года с древних времен славяне узнавали по разным приметам.
Таким образом, цель проведение праздников в музее направлена на приобщения учеников к традициям и обычаям своего народа, формирование основ народной культуры, духовных и нравственных ценностей. Методы и приемы, которые используются педагогом, должны опираться на возрастные особенности детей, а содержание на культурно-исторический опыт.
Литература:
1. Блинова, Г. П. Русские народные праздники. Теория и история. Учеб. пособие / Г. П. Блинова.- М.: Вузовская книга, 2000–168 с.
2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков — М.: Академия, 1999. — 168 с.