Фольклорный праздник как средство приобщения детей к народной культуре
Автор: Зикк Татьяна Павловна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 4270 раз
Библиографическое описание:
Зикк, Т. П. Фольклорный праздник как средство приобщения детей к народной культуре / Т. П. Зикк. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3234/ (дата обращения: 22.12.2024).
Детство — один из самых важных этапов в жизни ребенка. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия — миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Само предназначение детского возраста заключается не только в овладении знаниями, но и в становлении базовых характеристик его личности — самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. Отсюда особое внимание педагогов и психологов, работающих с детьми к адаптации ребенка в жизни общества, особо остро проблема встает при работе с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Каждому человеку нужно научиться самовыражению и правильному пониманию собеседника. Неспособность ребенка правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание же другого человека — причина возникновения страха, отчужденности, враждебности. Социальная адаптация ребенка не осуществляется сама по себе, детей надо учить оценке собственного положения в обществе, эффективному взаимодействию с другими людьми, адекватному восприятию себя и другого человека.
Однако у детей, оставшихся без родителей, данная связь рвется, что негативно сказывается на всем процессе социализации личности, в том числе на адаптации в жизни нового коллектива — коллектива детского дома. Одним из решением данной проблемы может стать создание детских домов семейного типа. В основу модели детского дома семейного типа положена структура, позволяющая приобретать ребенку индивидуальный социальный опыт в условиях семьи, систематизирующим фактором которой является условие совместного проживания братьев и сестер в одной семье, независимо от их возраста. Данная структура действует по принципу «замещающей семьи». Концепция воспитания, принятая в детском доме, предполагает, что педагоги должны способствовать осознанию ребенком необходимости реализовать свои потребности и творческую индивидуальность с учетом реальностей жизни, природы, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним в обществе.
Таким образом, весь процесс воспитательной работы строится на основе гуманистического подхода, уважительного отношения к личности ребенка, проявлению самостоятельности в любых видах деятельности, что предполагает построение эффективного взаимодействия детей в группе сверстников и здесь перед педагогами остро стоит поиск методов воспитательной работы, способствующих социальной адаптации детей в новом коллективе, в социальной семье.
Весьма продуктивно в этом направлении использование фольклорного праздника в воспитательном процессе образовательного учреждения.
По мнению К. Д. Ушинского, для достижения успехов в педагогике необходимо опираться на систему, созданную самим народом, в которой учитываются природные наклонности человека, своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды и обстоятельств. Знание устного народного творчества, т. е. отраженного в нем народного опыта воспитания, и применение его на практике помогает создать наиболее благоприятную обстановку воспитания ребенка.
В настоящее время коллективы многих образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной воспитательной работы, обращаясь к традиционному народному наследию. Народные промыслы незаменимы в воспитании эстетических чувств ребенка, народный фольклор (сказки, загадки, песни, потешки и т. д.) гармонично входит в повседневную жизнь ребенка, постоянно вызывая положительные эмоции, народные игры все большее место занимают в его игровой деятельности.
Особенное значение народное творчество приобретает при организации праздников в детском коллективе. Фольклорный праздник — это всегда радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети. Он должен войти в жизнь ребенка ярким событием и остаться в памяти на долгие годы. Недаром говорят, что впечатления детства самые сильные, незабываемые.
Праздник — это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроем, создает то особое ощущение, которое мы называем праздничным. Кроме того, праздник — важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов способствуют развитию у детей чувства прекрасного.
Правильно организованная подготовка праздников — одно из условий успешного их проведения. В ходе проведения праздников дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это должно быть заметно во всём: в нарядности помещения, парадности в одежде взрослых и детей, особом эмоциональном настрое коллектива. При проведении праздников желательно использовать местные традиции, обычаи, игры. Эмоциональность восприятия праздничного материала усиливается благодаря активному участию взрослых. Педагоги могут спеть песню, прочитать рассказ, сказку или стихотворение, исполнить пляску. Для каждого ребёнка должна найтись, пусть незначительная, маленькая, но определённая роль в сценарии.
