Роль народных праздников в социализации старших дошкольников
Авторы: Жилина Елена Александровна, Кошель Наталья Григорьевна, Маркова Галина Владимировна, Иванова Светлана Владимировна, Савченко Валерия Витальевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 30.07.2018
Статья просмотрена: 3424 раза
Библиографическое описание:
Роль народных праздников в социализации старших дошкольников / Е. А. Жилина, Н. Г. Кошель, Г. В. Маркова [и др.]. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14450/ (дата обращения: 16.11.2024).
Социализация старших дошкольников является сложным структурным образованием, отражающим потребность ребенка в общественно значимом изменении и преобразовании себя и окружающей действительности, которые зависят от совокупности определенных знаний о мире (информационно-когнитивный компонент), от содержания установок, мотивов и связанных с ними отношений, интересов, стремлений (мотивационно-эмоциональный компонент) и актуализации собственного опыта (деятельностный компонент). На прохождение процесса социализации ребенка оказывают влияние его индивидуальные особенности (тип личности, а также ее интеллект), психические состояния (астеническое или стеническое) и типичные настроения, уровень и форма общения и взаимодействия с окружающими. Но, несмотря на то, что социализация каждого конкретного человека имеет индивидуальные особенности и проявления, она осуществляется по определенным правилам, имеет свои механизмы. Обычно механизмы социализации классифицируют следующим образом: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание).
Народные праздники, как средство социализации дошкольника, позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой простор проявлению его индивидуальности как полноты самоосуществления, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве. Многообразие народных праздников проявляется в активизации познавательных способностей, коррекции недостатков личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое — далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем [5].
В любом народном празднике воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений. Это такие народные праздники, как Масленица, Рождество, Троица, День Покрова. Кроме того, праздник требовал, подчёркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, даже незнакомым людям, а также участия всех во всеобщем веселье и праздничной трапезе. Все эти атрибуты праздника содержали в себе высокий воспитательный потенциал для формирования нравственных основ молодого поколения. Сегодня, воссоздавая в сценарии народного праздника все обряды и традиции праздничной культуры, педагог дошкольного образовательного учреждения формирует основы нравственной культуры: уважительное отношение к пожилым людям, почитание родителей, быть приветливыми, гостеприимными, добрыми [6].
Использование этих праздников в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения позволяет воспитателям формировать у детей дошкольного возраста систему общечеловеческих ценностей, правила поведения в социуме и семье.
Важным компонентом любого народного праздника на Руси являлись обряды. «Обряды — совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми традициями; обычный порядок, церемония чего-либо», — читаем в толковом словаре В. Даля.
В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Воспитательное значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания [2].
В жизни каждого народа праздник играет коммуникативную, регулятивную, компенсаторную, эмоционально-психологическую, идеологическую, нравственно — воспитательную роль.
Главной целью нравственного воспитания дошкольников на основе народных обрядов и праздников является приобретение детьми нравственного опыта, наследование духовного достояния русского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.
По словам Д. С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только подачей знаний».
Именно поэтому родная культура как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Куприна Л. С., Е. Н. Водовозова и другие). Сейчас, в сложный период, коллективы многих дошкольных учреждений продолжают искать возможности для плодотворной деятельности, обращаясь именно к традиционному народному наследию [9].
Воспитательная направленность народных праздников для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.
Народный праздник — это синтез практически всех видов искусства: литературы, музыки, живописи. Вот почему приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках [3].
Праздники — это замечательная возможность для дошкольников проявить самые разнообразные таланты, так как главная особенность праздника — его творческая театрализованная основа. Это возможность объединить детей и взрослых общей целью, снять некоторые внутренние конфликты, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества.
Свойство народных праздников — это радостно преображать все вокруг; помогать людям ярче переживать и осмысливать события из жизни природы и духовной истории, что делает их незаменимым подспорьем в воспитательной работе с детьми. Дети прекрасно чувствуют смысловую глубину праздничных образов, инстинктивно постигая их, вопреки искусственно прерванной передаче традиций из поколения в поколение. Как это ни удивительно, но в наше время дети, соприкоснувшиеся с народными праздниками в детском саду, нередко могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир, полный гармонии и радости [8, с.67].
