Знакомство детей дошкольного возраста с традициями русской культуры через ознакомление с народными праздниками
Авторы: Маковеева Светлана Владимировна, Сафонова Людмила Ивановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XXXII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июнь 2022)
Дата публикации: 25.06.2022
Статья просмотрена: 4506 раз
Библиографическое описание:
Маковеева, С. В. Знакомство детей дошкольного возраста с традициями русской культуры через ознакомление с народными праздниками / С. В. Маковеева, Л. И. Сафонова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 9-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/452/17353/ (дата обращения: 17.12.2024).
Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего».
Народная мудрость
Одной из важных задач нынешнего времени считается поддержание сохранности национального единства России. Перемены, происходящие в нашем обществе, побуждают нас по-новому посмотреть на народные праздники и обычаи. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами задачи и условия для их выполнения и развития личности детей дошкольного возраста.
Целью приобщения детей к традициям русской культуры является формирование и систематизация знаний детей о культуре, обычаях традициях русского народа, представления подрастающего поколения о том, как жили русские люди, как работали и отдыхали, какие игры были у наших предков.
Работа в направлении духовно-нравственного воспитания дошкольников способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомление с обычаями, традициями, народным творчеством. Знакомство дошкольников с народными играми, «непривычными» для современных детей позволяет обогащать их знания.
В народных традициях основным понятием является «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», общенародное видение мира, позиция человека в этом мире. Недаром знакомству дошкольников с национальной культурой, с традициями отводится важная роль в формировании личности ребенка, поддержанию и укреплению национальной культуры. Приобщение детей к народным традициям, фольклору, способности к общению, уважению к родному дому — является основной педагогической идеей, которой нужно придерживаться.
Народные праздники и торжества — это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, которая связывает нас с прошлым. Сегодня, рассматривая наследие прошлого, дети не всегда понимают смысл народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни народа. А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру родной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков, понять их обычаи и традиции [2].
Жизнь могла бы быть скучной и серой, если бы люди не выдумали праздники. Именно в праздниках лучше всего отражаются традиции каждого народа, то во что верят люди, чем гордятся и восхищаются.
Праздники бывают разные:
— семейные — отмечаются членами семьи, родственниками и близкими друзьями;
— календарные — связаны с сезонными изменениями природы;
— религиозные — связанные с почитанием каких-либо сил или объектов природы, важных событий или памяти известных людей, прославившихся своими поступками;
— государственные — отмечают все жители какой-либо страны.
Но есть и такие праздники, которые отмечаются только одной группой людей или жителями только одной страны [1].
Если, начиная с раннего возраста, давать представление детям о родной культуре, родной речи, знакомить с произведениями устного народного творчества, то это будет содействовать развитию духовного, эстетического, нравственного воспитания. Такие знания помогут детям и в будущем сохранить все культурные ценности нашей Родины.
Для развития личности ребенка дошкольного возраста народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:
— традиционные праздники позволяют познакомить детей с историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;
— народные праздники объединяются с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердию, великодушию, справедливости и др.;
— методически грамотно сформулированное и проведенное занятие, праздник формирует народную культуру детей дошкольного возраста.
В каждом народном празднике выражены человеческие ценности, духовность народа, его убеждения, понимание труда и человеческих отношений. Это такие традиционные праздники, как Масленица, Рождество, Иван-Купала, День Покрова и другие малознакомые праздники, такие как День русского платка, День русской печи.
Знакомство детей с традиционными праздниками русской культуры может проводиться и в продуктивной деятельности детей. Реализуя образовательную деятельность, педагогу необходимо ориентировать ее в тематике наиболее распространенных и известных народных праздников. Использовать все возможные виды продуктивной деятельности: рисование, аппликация, лепка и д. т. В процессе продуктивной деятельности дети создают игрушки, символы праздников. Это очень увлекательно как для детей, так и для педагогов.
В процессе приобщения дошкольников к традициям русской культуры необходимо включать в работу родителей. Постепенно такие праздники станут восприниматься как средство взаимодействия с родителями, это способствует более активному привлечению родителей в педагогический процесс. Педагогам необходимо занимать родителей подготовкой к традиционным праздникам: к изготовлению костюмов, тряпичных кукол, к участию в конкурсах. При таком взаимодействии родители перестанут быть наблюдателями, а превратятся в инициативных участников. Такая модель проведения праздника поможет создать дружественные и доверительные отношения между педагогами и родителями. А главное — показывает каждому ребёнку важность и авторитетность семьи в его жизни. Более того, в родителях будет возникать желание подумать над теми вопросами, что они желали бы воспитать в своих детях, как культурное и духовное наследие в условиях народного праздника.
Большое место отводится обрядовым праздникам.
Обряды для ребенка — это, прежде всего встреча с национальными обычаями, верованиями и суевериями, с театральностью. Зимний святочный обряд — пение рождественских колядок, ряжение, гадание, встреча старого нового года и посевание.
Знакомство с народным календарем (встреча осени, Рождество, колядование, Масленица, встреча весны). При этом его связь с жизнью землепашца, с крестьянским трудом. Важно осознание ребенком причастности к этому доброму, мудрому миру, несущему радость через образы зверей и птиц («Петушок», «Зайка») — наших братьев меньших, через встречу с природой. Дети в процессе знакомства с народным календарем (по месяцам), участвуют в игровых действиях — в осенних работах по сбору урожая и заготовке впрок, выясняют, что такое осенины: капустник, рябинник, кузьминки... Совместно с музыкальным руководителем знакомим детей с песнями о труде. «Посмотрите, как у нас в мастерской» — игровая, «Буду жито жать» — жнивная, «Серпы золотые» — жнивная, «Восенушка, осень» — осенинная, «Ой, ниточка» — шуточная, «Эй, ребята, не жалейте» — трудовая припевка, «Уж ты, прялица» — плясовая. Дети испытывают удовольствие, обыгрывая трудовой процесс, и одновременно получают представление о смысле и содержании труда. Осень заканчивается обязательной игрой в посиделки, с приглашением родителей, на котором рассказывают выученный материал об осени, поют песни, водят хороводы.
Проанализировав разнообразие деятельности детей на праздновании различных народных праздников, можно четко проследить возможность внедрения данной тематики в любую образовательную область ФГОС, что является важнейшим условием образовательного процесса.
Подготавливая и реализуя праздники, педагог должен стараться создавать у ребенка эмоциональный рост, прекрасное настроение, чувства любви к Родине, формировать знания о традициях народных праздников, специфике организации праздничных действий.
Приобщая дошкольников к истокам русской народной традиционной культуре, разносторонне развивается личность каждого ребенка, который, будет носителем особенностей русского характера, русской ментальности.
Литература:
- Приобщение дошкольников к традициям через народные праздники maam.ru https://www.maam.ru/detskijsad/priobschenie-k-tradicijam-cherez-narodnye-prazdniki.html
- Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры через народные фольклорные праздники» https://nsportal.ru https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/12/proekt-priobshchenie-doshkolnikov-k-istokam-russkoy-narodnoy-kultury