Оформление помещения в праздничные дни имеет большое значение. Выдумка, творчество в оформлении комнат, убранство зала, вестибюля, участка, подготовка костюмов и атрибутов к отдельным номерам программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца чувством удовлетворения, радости. Оформление зала должно отличаться особой парадностью и торжественностью. Главным, ярким пятном является оформление центральной стены в соответствии с тематикой праздника. После проведения праздника рекомендуется не торопиться снимать оформление. Дети должны иметь возможность вновь придти в зал, вспомнить, что больше всего им понравилось на празднике, повторить праздничные номера в непринужденной обстановке.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, поэтому очень важно, чтобы она раскрывалась на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересов.
В программе праздника рекомендуется сочетать разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение.
Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Таким образом, праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, музыка, общее приподнятое настроение — все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети должны участвовать в празднике активно, а не выполнять роль пассивных слушателей. Педагогу необходимо предоставить ребенку возможность проявить себя, либо в чтении стихов, либо в пении, либо в танце.
Подготовка и проведение фольклорных праздников — это своеобразное коллективное творческое дело, в котором задействованы все дети и взрослые, включая каждую службу детского дома. Праздники стали в детском доме доброй традицией. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция», — отмечал А. С. Макаренко. Традиция — это постоянно действующая форма коллектива, её нельзя навязывать, она является результатом самой жизни.
Изучив воспитательный аспект воздействия праздничной, мажорной обстановки на детей, имеющих негативный социальный опыт, мы пришли к выводу, что фольклорный праздник является действенной формой работы по социальной адаптации ребёнка в коллективе детского дома семейного типа. Мною была разработана программа «Фольклорный праздник в круг зовет друзей», которая представляет собой программу социальной адаптации детей-сирот. Программа рассчитана на 2 года.
В основе построения программы лежат такие дидактические принципы, как последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность. Изучение программного материала строится на основе формирования образного мышления и развития творческой инициативы ребёнка, комплексного освоения материала, индивидуального подхода в условиях коллективного обучения детей в группе.
Главным условием отбора фольклорных произведений для проведения праздника является их эстетическая ценность и личностно-значимый потенциал содержания. Значительную часть программного содержания праздника представляет детский фольклор, так как он наиболее близок, понятен, полезен и доступен детям.
Технология подготовки и проведения праздника предусматривает прохождение трех этапов: создание предпраздничной ситуации в жизни детей, затем праздничной атмосферы (как результат деятельности в предпраздничный период) и, наконец, анализ осмысление педагогом комплекса акций, действий, усилий в послепраздничный период. Но все три этапа определяются единым «ядром»: событием, которое играет цементирующую роль — праздничным действием.
В каждый праздник органично вошли народные песни, танцы, потешки, пословицы, загадки. Оформление зала в народном стиле с использованием поделок, сделанных руками детей обеспечивало атмосферу праздника еще до его начала.В ходе подготовки и проведения праздника дети на основе знакомства с народным искусством сами делают украшение мест проведения праздников, изготовляя самую разнообразную атрибутику, согласно народным традициям и обычаям.
Исполнение песен, танцев развивает творческий потенциал детей. Игровые и плясовые песни — образно яркие, напевные, поэтичные. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной степени были внесены почти в любую песню, пение сопровождалось разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходило разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.
Праздничное действо, участие в подготовке праздника сплотили коллектив детей. Каждый мог найти себе дело по душе, имел возможность приложить свои способности, возможность самовыражения через творчество.
После первого года апробации программы, нами была проведена контрольная диагностика детей с целью определения эффективности проводимой работы.
Результаты исследования показали положительную динамику изменения социальной адаптации детей в группе. Из чего можно сделать вывод об эффективности проводимой работы с использованием разработанной программы использования фольклорного праздника как формы социальной адаптации детей.
Литература:
Бондаренко О. Э. Праздники христианской Руси. / О. Э. Бондаренко. М.-1996. — 274 с.
Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка /Н. А. Ветлугина. — М,1968. — 342 с.
Волков Г. Н. Этнопедагогика. / Г. Н. Волков. М. — 1999. — 164 с.
Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М, 1986. — 279 с.
Изабелла Шангина Русские праздники. От святок до святок / Шангина И. СПб., 2004. — 270 с.
Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. / Ф. С. Капица. — М. 2003. — 257 с.
Челышева Т. В. Спутник учителя музыки. / Т. В. Челышева М.-1993. — 236с.