Организация народных праздников — одна из традиционных форм образовательной деятельности в детском саду. Особая ее значимость заключается в том, что приобщение к национальной культуре в форме праздника, живо затрагивающего эмоциональную сферу дошкольников, позволяет заложить в них чувственную основу национальной принадлежности, сформировать определенный опыт [7].
Народный праздник позволяет осуществлять процесс воспитания дошкольников более целостно, то есть способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного развития, помогает в постижении окружающего мира, учит быть добрыми и ласковыми, погружает в исконно народную речь, культуру, традиции.
В дошкольном возрасте роль эмоций, эмоционального включения и переживания особенно велика. Они создают эмоциональное принятие той или иной социальной ценности, обеспечивая следование ей в жизни, интерес и более полное понимание в последующих возрастах.
Народный праздник создает объективные предпосылки коллективной праздничной организации детей. Коллектив — основа социальной жизни и складывающихся в процессе совместной деятельности общественных отношений. Общение в условиях праздничной коллективной организации становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям народа [1].
Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его развития.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа [4].
Участие дошкольников в народном празднике создает условия не только для их знакомства (когнитивный, мыслительный компонент) с элементами национальной культуры (праздниками, обычаями, песнями, припевками, танцами, костюмом и тому подобное), но и для позитивных эмоциональных переживаний, эмоционального включения (эмоциональный компонент), собственного непосредственного участия, собственной деятельности по реализации народных традиций (поведенческий компонент). Чем более широкими, многоаспектными и яркими будут эмоциональные переживания детей в процессе подготовки и участия в празднике, чем больше им будет предоставлена возможность активно действовать, взаимодействовать с другими воспитанниками, проявлять себя, тем большим будет включение, принятие, интеграция в национальную культуру, а тем самым и становление национальной и культурной идентичности ребенка. Можно сказать, что народные праздники организуют детей, учат делать выбор и адекватно оценивать его, приучают к определённым правилам, учат быть ответственным за отведённую роль в празднике.
Посредством проведения народных праздников происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к родному краю. Познавая традиции праздников, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. У детей пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус [6].
Во время таких праздников дети не только учатся взаимодействовать друг с другом, развивают свои эстетические чувства, но и знакомятся с культурой своей народа, а также с традициями, которые пришли к нам из глубокой древности и некоторые сохранились и по сей день. Дети знакомятся с костюмами, игрушками, росписью, музыкальными инструментами, народными игрушками и росписью. По мимо теоретических знаний, ребята получают и практический опыт, так как имеют возможность во время участия в празднике детьми используются и игрушки, и народные костюмы, а также, дети играют на музыкальных инструментах.
Влияние народных праздников на социализацию детей неоспоримо. С помощью них можно решать практически все задачи методики социализации и наряду с основными методами и приемами социализации старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал творчества народа.
Если народные праздники отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование народных праздников в социализации детей вполне оправдывает себя. Народные праздники помогают детям познавать окружающий мир, знакомят с действительностью и жизнью взрослых через активную деятельность самих детей и через предметный мир. Они предоставляют возможность самопознания, выявления своей роли среди других людей и сверстников.
Народные праздники, как средство социализации дошкольника, позволяют расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой простор проявлению его индивидуальности как полноты самоосуществления, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве.
Литература:
- Горохова, Макарова: Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия. 2005 г.
- Гуров В. Н. Содержание и организация социальной адаптации личности ребенка в дошкольном учреждении. — Ставрополь, 1999. — 198 с.
- Еремеева М. В., Еремеев С. В. Все праздники в детском саду. 2004 г.
- Загвязинский, В. И. Теории обучения и воспитания: учебник: [рек...] / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова; Учеб.-метод. об-ние вузов РФ по псих.-пед. образованию. — 2-е изд., стер. — Москва: Академия, 2013. — 256 с
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка.— М.: Педагогика, 1986.— 320 с.
- Захарова С. Н. Праздники в детском саду. 2004 г.
- Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. Для работы с детьми 5–7 лет. 2007 г.
- Крысько В. Г. Социальная психология: Курс лекций / В. Г. Крысько. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с.
- Мардахаев, ЛВ. Социальная педагогика: основы курса: учебник: Л. В. Мардахаев; Учеб.-метод. об-ние вузов РФ по образованию в обл. социал. работы. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2011. — 376 с.